Основные наблюдения
• Каршеринговый автомобиль совершает в среднем 8-9 поездок в сутки, но бывает, что и больше 20.
• Большинство парковок в дневное время длятся не больше часа.
• На каршеринговых машинах ездят не быстрее, чем на обычных, и превышают не чаще.
• Каршеринг «взрослеет». Доля пользователей 35 лет и старше за последние три года выросла в два раза, до 38 %. Средний водительский стаж тоже вырос — с 9 до 12 лет.
Каршеринг в городе
Яндекс.Драйв — крупнейший каршеринговый сервис столицы, его городской парк насчитывает более 11 тысяч машин. За три года с момента запуска сервиса московские пользователи совершили более 70 миллионов поездок. В последние полгода среднее число поездок в день составляло 80 тысяч по будням и 87 тысяч по выходным.
По картине движения каршеринг похож на личный транспорт: утром в будни машины скапливаются внутри ТТК и Садового кольца, а к вечеру разъезжаются по спальным районам.
Каршеринговая машина совершает в среднем 8 поездок в будний день и 9 в выходной. Но иногда у машины может получиться и гораздо более насыщенный день, с 20 поездками или даже больше. Среднее время движения автомобиля составляет около четырёх часов в сутки, общее время использования (с учётом времени в режимах бронирования и ожидания) — около шести с половиной часов.
Машины каршеринга чаще всего паркуют на довольно короткое время. С 8:00 до 21:00 60 % парковок внутри МКАД длятся не больше часа. Парковок длиннее двух часов примерно четверть.
Люди в каршеринге
Чем более массовым явлением становится каршеринг, тем больше возрастная структура его пользователей похожа на структуру владельцев личного транспорта — устраняется перекос в сторону молодых людей, которые первыми стали осваивать каршеринг. Доля пользователей 35 лет и старше за последние три года выросла в два раза — с 19 % до 38 %. Для сравнения, среди пользователей Навигатора доля водителей из этой возрастной группы составляет 63 %.
Возрастная структура пользователей каршеринга
О возрасте водителей личных автомобилей судили по данным Яндекс.Навигатора.
Средний водительский стаж пользователей тоже вырос — с 9 лет на момент запуска сервиса до 12 лет в феврале 2021 года. Доля водителей с небольшим стажем (от 2 до 4 лет) сократилась почти в два раза — до 12 %. А доля опытных водителей (со стажем от 15 лет), наоборот, удвоилась и составляет сейчас 30 %.
Медианная скорость машин Драйва такая же, как у обычных автомобилей, по количеству превышений разницы тоже нет (метод сравнения по обоим параметрам описан в исследовании). Можно предположить, что за рулём каршеринговой и обычной машины люди ведут себя более-менее одинаково.
Медиана скорости в разных возрастных группах практически не отличается, при этом есть заметное отличие в резкости вождения: чем старше водитель, тем плавнее движение. Так, пользователи 50 лет совершают резкие торможения в два раза реже, чем те, кому 21 (минимальный возраст доступа к машине в Драйве).
Самый распространённый сценарий использования каршеринга — добраться до какого-нибудь транспортного узла. Так, почти половина пользователей Драйва хотя бы раз брали машину для поездок в аэропорт или на вокзал (или оттуда домой). Четверть — чтобы добраться до ближайшего метро или от метро до пункта назначения. Но есть и другие популярные сценарии: например, около 40 % пользователей хотя бы раз арендовали машину для поездок куда-то, откуда не вернёшься за рулём, например в бары, рестораны или просто в гости. Ещё четверть пользователей перевозили вещи на автомобилях Драйва.
Для тех, кто ездит не очень много, каршеринг может быть выгодной альтернативой личному автомобилю. В прошлом году аналитики Яндекса подсчитали, что, например, личный Hyundai Solaris обходится дороже поездок на нём же по базовому тарифу Драйва, если за год наезжать не больше 10 тысяч километров.
Редактор раздела: Юрий Мальцев (maltsev@mskit.ru)