rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

CSTB. Telecom & Media’2015: первые итоги и перспективы развития отрасли платного телевидения в свете принятых законов

27 января в Москве начала работу самая ожидаемая выставка года в области телевидения и инфокоммуникаций. Уже 17 лет проект CSTB. Telecom & Media является консолидирующим событием отрасли платного телевидения. Постоянно развиваясь вместе с индустрией и принимая ее вызовы, выставка помогает участникам, среди которых ведущие операторы платного телевидения, производители и дистрибьюторы оборудования и контента, подводить итоги предыдущего года и решать актуальные задачи исходя из постоянно меняющихся правил игры. Несмотря на сложный финансовый год, в 2015 году в выставке принимают участие более 450 компаний из 29 стран мира.

Заглавное мероприятие деловой программы, открывшее выставку 2015 года - панельная дискуссия «Прямой разговор ПРОКОНТЕНТ», принципиально новый проект в формате дискуссии ключевых игроков отрасли - представителей государственного регулятора и бизнес-сообщества. 

Модератор дискуссии, Юрий Припачкин, президент АКТР, начал разговор с необходимости более понятной государственной политики в отношении регулирования отрасли платного телевидения. В 2014 году экономические трудности не смогли помешать дальнейшему росту рынка платного телевидения. Рынок показал рост объема в денежном выражении более чем на 10%. Самым обсуждаемым событием года, тем не менее, стали не экономические перспективы в целом, а законопроект, который летом приняла Госдума РФ, предусматривающий запрет на размещение рекламы на платных (кабельно-спутниковых или неэфирных) телеканалах. Изменения, внесенные в статью 14 ФЗ «О рекламе», вступили в силу с 1 января 2015 года. Как существовать в новых условиях, какие изменения или послабления предполагаются в отношении ФЗ «О рекламе»? Инвестиционный климат в отрасли и тарифная политика каналов, движение в сторону мультиплатформенности и замещение иностранного контента российским – вот только некоторые из обсужденных вопросов. Оживленная двухчасовая дискуссия показала, что на фоне замедляющихся темпов развития экономики и часто меняющихся законодательных инициатив индустрия ищет драйверы роста и делает ставку на контент. 

Дискуссия была разделена на две части, в первой – озвучена позиция государства. Ключевым информационным поводом стал новый законопроект депутата Ольги Тимофеевой, послабляющий летние поправки в закон «О рекламе». Он вступит в силу в ближайшие дни после подписания Президентом РФ и разрешит транслировать рекламу тем платным телеканалам, доля отечественного контента которых составляет 75%. Екатерина Ларина, директор департамента государственной политики в области СМИ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, отметила правильность решения Госдумы, которая оперативно отреагировала на запрос отрасли, а также создает условия для развития производства российского контента. Леонид Левин, председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, посетовал, что строгий летний законопроект о запрете рекламы на платных каналах принимался Комитетом ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству второпях и не учитывал мнения отрасли. Сегодня решено, что все инициативы относительно телевизионной отрасли будут приниматься Комитетом по информационной политике, информационным технологиям и связи, более того, создан специальный экспертный совет, состоящий из ключевых игроков рынка, в тесной связи с которым работает комитет, поэтому новый законопроект – это, безусловно, компромисс.  Он действительно призван развивать производство качественного отечественного контента . А разрешенные 25% иностранного контента в сетке канала позволяют более тщательно подходить к его выбору и закупать только самый интересный контент. Такой подход к наполнению канала поможет создать наиболее конкурентный продукт, который сможет соревноваться за аудиторию с другими каналами и даже с интернетом. Администрировать законопроект будет ФАС. 

Госпожа Ларина, помимо прочего, отметила, что постоянно возникало недопонимание конечного пользователя по поводу бесплатности каналов первого (а теперь и второго) мультиплекса для абонента. Безусловно, речь шла и идет о том, что абонент обязан оплачивать оператору услуги связи, только тогда он имеет право на просмотр общедоступных каналов без абонентской платы. 

Терминология, в принципе, это слабое место в законодательстве, отметил Юрий Припачкин. Именно поэтому часто возникает недопонимание между участниками рынка и государством, ведь в законе «О СМИ», законе «О рекламе» и других законах, регулирующих деятельность отрасли, по-разному трактуются базовые понятия. Среди предложений АКТР, в первую очередь, составить общий тезаурус и работать в единой системе координат. Второе предложение – вместе с рынком описать цепочку взаимодействий его игроков, их права и обязанности. Михаил Силин, вице-президент АКТР, более детально озвучил позицию ассоциации по новому законопроекту об обязательном присоединении сетей кабельного и спутникового ТВ с сетью РТРС, отметив, что законопроект выходит далеко за рамки выполнения Указа Президента РФ «О общедоступных телеканалах». К примеру, ассоциация предлагает доработать законопроект по технической части передачи сигнала и сделать первичным прием сигнала из эфира, а возможность присоединения через РТРС сделать дополнительной возможностью. С открытым письмом ассоциации с подробными предложениями можно ознакомиться  на сайте АКТР. 

Много вопросов у АКТР вызвало решение законодателей утвердить присоединение к сигналу через РТРС первичным способом получения сигнала оператором платного телевидения, а также тот факт, что оператору необходимо согласовывать технические требования к оборудованию с РТРС. Заместитель генерального директора ФГУП РТРС Виталий Стыцько развеял ряд опасений бизнеса по этому поводу. Во-первых, по словам г-на Стыцько, государство назначило РТРС исполнять обязанности единого государственного оператора телевизионного вещания для распространения теле- и радиопрограмм в любую точку РФ и обеспечения приема населением общедоступных каналов. И первостепенной задачей РТРС является доставка сигнала в хорошем качестве. Во-вторых, именно РТРС является источником сигнала для всех операторов, и тех, кто берет сигнал из эфира, и тех, кто берет его посредством присоединения. Это истины, спорить с которыми смысла не имеет. Тем не менее, относительно необходимости согласования технических требований к оборудованию, речь не идет о согласовании конкретного оборудования, а лишь технических стандартов. Г-н Стыцько отметил, что говорить о премиальном контенте в формате HD в рамках общедоступного пакета каналов первого мультиплекса смысла нет, так как таких каналов в пакете не предусмотрено, операторы могут включать их в премиальные пакеты. 

«Повышенное внимание к мероприятию является очевидным, так как отрасль претерпела ряд значительных изменений за последний год, все участники рынка так или иначе на эти изменения отреагировали. Хотелось бы еще раз подчеркнуть статус выставки-форума CSTB и наших ежегодных дискуссий в ее рамках, поскольку, как правило, важные заявления в той или иной формулировке мы слышим именно здесь. Хотелось бы, прежде всего, поблагодарить наших законодателей за участие в сегодняшней дискуссии и обратиться к присутствующему бизнес - сообществу с вопросом – так ли нужно сегодня жесткое регулирование рынка со стороны законодателя?» - открыла вторую часть дискуссии ведущая Яна Чурикова, глава MTV Россия, предлагая всем участникам обсудить несколько волнующих тем, например инвестиционную привлекательность телевизионной отрасли, тарифную политику и многие другие. 

Комментируя инвестиционный климат в отрасли, Николай Орлов, генеральный директор компании «Первый ТВЧ», посетовал, что в связи постоянными изменениями, которые происходят в законодательной сфере, инвесторы не торопятся вкладывать средства в платное телевидение, так как представленный бизнес-план может оказаться убыточным уже завтра, если в силу вступит очередная поправка к закону. На сегодняшний день, отрасли необходима продуманная политика развития и долгосрочная государственная программа. 

Как сделать контент привлекательной темой для инвестиций, рассказали представители «Сигнал Медиа» и «Цифровое телевидение». В частности,  Кирилл Лыско, генеральный директор компании «Цифровое телевидение», рассказал на примере каналов ЦТВ о том, что изучение рынка с подбором оптимального контента, а также правильное использование инструментов брендинга и продвижения приводят к полной окупаемости собственных проектов. В качестве примера были приведены каналы «Мульт» и «Моя Планета». При этом речь идет об инвестициях непосредственно самих компаний-производителей контента. Поскольку, по словам Г-на Лыско, производство контента никогда не было интересно для системного инвестора, так как это сложный и непрозрачный процесс. 

Новый законопроект подразумевает наличие только 25% иностранного контента в телеканалах, на которых будет разрешена рекламная модель бизнеса, что, безусловно, сократит доходы ведущих иностранных каналов, присутствующих на российском рынке. Как в случае в телеканалом Discovery, для которого российский рынок был третьим в мире по объему. Однако, по словам Ольги Паскиной, старшего вице-президента и генерального директора Discovery Networks в Северо-Восточной Европе, уход рекламы с канала автоматически ухудшил рейтинг рынка в иерархии компании. Г-жа Паскина подчеркнула, что реклама всегда является источником локализации, поэтому, чем больше появляется возможностей монетизировать бизнес-модель на локальном рынке, тем больше компания инвестирует в локальный контент. Ольга рассказала также о глобальной стратегии компании на российском рынке: «Мы считаем, что контент должен быть мультиплатформенным. Чтобы монетизировать его не только в платном телевидении, но и в продаже интернет прав». 

Относительно инвестиционной политики высказался один из крупнейших дистрибьюторов зарубежного контента в лице Алексея Кроля, генерального директора  компании VIASAT: «В нашей экономике темпы роста и без того резко замедлились, необходимо понимать, что принятие ограничительных законов негативно отражается на бизнесе, а также осознавать то, что качественный телеканал не может быть переформатирован одним днем.  Продолжают действовать многогодовые контракты с зарубежными и российскими программами. Кардинальная смена правил игры на рынке в один день, безусловно, смутит любого инвестора». По мнению г-на Кроля, формирование тарифной политики должно исходить не из желаний абонента, а из жесткого понимания оператором необходимости повышать цены. 

Как операторы выбирают каналы для включения в свои пакеты? На что они ориентируются в своем выборе? Повлияют ли новые законодательные и экономические факторы на их выбор? Эту тему затронул Алексей Холодов, генеральный директор компании-оператора «Триколор ТВ». «В первую очередь, мы ориентируемся на мнение абонента, а его интересует качественный контент независимо от страны производителя», - отметил г-н Холодов. Тем не менее, в «Триколор ТВ» очень поддерживают развитие российского контента. Говоря о рисках, связанных с инвестициями в отрасль, г-н Холодов отметил, что риски есть рыночные, а есть регуляторные, и вторые, безусловно, лучше бы уменьшить. 

Общим трендом на сегодня, по словам Светланы Шамзон, вице-президента компании «ТрансТелеКом», является сохранение качественного контента для конечного абонента. Необходимо понимать, что фактически производители контента, вещатели и операторы предоставляют абоненту одну и ту же услугу, а в итоге абонент сам решает, какой контент ему смотреть и сколько он готов за это платить. Принимаемые решения о целесообразности инвестировании все чаще приводят к ухудшению контента, вследствие чего страдает пользователь. 

О формировании тарифной политики операторов говорили многие. Большинство телеканалов сетует на то, что операторы не поднимают цену для абонентов, а зачастую и снижают ее. Так, в «ЭР-Телеком» тарифы не подняли, ожидают установления твердого курса валюты. Генеральный директор  «ЭР-Телеком Холдинг» Андрей Семериков рассказал, что большую часть денег компания получает от абонентов, а также уверил всех, что желание абонентов смотреть как можно больше контента за дешево остается неизменным уже многие годы. Если же он не получает необходимый ему контент по телевизору, он готов смотреть его в сети интернет. 

Выручка от рекламы на платных телеканалах в компании «НТВ-ПЛЮС» составляет лишь 4% от общего объема. Поэтому, по словам Алексея Журавлева, директора по маркетингу и продажам «НТВ-ПЛЮС», в компании не заметили отсутствия рекламы с 1 января 2015 года. В портфеле компании 20 каналов собственного производства, из них – 6 в HD качестве. В компании внимательно следят за тарифной политикой, и за счет нее в 2014 году абонентская база удвоилась. Этот рост планируют продолжить, поскольку выручка компании складывается из абонентской платы, доходов от дистрибуции собственных каналов, и наконец, от рекламы на канале «Спорт Плюс», который является эфирным. Теперь, в свете новой поправки в закон «О рекламе», которая разрешит рекламу на каналах с 75% отечественного контента, «HTB-ПЛЮС» добавит в свои доходы рекламу на фильмовых каналах с отечественными фильмами. На эту выручку компания может себе позволить производство собственного качественного контента. 

Рынок платного телевидения сужается, его покидают иностранные игроки, такие как CNN, Universal и другие. Именно такой итог можно подвести под 2014 годом, который прошел под знаком регулирования контента, отметил Виктор Кореш, президент ГК "АКАДО". 

Своими комментариями по поводу принятия поправки к закону «О рекламе» также поделился  Андрей Сальников, директор Дирекции распространения телеканалов, ПЕРВЫЙ DIGITAL: «К концу 2014 года все находились в режиме ожидания, надеясь на то, что кабельные операторы «подвинутся» и пойдут по дорожке повышения абонентской платы. Однако они не оправдались. Более того, многие из них в разгар кризиса предлагают снизить абонентскую плату». Господин Сальников обратил внимание  на усиление проблем с разного рода пиратством, например, операторы ШПД, продавая услуги доступа в интернет, отдают телевидение бесплатно «в придачу».  

Подводя итоги панельной дискуссии, Юрий Припачкин отметил, что впервые за все годы в зале находятся люди, которые «по одну сторону баррикад», они готовы договариваться и вместе «плыть в одной лодке» к абоненту.  «Наша отрасль – антикризисная», - подытожил Юрий Игоревич, « поскольку удовлетворяет желание людей получать информацию». 

Рубрики: Фиксированная связь, Интернет, Маркетинг, Регулирование

Ключевые слова: цифровое телевидение, телевидение

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

13.11.2024 Т2 запустил первый тариф после ребрендинга

31.10.2024 «Осенний документооборот – 2024»: взгляд в будущее системы электронного документооборота

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода

ITSZ.RU: последние новости Петербурга