rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

Аналитика Розничной сети МТС: Обзор рынка мобильного ритейла в России в 1 полугодии 2013 года

Главный тренд первой половины 2013 года - на российском рынке смартфонов ослабевает консолидация ключевых игроков. Если в минувшем году основная борьба разворачивалась между Nokia и Samsung, занимавшими почти 70% рынка, то сегодня на совокупную долю двух вендоров приходится уже порядка 45% - свое присутствие наращивают как производители «второго эшелона», так и A-бренды, активность которых на российском рынке смартфонов прежде не была столь очевидной: Sony, LG, Philips. Они задают лидерам серьезную конкуренцию, вынуждая их искать новые решения для сохранения первенства, в частности, в совместных действиях с операторами связи.

Развитие розничных проектов МТС с Samsung и Nokia через специальные зоны Samsung и Windows Phone в салонах Розничной сети МТС, маркетинговые акции, дающие ощутимые преимущества абонентам МТС-обладателям смартфонов этих производителей, значительно усиливают присутствие сегодняшних лидеров в крупнейшем операторском ритейлере. Превышение среднерыночного показателя продаж продуктов Samsung и Nokia в рознице МТС составляет до 10%, уровень продаж смартфонов на операционной системе Windows Phone в салонах МТС превосходит средний по рынку более чем в два раза.

Тенденция №1. Активизация более мелких А-игроков.

В январе-июне свои позиции в России укрепила компания Sony – один из сильнейших мировых брендов, хорошо известный российским потребителям и пользующийся у них традиционным доверием. Японскому производителю удалось найти удачное сочетание дизайна и функциональной оболочки своих смартфонов и успешно сыграть на верхней грани каждого из ценовых сегментов. Конкурируя в первом полугодии, прежде всего, серией Xperia с другим премиум-брендом HTC, Sony прибавила почти 0,5 п.п рынка относительно января-июня 2012 года при потере HTC 2 п.п. Одновременно в среднем и высоком ценовых сегментах преуспела LG за счет смартфонов семейства Optimus и Nexus, разработанных в сотрудничестве с Google. В итоге доля бренда в России за год (результат первого полугодия 2013 к аналогичному периоду 2012) увеличилась более чем на 2 п.п. Philips с Android-смартфонами модельной серии Xenium расширил за год свою долю до 2,4%.

Тенденция №2. Активизация B-игроков.

В первом полугодии рост показали несколько B-брендов: Alcatel (+1,5 п.п.), Huawei (+1,7 п.п.), Fly (+4,8 п.п.). Эти марки не столь известны широкому потребителю, но выступают ценовыми лидерами в своих сегментах при соизмеримых технических характеристиках с А-брендами. В 2012 году Fly удачно запустила новую линейку смартфонов бюджетного класса IQ. При этом компании (равно как LG) удалось наладить плотные отношения с федеральными розничными сетями в России – вендор предлагает хорошие коммерческие условия, привлекательная маржа стимулирует ритейлеров к продажам этих девайсов. Росту Huawei способствовали смартфоны Ascend G среднего и нижнего ценового диапазона, Alcatel успешно сыграла в сегменте недорогих устройств с линейкой One Touch Pop.

«Мы наблюдаем противоположные тенденции в развитии рынка мобильного ритейла и мобильных вендоров. На поле производителей оборудования началась децентрализация, в борьбу вступили новые игроки; розничный рынок, напротив, все более консолидируется операторской розницей. Снижение динамики новых подключений и стагнация доходов от голосовых услуг ставят перед операторами задачу по развитию существующих абонентов и наращиванию потребления услуг передачи данных. Одновременно вендоры при ужесточившейся конкуренции ищут новые форматы взаимодействия с ритейлерами, и здесь операторская розница дает ощутимые преимущества обеим сторонам. Нестандартные схемы при продажах смартфонов, предоставление бонусов в виде операторских услуги другие совместные активности позволяют МТС расширять число пользователей смартфонов, делать эти гаджеты более доступными для массовой аудитории и, соответственно, увеличивать количество пользователей мобильного интернета. Для вендоров – это возможность активно наращивать продажи своего оборудования: задействованные в совместных акциях смартфоны, в зависимости от модели, продаются в нашей рознице на 18-40% активнее. Можно с уверенностью прогнозировать, что вторую часть года лидеры – Samsung и Nokia - будут прилагать все усилия для удержания позиций и частичного возврата утраченного рынка. При этом степень взаимодействия с операторами станет для вендоров еще более значимым фактором конкурентного преимущества», - отметил вице-президент МТС по продажам и обслуживанию Вадим Савченко.

Рынок смартфонов в России в 1 полугодии 2013 года (оценка МТС)

Во 2 квартале 2013 года в России продано 3,9 млн смартфонов - на 56,6% больше по сравнению со 2 кварталом прошлого года. По результатам 1 полугодия 2013 года объем рынка смартфонов в натуральном выражении достиг порядка 7,4 млн аппаратов, что на 45,5% больше по сравнению с аналогичным периодом 2012 года.

В денежном выражении во 2 квартале текущего года рынок смартфонов составил 39,5 млрд рублей, это на 50% больше показателя за 2 квартал 2012 года. По результатам 1 полугодия 2013 года объем рынка смартфонов в денежном выражении достиг порядка 77,5 млрд рублей - на 44,5% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Доля смартфонов в общем количестве проданных в России мобильных телефонов по итогам 2 квартала 2013 года составила 44%, что на 17,0 п.п. больше значения за 2 квартал прошлого года. По итогам 1 полугодия на долю смартфонов в натуральном выражении пришлось 42% продаж телефонов.

В денежном выражении доля смартфонов по результатам 2 квартала 2013 года достигла 80% в продажах телефонов, увеличившись за год на 16 п.п. По итогам 1 полугодия доля смартфонов в денежном выражении составила 79% российского рынка мобильных телефонов.

Средняя рыночная цена проданных смартфонов во 2 квартале 2013 года снизилась на 5,5% относительно аналогичного периода 2012 года и составила 10 076 рублей. По итогам 1 полугодия 2013 года средняя рыночная цена проданных смартфонов составила 10 494, это на 0,7% меньше значения за аналогичный период прошлого года.

Операционные системы

1H2012

1H2013*

Android

48,7%

70,1%

IOS

6,0%

8,7%

Asha

0,0%

8,5%

Windows Phone

4,3%

5,7%

Bada

16,3%

4,8%

Symbian

24,2%

1,5%

Прочие

0,5%

0,6%

Структура продаж смартфонов на рынке РФ в разрезе операционных систем, в штучном выражении

Рынок мобильных телефонов в России в 1 полугодии 2013 года (оценка МТС)

Количество проданных в России телефонов во 2 квартале 2013 года уменьшилось на 3,3% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года – до 8,9 млн аппаратов.

По результатам 1 полугодия 2013 года объем рынка телефонов в натуральном выражении составил 17,6 млн аппаратов, сократившись на 6,1% в сравнении с аналогичным периодом 2012 года.

В денежном выражении рынок мобильных телефонов вырос во 2 квартале 2013 года на 17,0% по сравнению со 2 кварталом 2012 года, его объем составил 49,3 млрд рублей.

По итогам 1 полугодия 2013 года объем российского рынка телефонов в денежном выражении превысил 98 млрд рублей – рост по отношению к 1 полугодию 2012 года составил 14,3%.

Средняя рыночная цена проданного телефона во 2 квартале 2013 года увеличилась на 22% относительно аналогичного периода 2012 года и составила 5 497 рублей.

По итогам 1 полугодия 2013 года средняя рыночная цена проданных телефонов составила 5 583, что на 22% выше значения за январь-июнь прошлого года.

Розничная сеть МТС во 2 квартале 2013 года

Для максимальной популяризации в России смартфонов и стимулирования потребления услуг передачи данных МТС реализует программу по продаже в своей розничной сети бюджетных моделей «умных телефонов», в том числе операторских, а также в партнерстве с вендорами применяет при продаже смартфонов нестандартные бизнес-модели, среди которых возврат абоненту части стоимости устройства для оплаты услуг мобильной связи, предоставление возможности бесплатного получения операторских услуг на определенный период. Во время таких акций МТС привлекает в среднем на 18% больше абонентов-пользователей мобильного интернета, повышается лояльность клиентской базы.

В 1 полугодии 2013 года продажи смартфонов в Розничной сети МТС наиболее активно росли в низком ценовом сегменте: годовой рост превысил 16,1 п.п.

Уровень проникновения смартфонов в операторской сети МТС по итогам 1 полугодия 2013 года приблизился к 28%, увеличившись по отношению к 1 полугодию 2012 более чем в 1,5 раза.

В топ-5 самых продаваемых марок смартфонов в рознице МТС по результатам 1 полугодия 2013 года вошли Samsung, Nokia, Sony, МТС и HTC.

Продажи планшетов в 1 полугодии текущего года показали в Розничной сети МТС семикратный рост в денежном выражении относительно аналогичного периода 2012 года, продажи ноутбуков сократились на 40%.

Продажи финансовых услуг в салонах МТС (продажи в кредит, денежные переводы, погашение кредитов) в 1 полугодии 2013 выросли в 2 раза в сравнении с январем-июнем 2012.

Количество салонов Розничной сети МТС (с учетом партнеров, работающих под брендом МТС) на конец 1 полугодия 2013 года составило 4 184. Сокращение общего числа салонов относительно 1 квартала 2013 года связано с закрытием экономически неэффективных точек франчайзинговой сети.

Редактор раздела: Александр Авдеенко (info@mskit.ru)

Рубрики: Мобильная связь, Торговые сети

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

13.11.2024 Т2 запустил первый тариф после ребрендинга

31.10.2024 «Осенний документооборот – 2024»: взгляд в будущее системы электронного документооборота

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода

ITSZ.RU: последние новости Петербурга