rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

Госуслуги в электронном виде. Знают многие, но пользоваться не желают

Согласно данным исследования Фонда «Общественное менение» (ФОМ), осведомленность населения о возможности получать государственные услуги в электронном виде через сеть Интернет по-прежнему высока. Кроме того, неопределенность в отношении использования госуслуг в электронном виде снижается. Но при этом число реальных и потенциальных пользователей таких услуг не увеличивается. В основу исследования ФОМ легли данные опроса, который проводился в июне текущего года в 100 населенных пунктах, 43 субъектов РФ. В опросе приняли участие 1,5 тысяч респондентов.

Согласно данным исследования ФОМ, за последний год уровень осведомленности населения о том, что услугами многих государственных учреждений и служб можно пользоваться через сеть Интернет, практически не изменился. По данным за 2011 год две пятых населения (41%) знают об этом, треть (32%) – что-то слышали, и около четверти (23%) заявили, что слышат о таких возможностях впервые. Отметим, что по результатам аналогичного исследования в 2010 году знали о возможности получения госуслуг в электронном виде 40% опрошенных и 24% говорили о том, что слышат об этом впервые.  

С точки зрения разделения по возрастным группам, больше всего осведомленных об услугах электронного правительства среди представителей молодого поколения 18–30 лет (52%) и жителей крупных городов (55%). Меньше всего о госуслугах в электронном виде осведомлены представители старшего поколения (30% опрошенных в возрасте 46 лет и старше заявили, что слышат о таких услугах впервые). При этом отметим, что в 2011году по сравнению с 2010 годом доля людей в возрасте 18-30 лет, которые сказали, что знают о госуслугах в электронном виде уменьшилась (в 2010 году таковых было 53%), а доля тех, кто впервые слышит о таких услугах увеличилась с 15% в 2010 году до 17% в 2011 году.  

Каждый десятый в рамках проведенного ФОМ исследования заявил, что пользуется интернет-услугами государственных учреждений и служб (среди пользователей Интернета – почти четверть 22%). Перевод в абсолютные значения дает цифру в 11-12 миллионов пользователей госуслуг в Сети.

При этом, динамика показателей не столь оптимистична. Результаты опросов зафиксировали снижение доли людей, затруднившихся определить, хотят ли они пользоваться госуслугами в Интернете (с 28% в 2010 году до 22% в 2011). В то же время выросла доля тех, кто этими возможностями не пользовался и не хотел бы (с 35% в 2010 году до 42% в 2011 году). Наиболее ощутимо вырос показатель нежелания пользоваться госуслугами через Интернет в городах с населением от 250 тысяч до 1 миллиона жителей, то есть в городах, где зафиксирован наибольший процент знания о наличии возможности пользоваться госуслугами в электронном виде.  В исследовании ФОМ отмечается, что это может говорить о снижении роли осведомленности как ограничивающего фактора и возрастающей роли других барьеров.

Основные причины, по которым у людей нет желания пользоваться электронными госуслугами это недостаток навыков или возможности работы с компьютером и Интернетом, а также отсутствие такой необходимости. В общей сложности такую мотивацию своему нежеланию дают порядка 20% опрошенных. Подобные мотивы шире распространены среди людей старшего возраста.

Еще одним штрихом к не очень позитивной картине развития электронного правительства в России является тот факт, что среди заявивших о пользовании электронными госуслугами не все понимают, что в точности означает это понятие. Результаты исследования показывают, что часть россиян путают пользование государственными сервисами через Интернет с другими сервисами, близкими к электронной торговле, например оплату товаров и услуг в Интернете. Так, отвечая на открытый вопрос о том, какими именно госуслугами в Интернете им приходилось пользоваться, 20% упомянули онлайн-оплату ЖКХ и телефонной связи и еще 18% покупку билетов и товаров. Таким образом, по данным ФОМ реально к государственным услугам в Интернете прибегают лишь около 6% населения. Наиболее популярными услугами являются вызов врача или запись на прием в поликлинику (порядка 18% опрошенных). Также можно отметить что порядка 18% опрошенных указали в качестве используемых в элетронном виде госуслуг  сервис уплаты налогов, а еще 9% указали оформление загранпаспорта.

Среди желающих в будущем использовать данные услуги преобладают молодые, в качестве причин своей заинтересованности чаще отмечая удобство, доступность и простоту использования (10% опрошенных), возможность сэкономить время (7% опрошенных) и не стоять в очередях (5% опрошенных). Наличие у 18-35-летних опыта пользования Интернетом в сочетании с потребностью рационализировать личное время является мотивом к использованию государственных услуг через Интернет.

Как в целом отмечают эксперты, наиболее существенные проблемы, встречающиеся на пути развития электронного правительства, связаны с координационными вопросами. К примеру, как отмечали представители Департамента информационных технологий и связи Правительства РФ, выступая на прошедшем недавно Тверском социально-экономическом Форуме «Информационное общество» сейчас очень трудно реализовать систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Такая ситуация складывается в частности из-за того, у ведомств, которые должны взаимодействовать между собой, очень разный уровень информатизации: в некоторых местных ведомствах нет даже корпоративной почты, не то что системы электронного документооборота.

Еще одна сложность – правда, о ней говорится уже довольно давно – использование различных, в том числе и самописных, систем. Соответственно, для организации СМЭВ необходимо провести их интеграцию, что влияет на сроки запуска проектов по взаимодействию. Показателен в этом отношении результат мониторинга порталов госуслуг, проведенного по итогам 2010 года. К примеру, если полнота наполнения федерального сайта составляет 32,7 %, то для региональных порталов этот показатель колеблется от 15 % до 76 %. Техническое соответствие требованиям для федерального портала оценивается в 53,2 %, а для региональных – от 9 до 72 %. Показатель доступности услуг на федеральном портале составляет 41,1 %, а на региональных находится в диапазоне от 11 до 74 %. К инфраструктурным проблемам можно отнести существенное цифровое неравенство регионов, существующее на сегодняшний день в России.

Автор: Денис Шишулин (info@mskit.ru)

Рубрики: Регулирование, Web

Ключевые слова: web site, через веб, онлайн, электронное правительство, электронная россия, веб, электронные госуслуги, госуслуги в электронном виде

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

13.11.2024 Т2 запустил первый тариф после ребрендинга

31.10.2024 «Осенний документооборот – 2024»: взгляд в будущее системы электронного документооборота

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода

ITSZ.RU: последние новости Петербурга