rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

Игорь Шварц, руководитель отдела системной интеграции «Тринити»: «Именно ИТ-решения могут помочь ритейлу выдерживать конкурентную борьбу в кризис»

Ритейл – одна из самых динамично меняющихся отраслей промышленности. Компании, работающие в этой отрасли, вынуждены быстро реагировать на все изменения – от инициатив регулятора, спадов и подъемов экономики страны до моды на отдельные группы товаров. Именно поэтому ритейлеры уже достаточно давно воспринимают ИТ как инструмент для повышения эффективности бизнеса. О том, как сейчас меняется взгляд ритейлеров на автоматизацию ИТ, повлияли ли на эту отрасль тренды, связанные с импортозамещением и экономической нестабильностью, корреспонденту ИД «РПР-группа рассказывает Игорь Шварц, руководитель отдела системной интеграции «Тринити».

- Как менялась структура спроса на ИТ-решения в ритейле в последние 10-15 лет? Какие продукты сегодня наиболее востребованы?

Еще лет десять-пятнадцать назад наши заказчики решали c помощью ИТ простейшие житейские потребности – автоматизация документооборота, управление складом и кассовыми терминалами. В последнее десятилетие торговые сети пережили бурный период экспансии. Для роста числа точек продаж и прихода в новые для себя регионы им требовалась масштабируемая ИТ-инфраструктура. Со временем появился интерес и к другим решениям: модулям для взаимодействия с поставщиками, управления финансами, маркетинговыми акциями и программами лояльности. Эти продукты до сих пор востребованы бизнесом.

Представителям крупного ритейла сегодня важно видеть полную картину бизнес-процессов, сводить аналитические отчеты по разным параметрам, следить за прогнозами. Для них один из флагманских продуктов – системы Business Intelligence (BI). Малым и средним компаниям, как и прежде, нужны инструменты для планирования финансов и закупок, отслеживания поступлений товара – в общем, для контроля и прогнозирования повседневной работы. Многие крупные игроки уже используют системы электронного обмена данными с поставщиками (EDI). По мере роста количества поставщиков и номенклатуры товаров переход на такие решения неизбежен. В противном случае компании будут тратить слишком много средств и времени на документооборот, отставая от конкурентов, внедривших такие системы.

Кроме того для крупного бизнеса всегда актуальны вопросы непрерывности и отказоустойчивости процессов. Цена простоя, связанного с поломкой оборудования или сбоем ПО, достаточно велика. Современные ИТ-решения позволяют быстро переключаться на резервный ресурс, откатиться на сохраненную точку и восстановить работу. Мы сами проектируем такие системы, и они очень востребованы.

- Что нового и интересного появилось в последние годы?

Интересной кажется идея реализации в ритейле технологии автоматической идентификации RFID. Выглядит это так: товары перед поступлением на полки маркируются радиочастотными RFID-метками, которые содержат полную информацию о продукте. Клиент проходит по магазину, загружает товары в тележку, а на выходе проходит через рамку, которая автоматически считывает все метки и определяет сумму. Не нужно стоять в очереди в кассу, остается только расплатиться, например, смартфоном с поддержкой NFC.

Система, на мой взгляд, нужная, но пока, насколько мне известно, ее внедряют только в порядке эксперимента. Во-первых, для магазина это довольно дорого, во-вторых, нужна инфраструктура: как минимум, нанесение RFID-меток на этапе производства и наличие единой системы для оплаты через смартфоны.

Еще можно отметить такие перспективные идеи как применение элементов искусственного интеллекта в аналитике, технологии визуализации данных, широкое использование радиомаяков (iBeacon), QR-шопинг и биометрическая оплата и многое другое.

- Чего, на ваш взгляд, не хватает в ритейле? Чем еще можно порадовать и привлечь покупателя?

Типичная ситуация: вы заходите в супермаркет и долго бродите с тележкой в поисках нужных товаров. Неудобно и жалко времени. Что бы хотелось видеть? Например, мобильное приложение для продуктовых и хозяйственных закупок. Вы вводите на смартфоне или планшете список покупок, а приложение составляет для вас оптимальный маршрут по прилавкам, показывает, что и где взять, подсказывает сопутствующие товары. В свою очередь магазины за счет обратной связи с покупателем могли бы прогнозировать закупки и своевременно пополнять запасы наиболее востребованных позиций. Пример из жизни: обычно я покупаю продукты в двух ближайших к дому супермаркетах, но за некоторыми товарами приходится ездить через пол города. Если бы специалисты по закупкам в магазинах у дома знали требования клиентов к ассортименту, мне бы не приходилось тратить свое время, а им – списывать никому не нужные просроченные продукты.

Также можно подсмотреть какие-то решения из других отраслей. К примеру, в авиации неплохо развито такое направление как revenue management (управление доходами) в сочетании с отслеживанием спроса в режиме реального времени. Благодаря мгновенному анализу спроса, авиакомпании способны оперативно принимать решения по изменению цен на тарифы, что позволяет самолетам не летать наполовину пустыми. Подобная система была бы незаменима в продуктовых супермаркетах, особенно в условиях финансового кризиса. Она способна решить проблему залеживания и порчи продуктов. Но пока такое решение сложно внедрить хотя бы из-за необходимости устанавливать электронные ценники. 

- Что изменилось в востребованности ИТ-продуктов для ритейла в нынешней экономической ситуации? Какие решения актуальны в кризис?

Пока каких-то заметных изменений в спросе на те или иные типы продуктов в связи с экономической ситуацией мы не наблюдаем. Что касается актуальности решений, то в период кризиса в ритейле одна из важнейших проблем, которую способны решить ИТ-продукты – это, опять же, управление закупками и ценообразованием.

Речь вот о чем. Спрос в ритейле падает, цены растут, и если где-то прослеживается зависимость от курса валют, то в некоторых сегментах вообще непонятно, почему изменились расценки. Покупатель легко может сравнить цены в супермаркетах, и если у конкурента нужный ему товар будет стоить заметно дешевле, клиент пойдет туда. Руководитель торговой компании должен отслеживать спрос и предложения конкурентов и оперативно менять цены, предлагать скидки. Также исходя из спроса необходимо регулировать закупки. Тут на помощь придут системы электронного документооборота с поставщиками, на которые крупные торговые сети начали переходить еще пять лет назад.

Если ИТ-система ритейлера работает быстро и эффективно, он сможет быстро реагировать на спрос – как ценой, так и закупкой. В противном случае товары будут залеживаться, поскольку покупательская способность населения снижается.

- Как повлияла на структуру спроса политика импортозамещения? Как Вы вообще оцениваете эту инициативу применительно к своему сегменту рынка?

В данный момент, значительных изменений не произошло. Возможно, для этого нужно больше времени. Так или иначе, помимо поставки и интеграции продуктов импортных брендов IBM, EMC, Oracle, мы производим собственные решения российской сборки, конкурентоспособность которых в данной ситуации только растет. В частности, могу отметить рост спроса на серверы производства Тринити.

- Как государство влияет на торговый бизнес, включая информационные системы ритейлеров?

Вспомним, что сравнительно недавно крупные торговые сети были обвинены в ценовом сговоре. Владея наибольшей долей рынка, они действительно могут, например, заниматься дискриминацией поставщиков, форсировать взрывной рост цен и пр. В интересах государства жестко ограничивать деятельность подобных картелей, подрывающих экономическую стабильность. Для этого регулятор может вводить любые меры по контролю цен, заставляя ритейлеров отчитываться в электронной форме. Это, в свою очередь, может повлечь за собой спрос торговых компаний на соответствующие ИТ-продукты. 

- Как влияют на данный момент или могут повлиять те или иные решения регулятора на развитие ИТ-составляющей?

Если говорить о влиянии законодательных изменений на отрасль в целом, быстрой реакции ждать не приходится. На текущий момент в России можно разрабатывать некоторое программное обеспечение. А вот для производства современного оборудования у нас отсутствуют производственные мощности и технологии. Поднять же «с нуля» производство, разработать процессы очень сложно, для этого нужны ресурсы – интеллектуальные, технологические, финансовые, и немаловажное - активная поддержка государства.

- Какие проблемы ритейла помогает решить Ваша компания? Каким образом и как это влияет на бизнес-процессы организаций?

В нашей практике были проекты самого разного масштаба – от решения базовых потребностей (построение серверной и сетевой ИТ-инфраструктуры, централизованных систем хранения данных и продуктов для виртуализации) до внедрения электронного документооборота, EDI. Решения Тринити позволяют минимизировать вероятность потери данных и простоя ИТ-сервисов, которые напрямую зависят от слаженной и отказоустойчивой работы ИТ-инфраструктуры. Также с нашими системами довольно просто, например, виртуально добавить новый информационный сервис или развернуть программу лояльности.

Автор: Алена Журавлева (info@mskit.ru)

Рубрики: Интеграция

Ключевые слова: системная интеграция

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

13.11.2024 Т2 запустил первый тариф после ребрендинга

31.10.2024 «Осенний документооборот – 2024»: взгляд в будущее системы электронного документооборота

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода

ITSZ.RU: последние новости Петербурга