Конференция «Инфотранс-2012» продлится два дня, в ее работе принимают участие более 500 специалистов, среди которых представители государственных органов власти, агентств и ведомств, топ-менеджеры железных дорог России, стран СНГ, Балтии и дальнего зарубежья, а также руководители транспортных компаний, компаний-разработчиков комплексных информационных систем на транспорте, производителей средств вычислительной техники и так далее.
В раках конференции обсуждаются задачи по совершенствованию подходов к управлению и содержанию железнодорожной инфраструктуры, автоматизации жизненно важных процессов в сфере управления перевозками, хозяйственной и финансовой деятельности ОАО «РЖД». Одной из основных тем «Инфотранс-2012» является обсуждение вопросов информатизации и применения ИТ как инструмента структурных преобразований в российском железнодорожном холдинге.
Среди прочего в первый день проведения «Инфотранс-2012» представители руководства департамента информатизации и корпоративных процессов управления ОАО «РЖД» рассказали о развитии ИТ-составляющей в рамках совершенствования системы управления холдинга «РЖД».
Логика совершенствования системы управления холдингом «РЖД» предполагает формирование вертикальных интегрированных бизнес-единиц (Дирекций), наделение их ресурсами, формирование и совершенствование системы управления производственно-хозяйственной деятельности Дирекций, а также формирование системы управления взаимодействия Дирекций.
Директор по информационным технологиям ОАО «РЖД» Алексей Илларионов подчеркнул: «Приоритетным направлением в области информатизации «РЖД» для нас являются проекты, направленные на повышение эффективности деятельности как в области управления, так и в области хозяйственной деятельности. В целом, в рамках «РЖД» доля затрат на ИТ составляет порядка 0,6 - 0,7% от базы затрат всей компании «РЖД». В эти проценты входят все затраты на ИТ, включая эксплуатационные затраты, затраты на внедрение и развитие ИТ-комплекса. Такие объемы конечно невелики, но отмечу что недостаточное финансирование ИТ-составляющей в целом характерно для российских компаний».
Такое направление как управление ресурсами в рамках информатизации «РЖД» предполагает среди прочего трансформацию корпоративных систем Холдинга (ЕК АСУФР и ЕК АСУТР) в системы управления ресурсами масштаба Дирекции или Филиала без потери целостности корпоративных процедур и стандартов.
В частности, относительно развития Единой корпоративной автоматизированной системы управления финансами и ресурсами ОАО «РЖД» (ЕК АСУФР) было отмечено, что с начала октября 2012 года в единой учетной системе выполняются операции по основным финансово-экономическим блокам, среди которых управление материальными потоками, учет расчетов с персоналом, учет доходов и расходов, учет расчетов по налогам и сборам, внутрихозяйственные расчеты, учет капитальных вложений, учет движения денежных средств, учет основных средств и нематериальных активов, налоговая отчетность и так далее. Всего в системе ЕК АСУФР работают 137 балансовых единиц, более 1,2 тысяч заводов и 16 тысяч пользователей.
Еще одним масштабным проектом в рамках информатизации «РЖД» является развитие Единой корпоративной автоматизированной системы управления инфраструктурой ОАО «РЖД» (ЕК АСУИ). По данным представителей «РЖД» в течение 2010-2012 года была создана и внедрена в промышленную эксплуатацию единая технология управления работами для всех предприятий инфраструктурного комплекса. В единой системе ЕК АСУИ содержится информация более чем о 15 млн инфраструктурных объектов и их состоянии, инцидентах и работах. С системой работают более 20 тысяч пользователей. Согласно планам, полномасштабное внедрение ЕК АСУИ в промышленную эксплуатацию на сети «РЖД» завершается в октябре 2012 года.
В рамках дальнейшего развития ЕК АСУИ среди прочего было анонсировано создание унифицированного мобильного рабочего места ЕК АСУИ с использованием современных мобильных устройств.
«Мы разработали техническое и технологическое решение, которое позволяет оснастить работников мобильными устройствами, обладающими функционалом мобильного рабочего места в рамках ЕК АСУИ. Прототипы таких устройств уже используются в рамках нескольких «пилотных» проектов на Октябрьской железной дороге и Московской железной дороге. Предполагается, что такие устройства будут соответствовать габаритным характеристикам стандартных мобильных гаджетов, с усиленным по емкости элементом питания и сенсорным экраном. Принципиально важной характеристикой является то, что мы решили техническую проблему с обеспечением функционала электронной подписи для устройства. По нашим планам, мы готовы полностью завершить разработку ПО для таких устройств и развернуть систему в течение следующего года. У нас есть дефицит по бюджету в рамках этого проекта, но дефицит связан с приобретением самих устройств. Одно такое устройство может стоить порядка 18-20 тысяч рублей, а нам, для полного оснащения, нужно порядка 20 тысяч таких устройств», - говорит Алексей Илларионов.
Кроме создания мобильного устройства, дальнейшее развитие ЕК АСУИ предполагает также разработку типового решения по управлению натурными осмотрами и создание единого решения по диагностике и мониторингу. Кроме того, работы ведутся в области автоматизации производственного планирования и создании системы оценки результатов работы инфраструктурных предприятий с использованием ключевых показателей деятельности. Также в планах разработка системы оценки и прогнозирования состояния инфраструктуры с использованием математического моделирования.
Затрагивался в ходе конференция «Инфотранс-2012» также и вопрос о совместимости ИТ-систем, используемых в «РЖД» с системами, которые используют другие участники отрасли перевозок (в частности, морские порты, компании-грузоперевозчики, таможенные структуры). Алексей Илларионов по этому поводу отметил следующее: «С точки зрения совместимости информационных систем больших проблем мы не видим, вопрос здесь не технический. Даже если технические трудности имеются, они чаще всего заключаются не в интероперабильности отдельных систем, а в отсутствии функциональности в каких-то системах. Вопрос использования ИТ-систем между участниками отрасли скорее организационный. Эти вопросы мы намерены решать. В частности, уже принято решение о создании некоммерческого партнерства с морскими портами нашей страны (речь идет о портах на Северо-Западе, Северном Кавказе, Дальнем Востоке). На мой взгляд должны быть созданы унифицированные структуры, информационно-логистические центры, которые решали бы не только вопросы технического объединения информации но и вопросы объединения логики процессов взаимодействия участников отрасли».
Автор: Денис Шишулин (info@mskit.ru)
Рубрики: Интеграция, Оборудование, ПО