1. Типология
Онлайн-образование является сравнительно молодой отраслью, взрывной рост которой начался в 2011-2012 годах. Уже сейчас существуют десятки различных способов типологизировать онлайн-образование. Основным типом онлайн-образования являются так называемые MOOCS – массовые открытые онлайн-курсы с интерактивным участием, предназначенные для неограниченного количества слушателей. Также можно выделить следующие критерии типологизации игроков в области онлайн-образования:
1. По стоимости: бесплатные, платные и freemium.
В рамках последней модели сам процесс обучения является бесплатным, а сдача экзамена или получение сертификата о пройденном курсе – платной услугой.
2. По времени: fixed time и open schedule.
В рамках первой модели курс доступен только в определенный период времени (час, день, неделя, месяц), во втором случае курс доступен всегда.
3. По авторству курсов: пользовательские курсы и профессиональные.
В рамках пользовательских курсов размещается информация от пользователей (обычно в форме видеороликов). Профессиональная модель предполагает, что весь процесс создания курса, включая видеосъемку, компания берет на себя.
4. По количеству слушателей: без ограничения и с ограничением (обычно, не более 50 слушателей).
5. По процессу обучения: курсы без сопровождения и курсы с сопровождением.
В рамках первой модели предлагаются только односторонняя передача информации, вторая модель подразумевает общение преподавателя со студентами, в т.ч. проверку полученных знаний.
2. Основные бизнес-модели
Основной продукт образовательных платформ – это контент. Существует несколько возможных способов его производства:
1. Показ готового контента.
Этим занимаются такие агрегаторы, как Uchinovoe, UniverTV и другие.
2. Адаптация чужого контента.
Например, Lendwings переводит популярные курсы с американской площадки Udemy.
3. Использование пользовательского контента.
Например, записи вебинаров Zillion.
4. Собственное производство.
Например, Eduson, Универсариум, Web.University и ряд других.
Преобладающей тенденцией является снижение востребованности сайтов-агрегаторов и повышение спроса на отобранные, качественно подготовленные и снятые курсы.
Основные способы монетизации
- Продажа программы из набора курсов (Uniweb, Eduson) – в среднем $200-500.
- Продажа ролика (Besmart) – в среднем до $10.
- Продажа курса (Web.University, Udemy) – в среднем до $100.
- Продажа подписки на период (Нетология, ЯКласс, LinguoLeo) – $20-25 в месяц.
- Продажа сертификатов при бесплатном предоставлении курса (Cousera) – в среднем $50-80.
- Продажа дополнительных услуг – консультации, проверка заданий и пр. (Earlydays) – в среднем $100-300.
- Продажа данных посетителей рекламодателям для таргетированной рекламы (ResearchGate).
- Обработка аналитики по загруженному контенту и подборка необходимых исследований за отдельную плату (Academia.edu).
- Предоставление дополнительных платных сервисов, например, хранилища материалов и организации дискуссионных площадок для вузов (Mendeley).
- Организация обучающей, рекрутинговой и PR-площадки для компании (Udacity).
Наиболее перспективными являются гибридные модели, предлагающие blended learning – смесь онлайн- и офлайн-обучения. Например, одна из трех крупнейших американских MOOC платформ Udacity недавно перешла именно на эту модель. Начиная с 2014 года, платформа предлагает платные курсы с постоянным сопровождением, проверкой заданий, обратной связью и дипломами как альтернативу бесплатным самостоятельным курсам. Курсы создаются на средства компаний, заинтересованных в квалифицированных сотрудниках и сопровождаются их экспертами.
Пример: Курс по созданию приложений на Android стоит $300, проходит 2 месяца.
Курс создан компанией Google для популяризации Android и развития новых приложений. Включает в себя обратную связь по проектам, сопровождение преподавателей и финальные сертификаты.
3. Мировой рынок
Рынок онлайн-образования достаточно долгое время находился в стадии зарождения. Несмотря на то, что первые площадки появились еще в 90-е годы, а первый значимый проект (MIT OpenCourseWare) в 2002 году, настоящий взлет рынка случился в 2012 году, когда были запущены три крупнейшие площадки: Coursera, EdX и Udacity.
Несмотря на затяжной старт, онлайн-образование моментально стало популярным, а рынок онлайн-обучения привлек множество инвесторов. Слушателями Топ-10 мировых ресурсов в области онлайн-образования являются около 20 млн человек, а совокупные инвестиции в эти ресурсы превысили 300 млн долл.
Согласно оценке компании Docebo, текущий объем мирового рынка онлайн-образования оценивается в более чем 40 млрд долл. По прогнозу, в 2016 году эта цифра превысит 50 млрд долл. Структура мирового рынка по ключевым географическим сегментам представлена ниже.
4. Российский рынок
Несмотря на то, что российский рынок онлайн-образования активно стартовал буквально на год позже запуска крупнейших мировых площадок – в 2013 году, следует отметить, что первые крупные проекты появились около 5 лет назад. В настоящее время, по оценке J’son & Partners Consulting, на рынке присутствует более 50 крупных проектов с десятками тысяч слушателей. Аудитория лидеров рынка насчитывает миллионы пользователей, например в сервисе Lingualeo – более 6 млн слушателей из России.
Ключевые цифры и факты:
- более 50 площадок;
- 7,2 млн жителей России хотя бы раз проходили обучение онлайн ;
- 78% слушателей занимаются изучением английского;
- популярны площадки, готовящие к ЕГЭ и дающие навыки программирования;
- превалирует платная модель.
Ниже представлена карта российского онлайн-образования по основным направлениям.
Отличительной характерной чертой российского рынка является платная модель обучения. Если западный рынок онлайн-образования развивался из бесплатных проектов, то на российском рынке изначально доминировала платная модель. На рынке существует ряд бесплатных проектов, но их число невелико. К числу наиболее значимых проектов можно отнести:
Lektorium (www.lektorium.tv) – некоммерческий академический образовательный проект, запущенный в 2009 году, сейчас предлагающий курсы по модели MOOC. Проект финансируется ФППИ и частными меценатами;
Universarium (www.universarium.org) – некоммерческий академический образовательный проект, запущенный в декабре 2013 года по модели MOOC при поддержке РИА Наука и АСИ;
UniverTV (www.univertv.ru) – агрегатор онлайн-курсов.
Российский рынок онлайн-образования привлекает венчурных инвесторов. За последние 2,5 года российские проекты привлекли около 15 млн долл. Основные примеры инвестирования приведены ниже.
Источник: J’son & Partners Consulting, RusBase
Российский рынок активно развивается и является одним из наиболее быстрорастущих в мире, о чем свидетельствует не только значительный интерес инвесторов, но и существующие прогнозы роста рынка**. Так, наиболее быстро в перспективе 2014-2016 годов будут расти рынки онлайн-образования в Азии (18% в год) и Восточной Европе (17%). Ключевым драйвером роста восточноевропейского рынка онлайн-обучения является активное развитие отрасли в Российской Федерации.
* известна оценка всей компании в $5,6 млн.
**компании Docebo
¹ Fixed time courses – курсы, привязанные к расписанию, проходящие только в определенное время с сопровождением преподавателями. Обычно новые лекции и задания выдаются еженедельно.
² Более 7 млн пожертвований
Автор: Алена Журавлева (info@mskit.ru)