Существует ли «универсальный рецепт» для тех, кто рассматривает возможность миграции в облако?
Если он и есть, я его пока не встречал. Сегодня провайдеры облачных услуг продвигают разнообразные решения. Сразу сориентироваться в этом потоке предложений не так просто. Роль посредника, берущего эту задачу на себя, принимают компании-интеграторы. Но некоторые из них сами не достаточно компетентны в вопросах инфраструктуры, а услуги серьезных игроков не всем по карману. Поэтому крупные провайдеры, такие как Selectel, создают свои pre-sale службы, которые консультируют потенциальных заказчиков на этапе поиска подходящего решения.
Но потребитель даже при профессиональной поддержке со стороны должен самостоятельно сделать окончательный выбор. Для это надо опираться на какие-то показатели, свойства, возможности. Не всегда поиском решения занимается ИТ-специалист — в особенности это касается малого бизнеса, а значит есть риск совершить ошибку.
Действительно, если раньше нашими клиентами становились преимущественно технологические компании, то сегодня интерес все чаще проявляют фирмы, для которых ИТ не является основой бизнеса. Для них мы составили чек-лист с основными характеристиками, на которые надо обращать внимание при выборе облачного решения. В первую очередь, как это ни банально, следует обратиться к функциональным возможностям. В решениях разных провайдеров они могут заметно различаться.
Есть какие-то базовые услуги, так называемый must have?
В основе любого облака — виртуальные машины. Но у разных провайдеров они обладают различными характеристиками из-за отличий в компонентной базе, системах виртуализации и т.д. Например, виртуальное приватное облако Selectel построено на открытой платформе Open Stack, которая де-факто является стандартом для построения современных облачных сервисов. Среди базовых возможностей на первое место я бы поставил резервное копирование. Это функция для снятия «слепков» виртуальных машин, копирования находящихся на них файлов и директорий файловых систем для аварийного восстановления информационной системы. В числе других базовых функций следует назвать DNS-хостинг, обеспечивающий размещение доменов на NS-серверах, и публичный API.
А что касается дополнительных сервисов? На что стоит обращать внимание?
Очень важно, чтобы провайдер предлагал надежное решение для защиты от разных типов сетевых атак. Сегодня угроза DDoS распространена, как никогда раньше, экономический ущерб от подобных инцидентов составляет миллиарды долларов в год. Самый действенный способ минимизировать последствия хакерских атак на инфраструктуру и приложения — заранее быть готовым их отразить.
Если у провайдера есть дата-центры в разных городах, то он может организовать Disaster Recovery. Это, пожалуй, лучшая страховка от даунтайма (то есть временной недоступности) для ИТ-системы любой сложности. Суть решения в том, что в одном регионе хранится полная копия проекта из другого региона. В случае недоступности одного дата-центра, проект продолжает бесперебойную работу в резервном.
Большим плюсом будет и наличие объектного хранилища, которое можно использовать для хранения и раздачи статических файлов, а также хранения бэкапов.
В каких точках взаимодействия клиента с облачным провайдером может чаще всего возникают спорные ситуации?
В первую очередь, на ум приходит биллинг. От того, как он выстроен, зависит, будет ли клиенту удобно пользоваться облачным решением или нет. У провайдера должен быть детализированный прайс-лист, а условия биллинга и договоры всегда должны быть в открытом доступе. В противном случае велик риск получить за услуги больший счет, чем прогнозировалось.
Оптимальным вариантом является ежемесячное выставление закрывающих документов, что важно для бухгалтерии любого юрлица. Хорошо, если провайдер предлагает оплачивать услуги по модели Pay-as-You-Go, то есть за фактически потребленный объем, без долгосрочных договоров. Для бизнеса всегда важно прогнозировать расходы, в том числе и на ИТ-инфраструктуру. Детальная статистика по потребленным услугам помогает упростить планирование и найти способы оптимизации затрат.
Удобство зависит и от системы приема платежей: чем вариантов больше, тем лучше. В идеале должны поддерживаться все распространенные способы оплаты: прямые банковские переводы, банковские карты, электронные деньги.
Но взаимодействие клиента и провайдера не ограничивается документооборотом. Есть еще и эксплуатационная сторона, где важную роль играет техподдержка. В случае с облаками это, наверное, критически важно?
Совершенно верно. Техническая поддержка — одна из ключевых зон ответственности провайдера. В базовом варианте она должна оказываться пользователю хотя бы по электронной почте. Но в этом случае ожидание ответа специалиста может тянуться неопределенно долго, что не всем подходит. Клиентоориентированный провайдер предоставляет круглосуточную техподдержку через несколько каналов: заявки в личном кабинете, телефон, мобильные приложения и т.д. Помимо ответов на вопросы, специалисты должны быть профессионально готовы администрировать клиентские системы. Наличие у провайдера SLA на поддержку, а также базы знаний по услугам также свидетельствует о внимательном отношении компании к клиентам.
Если говорить о технической стороне, на что стоит обратить внимание?
До сих пор многие провайдеры обрывками сообщают о технических компонентах облачной инфраструктуры. Ответственный подход предполагает наличие SLA по техническим параметрам виртуальных машин, который закрепляет частоту и тип процессоров на серверах виртуализации, уровень IOPs и MB/sec для виртуальных дисков, пропускную способность виртуальных сетевых портов.
А как определить, надежен ли сам поставщик облачного решения?
В первую очередь, следует оценить на какой инфраструктуре развернуто облако.
Оптимальный вариант, когда дата-центры находятся в собственности провайдера. Это исключает возможность конфликта провайдера с оператором ЦОД или арендодателем площадки под ЦОД, и, следовательно, сводит к нулю риск перебоев в работе. Отказоустойчивость облака возрастает в разы, если его аппаратная база располагается в нескольких дата-центрах уровня надежности Tier3 и выше, которые географически удаленных друг от друга. Наличие прямых каналов связи от трех и более операторов также является показателем надежности.
Не стесняйтесь просить провайдеров показать их площадки, чтобы воочию убедиться в надежности дата-центров и оборудования. Мы, к примеру, всегда готовы провести экскурсию по нашим дата-центрам.
Многое может сказать и срок присутствия провайдера на рынке. Многолетняя история является показателем профессионализма и стабильного положения провайдера, что особенно важно для долгосрочных проектов.
Действительно ли есть финансовая выгода перехода в облако?
Облачные технологии являются неотъемлемой частью четвертой промышленной революции, которую мы наблюдаем. Облака позволяют потреблять вычислительные ресурсы on demand, то есть в необходимом именно в этот момент объеме. Такая модель экономически эффективна и востребована разными потребителями на разных этапах развития компаний.
Основная причина растущей популярности облачных решений в том, что бизнес стремится перевести капитальные затраты в операционные. Нестабильная экономическая ситуация не позволяет планировать на перспективу, к тому же значительно ограничен доступ компаний к капиталу для закупки дорогостоящего оборудования. Облачная инфраструктура позволяет переложить затраты на ИТ в OPEX. В краткосрочной и среднесрочной перспективе облака оказываются дешевле и помогают быстро реагировать на любые изменения в бизнесе.
Автор: Алена Журавлева (info@mskit.ru)
Рубрики: Интернет, Интеграция, ПО, Web, Безопасность