rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

Генеральный директор компании «Электронные Офисные Системы» Владимир Баласанян : «Именно сейчас отрасль начала бурно развиваться»

Рынок систем электронного документооборота растет серьезными темпами. По данным аналитиков, доля компаний, готовых увеличить или сохранить на текущем уровне инвестиции в развитие используемых СЭД и ECM-систем значительно больше, чем тех, кто собирается или уже урезает бюджет в этом сегменте. О том, каковы причины такой востребованности, каковы перспективы развития этого рынка, а также о роли государства в этом процессе корреспонденту ИД «РПР-группа» рассказывает генеральный директор ООО «Электронные Офисные Системы» Владимир Баласанян.

- Владимир Эдуардович, прошел год с предыдущей конференции «Весенний документооборот».  Что изменилось за это время на рынке СЭД?

И прошедший год, и нынешний в известной степени являются знаковыми для отрасли. Я бы даже сказал, что именно сейчас отрасль начала бурно развиваться. Это обусловлено сразу несколькими факторами.

Первое, что серьезно отличает сегодняшнюю ситуацию от того, что было раньше, - это уровень развития программных продуктов. Около двух лет назад СЭД во многом – если не полностью – были системами, обслуживающими и оптимизирующими бумажное делопроизводство. На всех этапах своего жизненного цикла электронные документы существовали параллельно бумажным. Даже если проект документа были в электронном виде, то для подписания его необходимо было распечатать. Это же касается и отправки документов другим юридическим и физическим лицам: для этого использовалась обычная почта или курьерская доставка. Если же документ необходимо было передать в архив, то, разумеется, туда отправлялся оригинал на бумаге.

В связи с этим даже сравнивать различные СЭД было трудно: какой бы системой не пользовались для промежуточных этапов документооборота – для согласования или хранения электронных копий – результатом все равно являлась бумага. А то, как организована СЭД, – дело вкуса заказчика или разработчика системы. Так что СЭД была в большей степени только названием. Каких-либо строго определенных требований к функционалу СЭД не предъявлялось – а ведь если есть требования, то только тогда развивается полноценная система.  

- Сейчас ситуация начала изменяться?

Да, причем меняется она коренным образом. Ситуация отчасти аналогична тому, что чуть раньше происходило с платежным документом. Вспомните: где-то лет 12 назад, чтобы осуществить денежный перевод, нужно было пересылать бумажные платежки. Сейчас уже никто не может представить, что платеж не может быть осуществлен за считанные минуты с помощью электронных платежных систем. Примерно такая же ситуация складывается с управленческими документами. Они, к сожалению, сейчас движутся на бумаге, что никак не соответствует ни требованиям времени, ни реально имеющимся технологиям.

Сейчас уже все прекрасно знают, каковы возможности Интернета и мобильных устройств. Появилось поколение, которое привыкло смотреть на экраны и не пользоваться бумажными книгами и документами. Новое поколение управленцев, включая руководителей государство, личным примером демонстрирует и требуют от других изменения технологических стереотипов.

Оказало влияние и появление на рынке iPad – это устройство, в сущности, сломало стереотип взаимодействия человека и гаджетов и резко расширило круг лиц, их использующих. Появилось новое понимание роли информационных технологий в управлении – так называемые электронные услуги, сервисы электронного взаимодействия. Более того – это понимание уже закреплено в программе «Информационное общество» – в этом документе определены все действия государства по легализации и применению электронных технологий. Запуск такой программы означает и соответствующее государственное финансирование. Это серьезный шаг не только  для государства, но и для бизнеса, потому что бизнес работает в среде и по правилам, определяемым государством.  

- «Информационное общество» - это же не единственное нововведение со стороны регулятора?

В последнее время наблюдается впечатляющий прогресс в области нормативной базы. Переоценить роль руководителей государства очень трудно – все слышали, какое количество законов было принято и еще будет принято в ближайшее время – они практически снимают основные барьеры в области работы с электронными документами. Осталось осмыслить произошедшие изменения, разработать подзаконные нормативные акты и приспособить к ним технологические средства. Именно это сегодня является важнейшим источником движения отрасли.

Появилось довольно много документов на уровне решений правительства из которых следует, что в органах власти должны использоваться системы электронного документооборота и что к ним предъявляются определенные требования. Тем самым легализуется использование СЭД. Если говорить более конкретно, то, пожалуй, первым ключевым событием явился запуск в 2009 году проекта МЭДО. В тот момент правительство озаботилось проблемой электронного взаимодействия между ведомствами, чтобы уменьшить бумажные потоки и ускорить работу. Была поставлена задачи организации электронной транспортировки документов. Естественно, были определены некоторые требования, которым должны удовлетворять СЭД в ведомствах: они должны уметь получать и отправлять документы в соответствии с форматом МЭДО, должны уметь сообщать о состоянии прохождения документа в организации – это существенно больше, чем позволяли традиционные технологии бумажного взаимодействия.  

Совсем недавно появился правительственный план перехода министерств и ведомств к внутреннему электронному документообороту. Это очень интересный документ. Я бы выделил два наиболее важных пункта. Во-первых, в ближайшее время должен быть утвержден перечень документов, которые ведомства обязаны создавать, использовать и хранить только в электронном виде, т.е. подлинники этих документов должны существовать в электронном виде. Во-вторых, впервые должны появиться требования к СЭД министерств и ведомств.

- К чему должны привести эти нововведения?

На деле это означает, что в ведомствах появится некоторый класс систем, которые в обязательном порядке должны соответствовать требованиям регулятора. Уже ясно, например, что государственные ведомства должны научиться выпускать и хранить электронные документы - подлинники. 

Сейчас  большинство СЭД, представленных на нашем рынке, позволяют подписывать файлы документов электронной подписью. Однако выпуск электронных документов требует совершенно новых подходов. Документ, традиционным образом подписанный электронной подписью, исключает возможность внесения в него новых данных. Но согласно принятому порядку выпуска документов, такие атрибуты как, например, регистрационный номер и дата, вносятся после того, как документ подписал руководитель. Предвидя такую ситуацию, мы, например, уже разработали специальный продукт EDSign – надстройку над текстовым редактором,  позволяющую последовательно подписывать документ различным должностным лицам, вносящим в него заранее оговоренную дополнительную информацию.

Еще одна проблема - архивное хранение электронных подлинников в соответствии с требованиями законодательства по архивному делу. Это не только вопрос организации хранилища, но и обеспечение сохранности документов, их целостности и т.д.  В нашей линейке есть специальное решение - «Архивное ДЕЛО», которое позволяет управлять, в т.ч. электронными архивами подлинников.

Другой важный аспект – упоминание в программе «Информационное общество» необходимости работы руководителей в информационных системах. Это требование, возможно, формально и не закреплено, но его необходимо учитывать. Если руководители не будут работать в СЭД, само понятие СЭД теряет смысл. Однако, чтобы руководители работали в СЭД, необходимы адекватные решения по созданию соответствующего АРМ. Кроме того, в современных условиях широкому кругу должностных лиц необходимо обеспечить возможность мобильной работы - вне стационарного рабочего места. Опять-таки здесь мы также приняли вызов регулятора: у нас есть решения «АРМ руководителя» и «Мобильный кабинет».

- Как отражаются эти изменения на самих игроках рынка СЭД?

Рынок растет, а значит, растет и выручка компаний, успешно работающих в этом сегменте. Наша выручка, к примеру, выросла на 28 %. Показанная за прошедший год динамика – самая высокая за последние  годы. Мы уверены: такой прирост связан с тем, что начались весьма серьезные корпоративные перемены. Презентации наших партнеров на конференции продемонстрировали, например, что значительно выросли средние масштабы проектов. Например, несколько партнеров рассказали о проектах ввода в действие СЭД масштаба субъекта федерации с числом рабочих мест порядка 1000. И востребованным оказался как раз тот функционал, разработкой которого мы активно занимались в последнее время: работа с электронными подлинниками, межведомственное взаимодействие, АРМ руководителей, мобильные рабочие места. Так что мы правильно выбрали вектор развития

- Что, на Ваш взгляд, сейчас мешает эффективной организации межведомственного электронного документооборота?

Особенность систем документооборота – в отличие от многих других приложений -  необходимость обеспечения документационного взаимодействия самого широкого круга должностных лиц, организаций и граждан (физических лиц).    

Установить и настроить программное обеспечение можно достаточно быстро. Но обучить работать по новому, скажем, 1000 человек, да еще в различных ведомствах, быстро не получится. А ведь нужно еще создать новую нормативную базу, учитывая и новые технологические возможности, и существующую нормативную базу. А это не всегда получается. Возьмем, к примеру, такой, казалось бы, несложный вопрос как регистрация документа, например, в ведомствах одного субъекта федерации. В одном ведомстве документ создали, зарегистрировали, отправили, а в другом ведомстве этот же документ – согласно существующим правилам - снова должны зарегистрировать – получается, что у нас два документа, хотя фактически он один. Зная, сколько раз один тот же документ может проходить по инстанциям в регионе, можно представить, какое количество раз он будет зарегистрирован. А ведь решение всех этих вопросов – и создание  нормативной базы, и обучение людей – все это процессы «медленные».

- У компании ЭОС очень сильные позиции на российском рынке. На конференции Вы анонсировали планы по выходу на зарубежные рынки. Расскажите, пожалуйста, об этом поподробнее.

Да, международная экспансия есть в наших планах. В действительности, наши программные продукты не являются чем-то экзотическим и исключительно российским: они пригодны и для использования в других странах. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что у нас есть много предложений по адаптации СЭД «ДЕЛО» для зарубежных рынков.

Однако мы отказались от таких предложений: система «ДЕЛО» - это готовая к потреблению система, основанная на неких принятых в России принципах и регламентах ведения документооборота, отличающихся от традиционных западных метафор. Связанное с этим различие в понятийном аппарате существенно мешает и взаимодействию прикладных специалистов и использованию соответствующих программных продуктов. Для продвижения СЭД типа системы «ДЕЛО» необходимо сначала решить задачи переработки и интернационализации понятийной системы, лежащей в ее основе.

Поэтому для выхода на западные рынки мы выбрали нашу ECM-систему eDocLib. Эта система имеет целый ряд уникальных свойств, позволяющих в интерактивном режиме создавать достаточно сложные портальные информационные системы. На одной шестой части суши мы ее уже продаем, и, думаю, на остальных пяти – тоже можно. Для этого необходимо выпустить интернациональную версию и дать партнерам инструменты для продвижения на зарубежных рынках.  Но на данный момент  мы не ставим перед собой жестких планов по выводу этого решения на рынок. Это новый для нас бизнес, и мы будем постепенно двигаться в этом направлении.

-А как обстоят дела с развитием партнерской сети в России?

Наша партнерская сеть хорошо развивается, причем не только количественно, но и качественно. Само ПО и масштабы его использования существенно усложнились. Если раньше достаточно было только уметь установить компоненты системы и научить пользователей работать в ней, то сейчас появились более сложные виды работ, связанные и с системным администрированием, и с прикладным программированием, и нормативно-методическим обеспечением работы. Это требует от партнеров большей компетенции и, соответственно, инвестиций в свое развитие. Например, реализация решений на базе нашего продукта EOS for SharePoint на базе портальной ЕСМ-системы SharePoint от Мicrosoft требует принципиально иного уровня системной компетенции, а внедрение системы межведомственного документооборота субъекта федерации – владения всеми нормативами по работе с электронными документами. Мы рассчитываем, что наши партнеры будут расти вместе с нами – также как в количественном, так и в качественном отношении.

- Говоря о развитии партнерской сети, представители ЭОС часто упоминают, что хотели бы стать исключительно разработчиком ПО. Насколько реальны такие планы?

Да, у нас есть такое желание, но это не значит, что такие изменения произойдут в самом ближайшем будущем – сейчас для нас первоочередной задачей является развитие партнерской сети, способной работать с нашими новыми решениями. Мы, действительно, хотели бы направить все наши усилия на производство новых высококачественных программных продуктов, передав всю работу по реализации проектов нашим партнерам, потому что сегодня одновременная работа над проектами и разработка ПО зачастую мешают друг другу. Но пока многие крупные заказчики не готовы работать с нашими партнерами, так как считают нужным – в силу своего статуса - работать с вендорами напрямую. Заказчик мотивирует свое желание тем, что только разработчик обладает наиболее высоким уровнем компетенции по своему продукту, и отчасти они правы – это следствие быстрого усложнения решений в области СЭД. Однако, как правило, сопровождение таких масштабных проектов осуществляют все-таки наши партнеры. Но мы уверены, что их компетенция и соответственно роль в крупных проектах будут возрастать – и это реально происходит.

Автор: Юрий Мальцев (maltsev@mskit.ru)

Рубрики: Интеграция, Маркетинг, ПО, Кадры, Регулирование, Финансы

Ключевые слова: ЭОС, электронный документооборот, электронные офисные системы

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

13.11.2024 Т2 запустил первый тариф после ребрендинга

31.10.2024 «Осенний документооборот – 2024»: взгляд в будущее системы электронного документооборота

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода

ITSZ.RU: последние новости Петербурга