Добавить новость
Добавить компанию
Добавить мероприятие
Госуслуги в электронном виде. Знают многие, но пользоваться не желают
11.07.2011 06:40
версия для печати
Согласно данным исследования ФОМ, за последний год уровень осведомленности населения о том, что услугами многих государственных учреждений и служб можно пользоваться через сеть Интернет, практически не изменился. По данным за 2011 год две пятых населения (41%) знают об этом, треть (32%) – что-то слышали, и около четверти (23%) заявили, что слышат о таких возможностях впервые. Отметим, что по результатам аналогичного исследования в 2010 году знали о возможности получения госуслуг в электронном виде 40% опрошенных и 24% говорили о том, что слышат об этом впервые. С точки зрения разделения по возрастным группам, больше всего осведомленных об услугах электронного правительства среди представителей молодого поколения 18–30 лет (52%) и жителей крупных городов (55%). Меньше всего о госуслугах в электронном виде осведомлены представители старшего поколения (30% опрошенных в возрасте 46 лет и старше заявили, что слышат о таких услугах впервые). При этом отметим, что в 2011году по сравнению с 2010 годом доля людей в возрасте 18-30 лет, которые сказали, что знают о госуслугах в электронном виде уменьшилась (в 2010 году таковых было 53%), а доля тех, кто впервые слышит о таких услугах увеличилась с 15% в 2010 году до 17% в 2011 году. Каждый десятый в рамках проведенного ФОМ исследования заявил, что пользуется интернет-услугами государственных учреждений и служб (среди пользователей Интернета – почти четверть 22%). Перевод в абсолютные значения дает цифру в 11-12 миллионов пользователей госуслуг в Сети. При этом, динамика показателей не столь оптимистична. Результаты опросов зафиксировали снижение доли людей, затруднившихся определить, хотят ли они пользоваться госуслугами в Интернете (с 28% в 2010 году до 22% в 2011). В то же время выросла доля тех, кто этими возможностями не пользовался и не хотел бы (с 35% в 2010 году до 42% в 2011 году). Наиболее ощутимо вырос показатель нежелания пользоваться госуслугами через Интернет в городах с населением от 250 тысяч до 1 миллиона жителей, то есть в городах, где зафиксирован наибольший процент знания о наличии возможности пользоваться госуслугами в электронном виде. В исследовании ФОМ отмечается, что это может говорить о снижении роли осведомленности как ограничивающего фактора и возрастающей роли других барьеров. Основные причины, по которым у людей нет желания пользоваться электронными госуслугами это недостаток навыков или возможности работы с компьютером и Интернетом, а также отсутствие такой необходимости. В общей сложности такую мотивацию своему нежеланию дают порядка 20% опрошенных. Подобные мотивы шире распространены среди людей старшего возраста. Еще одним штрихом к не очень позитивной картине развития электронного правительства в России является тот факт, что среди заявивших о пользовании электронными госуслугами не все понимают, что в точности означает это понятие. Результаты исследования показывают, что часть россиян путают пользование государственными сервисами через Интернет с другими сервисами, близкими к электронной торговле, например оплату товаров и услуг в Интернете. Так, отвечая на открытый вопрос о том, какими именно госуслугами в Интернете им приходилось пользоваться, 20% упомянули онлайн-оплату ЖКХ и телефонной связи и еще 18% покупку билетов и товаров. Таким образом, по данным ФОМ реально к государственным услугам в Интернете прибегают лишь около 6% населения. Наиболее популярными услугами являются вызов врача или запись на прием в поликлинику (порядка 18% опрошенных). Также можно отметить что порядка 18% опрошенных указали в качестве используемых в элетронном виде госуслуг сервис уплаты налогов, а еще 9% указали оформление загранпаспорта. Среди желающих в будущем использовать данные услуги преобладают молодые, в качестве причин своей заинтересованности чаще отмечая удобство, доступность и простоту использования (10% опрошенных), возможность сэкономить время (7% опрошенных) и не стоять в очередях (5% опрошенных). Наличие у 18-35-летних опыта пользования Интернетом в сочетании с потребностью рационализировать личное время является мотивом к использованию государственных услуг через Интернет. Как в целом отмечают эксперты, наиболее существенные проблемы, встречающиеся на пути развития электронного правительства, связаны с координационными вопросами. К примеру, как отмечали представители Департамента информационных технологий и связи Правительства РФ, выступая на прошедшем недавно Тверском социально-экономическом Форуме «Информационное общество» сейчас очень трудно реализовать систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Такая ситуация складывается в частности из-за того, у ведомств, которые должны взаимодействовать между собой, очень разный уровень информатизации: в некоторых местных ведомствах нет даже корпоративной почты, не то что системы электронного документооборота. Еще одна сложность – правда, о ней говорится уже довольно давно – использование различных, в том числе и самописных, систем. Соответственно, для организации СМЭВ необходимо провести их интеграцию, что влияет на сроки запуска проектов по взаимодействию. Показателен в этом отношении результат мониторинга порталов госуслуг, проведенного по итогам 2010 года. К примеру, если полнота наполнения федерального сайта составляет 32,7 %, то для региональных порталов этот показатель колеблется от 15 % до 76 %. Техническое соответствие требованиям для федерального портала оценивается в 53,2 %, а для региональных – от 9 до 72 %. Показатель доступности услуг на федеральном портале составляет 41,1 %, а на региональных находится в диапазоне от 11 до 74 %. К инфраструктурным проблемам можно отнести существенное цифровое неравенство регионов, существующее на сегодняшний день в России. Автор: Денис Шишулин (info@mskit.ru) Рубрики: Регулирование, Web Ключевые слова: web site, через веб, онлайн, электронное правительство, электронная россия, веб, электронные госуслуги, госуслуги в электронном виде
наверх
Для того, чтобы вставить ссылку на материал к себе на сайт надо:
|
||||||
А знаете ли Вы что?
MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра13.11.2024 Т2 запустил первый тариф после ребрендингаз> 31.10.2024 «Осенний документооборот – 2024»: взгляд в будущее системы электронного документооборотаз>
|
||||