В условиях насыщения крупнейших сегментов рынка, существенных изменений в структуре отрасли Темпы роста выручки по сегментам не ожидается. Более половины доходов приходится на сотовую связь. Этот сегмент растет быстрее остального рынка, в основном за счет услуг мобильного интернет-доступа. Как следствие, к 2018 году на сотовую связь будет приходиться почти 2/3 рынка.
Динамика телекоммуникационного рынка России в 2009-2018 годах
Почти 80% российского рынка телекоммуникаций формирует "большая четверка" - "Ростелеком", МТС, "ВымпелКом" и "МегаФон", присутствующие во всех основных сегментах отрасли связи. По итогам 2013 года четыре лидера совместно контролируют (по доходам):
■ 89% рынка сотовой связи
■ 78% рынка местной телефонной связи
■ 90% рынка междугородной и международной связи
■ 58% рынка широкополосного доступа в интернет
■ 38% рынка платного ТВ
При этом большинство привлекательных активов на рынках ШД и платного ТВ уже приобретены этими компаниями, и 2012-2013 годы показали заметное снижение M&A–активности. Тем не менее, в будущем не исключены миллиардные сделки между лидерами отрасли по продаже и приобретению активов, которыми завершится окончательный этап консолидации телекоммуникационного рынка России.
По предварительным данным, в 2013 году российский телекоммуникационный рынок достиг размера 1 635 млрд рублей. Темпы роста рынка составили 6%, снизившись по сравнению с 2012 годом на 1 п.п. Тенденция к снижению динамики продолжится в следующие годы – среднегодовой рост в 2014-2018 гг. составит 4%.
Темпы роста выручки по сегментам
Низкие темпы роста рынка объясняются исчерпанием источников экстенсивного роста во всех крупнейших сегментах, традиционно являвшихся драйверами рынка:
■ Проникновение сотовой связи в России превысило 166% при расчете по SIM-картам и 110% при расчете по активным абонентам.
■ Количество абонентов широкополосного доступа превысило 27 млн, проникновение достигло 49%, при этом в крупных городах оно достигает 60-80%, и зачастую превышает 50% в городах районного масштаба с населением менее 500 тыс. человек.
■ Рынок платного ТВ при проникновении 55% стремительно замедляет динамику своего развития. Если в 2012 году прирост абонентов составил 17%, то в 2013 году – лишь 9%, а в 2014 году ожидается дальнейшее замедление динамики до 6%.
Кроме того, на общерыночной динамике негативно сказывается продолжающееся падение рынка фиксиованной связи: ежегодно в России становится на 0,8-1 млн. меньше абонентов местной телефонии, а трафик междугородных и международных звонков продолжает "перетекать" в сети операторов сотовой связи и VoIP.
Структура телекоммуникационного рынка по сегментам, 2013
Сегмент частных пользователей сохранит опережающую по отношению к корпоративному рынку динамику. В текущих условиях остаются возможности для привлечения новых абонентов к услугам интернет-доступа и платного ТВ, а также увеличения доходности за счет пакетирования сервисов. В корпоративном секторе основные перспективы связаны с предоставлением ИТ-услуг, формально не входящих в сферу телекоммуникационного рынка.
В сегменте сотовой связи сохраняется потенциал роста как в корпоративном секторе – благодаря привлечению новых пользователей и расширению спектра предоставляемых услуг, так и в частном сегменте - в первую очередь за счет услуг на базе мобильной передачи данных. Между тем, специалисты iKS-Consulting ожидают, что доходы от частного сегмента будут расти несколько быстрее, чем от предприятий и организаций.
За счет опережающей динамики сегмент частных пользователей укрепит свое доминирующее положение – в 2013 году на него приходится 70% доходов телекоммуникационной отрасли, а к 2018 году его удельный вес составит 74%. Лидирующая роль частного сектора обеспечена преобладанием физлиц в крупнейших сегментах рынка, в первую очередь в сегменте сотовой связи, где на частных клиентов приходится 88% доходов.
Редактор раздела: Алена Журавлева (info@mskit.ru)
Рубрики: Фиксированная связь, Мобильная связь, Интернет