rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

Тверской форум: цифровое неравенство

Цифровое неравенство является одним из наиболее значимых препятствий на пути развития электронного правительства. Особенно существенным выглядит отставание органов местного самоуправления от региональных и федеральных ведомств. Причем отражается неравенство как непосредственно на взаимодействии организаций и ведомств друг с другом, так и на развитии веб-порталов госуслуг и на качестве их предоставления гражданам.

В рамках секции «Формирование электронного правительства в Российской Федерации» VIII Тверского социально-экономического форума Александр Евтюшкин, руководитель дирекции перспективных проектов Института развития информационного общества, рассказал о результатах анализа информационного неравенства российских регионов в области использования ИКТ в государственном управлении. Результаты в целом оказались довольно-таки удручающими.

Лидерами по индексу использования ИКТ предсказуемо оказались обе столицы: для Москвы этот показатель оказался равен 0,63, а для Петербурга – 0,621. На третьем месте обосновалась Республика Чувашия с 0,588. Г-н Евтюшкин напомнил, что лидерские позиции Чувашии обусловлены тем, что несколько лет назад в республике бюджет, выделенный Всемирным банком, был практически целиком направлен на развитие ИКТ, так что региону удалось решить многие проблемы, но с тех пор показатели Чувашии по информатизации постепенно снижаются.

На последнем месте по индексу использования ИКТ в госведомствах находится Республика Ингушетия – 0,162. При этом наблюдается снижение неравенства: если в 2007 году отрыв лидеров был более чем четырехкратным (4,246), то в 2009 году оказался уже менее четырехкратного – 3,887. Таким образом, положительная динамика есть, хоть и не очень существенная. Любопытно, что результаты 2008 года были еще более позитивными, но экономический кризис заставил урезать бюджеты на информатизацию, что и отразилось на результатах 2009 года.

Весьма существенно отставание органов местного самоуправления от органов государственной власти. Отставание наблюдается как собственно по численности компьютерного оборудования, так и по количеству ПК с выходом в Интернет. Удручающи и показатели наличия средств ЭЦП в органах государственной власти (минимальный показатель здесь 38 %), что делает практически невозможным полноценное оказание  электронных госуслуг ввиду отсутствия средств идентификации.

Уровень веб-представительств госвласти также оставляет желать лучшего. Из 100 % требовании ООН лишь 80 % российских веб-представительств органов госвласти демонстрируют максимальное наполнение.

Интересно, что наиболее благополучно обстоят дела свеб-представительствами в Северо-Западном федеральном округе. Показатели наполненности для порталов органов госвласти здесь составляют 41,459 %, для органов местного самоуправления – 21,21%. В Центрально федеральном округе ситуация с порталами ОГВ лучше – 50,29 %,но с представительствами органов местного самоуправления чуть хуже – 13,55 %, т.е. разрыв между ОГВ и ОМС более существенен. Показатели для Приволжского федерального округа таковы: 38,88 % (ОГВ) и 13,07 % (ОМС), для Уральского федерального округа - 23,07 % (ОГВ) и 16,46 % (ОМС), Южного федерального округа - 34,18 % (ОГВ) и 13,94 % (ОМС).

Если говорить о возможностях порталов госвласти, то довольно благополучно обстоят дела с интерактивными возможностями – есть регионы, где такие функции реализованы. Но вот до транзакционного уровня оказания услуг на веб-порталах пока далеко – именно это должно стать основной задачей развития веб-представительств.

Что касается использования технологий электронного правительства, то в России мы по некоторым показателям даже опережаем Евросоюз в целом – правда, только на уровне взаимодействия государства с юридическими лицами и организациями. На уровне же взаимодействия с гражданами отставание существенное.

Александр Евтюшкин заметил, что от экономической ситуации в стране уровень использования ИКТ зависит мало, а вот от уровня образования – довольно серьезно, так что «кадры важнее экономики». Если резюмировать выявленные проблемы, то это медленное сокращение неравенства, катастрофическое отставание органов местного самоуправления, низкий уровень проникновения ЭЦП и неравномерность стадий развития веб-представительств.

Решить проблемы можно лишь с помощью федеральных усилий, в том числе, за счет аккумулирования бюджетов на развитие ИКТ в едином центре, что позволит избежать «размазывания» финансирования и переплат при закупках. По оценкам г-на Евтюшкина, для успешного развития направления необходимо тратить на ИКТ 1,5-2 % от бюджета региона.

Автор: Алена Журавлева (info@mskit.ru)

Рубрики: Регулирование, Web

Ключевые слова: через веб, online, электронное правительство, электронная россия, электронной цифровой подписи, электронная подпись, веб, электронные госуслуги, госуслуги в электронном виде

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

13.11.2024 Т2 запустил первый тариф после ребрендинга

31.10.2024 «Осенний документооборот – 2024»: взгляд в будущее системы электронного документооборота

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода

ITSZ.RU: последние новости Петербурга