rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

Фонд «Сколково» представил итоги первого мониторинга «кембрийского взрыва стартапов» в России

На Форуме «Открытые инновации» в рамках круглого стола «Innovative Habitat. Как создать среду обитания для инновационного бизнеса?» состоялась презентация исследования «“Кембрийский взрыв”. Как институты развития помогают развиваться российским стартапам», проведенного по заказу Фонда «Сколково». Методология исследования была разработана Агентством корпоративных и финансовых коммуникаций Primum и реализована в партнерстве с Фондом Общественное Мнение (ФОМ).

Цель исследования – получение и анализ обратной связи от технологических предпринимателей, бизнес-ангелов, менторов и венчурных инвесторов о тех мерах поддержки, которые институты развития им предлагают. В частности, с фокусом на кейсе Фонда «Сколково» исследование показало, в чем стартап-сообщество видит ценность поддержки со стороны институтов развития, каковы могут быть инструменты его стимулирования, проблемные области и зоны развития. Исследование проводилось в 2015 г. на фоне дискуссии в профессиональном сообществе об итогах первого этапа формирования национальной инновационной экосистемы и необходимости, несмотря на экономические сложности,  стимулировать дальнейшее развитие технологического предпринимательства в России, включая возможность уточнения мандатов институтов инновационного развития (ИИР).

Термином «кембрийский взрыв» в международной практике описывается экспонентный рост – в 5–10 раз – числа малых инновационных компаний в ряде стран (США, Канада, Израиль, страны ЕС, Россия) в течение последних пяти лет. «Кембрийский взрыв» стал следствием активизации инновационной политики государств и отдельных мегаполисов в этих странах, а также международного масштабирования практик акселерации стартапов и глобализации венчурного капитала. Россия является частью этого глобального тренда, реализуя стратегию инновационного развития, стимулируя соответствующие изменения, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Российские города – Москва, Санкт-Петербург, Казань, Новосибирск, Томск, Махачкала – не остались в стороне от этого глобального тренда. Поэтому одним из итогов заявленного несколько лет назад курса на развитие экономики инноваций стало появление по всей России более 7000 малых компаний, нацеленных на превращение технологических идей в коммерческие продукты, и нескольких тысяч бизнес-ангелов, готовых поддержать их на начальных этапах и передать в руки венчурных или стратегических инвесторов.

Основные выводы проведенного в 2015 г. исследования показывают, что:

  • российский инновационно-венчурный рынок сформировался, однако в ближайшее время темпы его развития существенно снизятся. Политико-экономическая ситуация не способствует притоку инвестиций. Бизнес-ангелы и фонды корректируют стратегии, ИИР ожидают актуализации мандатов в соответствии с изменившейся ситуацией в экономике;
  • ИИР неравномерно решают поставленные перед ними задачи. С популяризацией своей деятельности и технологического предпринимательства, а также нетворкингом  ИИР справляются  эффективно, в то время как задачи создания материальной базы инноваций (инфраструктуры, прямого и косвенного финансирования, развития законодательства) реализованы в недостаточной степени. При этом технологические предприниматели становятся все более требовательными как раз к инфраструктурной составляющей: их растущий бизнес требует уже не грантов и продвижения, а развитой системы технопарков, патентования, сертификации и экспортной поддержки. ИИР не вполне справляются с ролью «архитекторов» системы инновационного развития. В частности, предприниматели отмечают их пассивность в вопросах влияния на законодательный процесс, т. е. отсутствие фактического проектирования новых рыночных ниш и создания возможностей для технологического бизнеса;
  • предприниматели считают, что общий темп развития экосистемы инноваций сегодня снижается из-за действий государственного аппарата (экономической политики и бюрократии). Однако именно государство, по их мнению, должно взять на себя роль стабилизатора процесса и долгосрочного гаранта правил игры;
  • гранты и льготы – главное преимущество от взаимодействия со «Сколково» и другими ИИР. Однако в условиях нехватки инфраструктуры и неразвитости инструментов привлечения финансирования эти преимущества – скорее «рыба, а не удочка». Доступность грантов делает некоторых предпринимателей иждивенцами, а льготами могут воспользоваться только те, кто самостоятельно сумел преодолеть барьеры на посевной стадии;
  • в сфере частного венчурного инвестирования сложилась непростая ситуация. Обычные инструменты размещения средств не работают, многие фонды испытывают сложности с формированием новых фондов в условиях дефицита «выходов». Общий уровень риска существенно повысился вследствие снижения интереса глобальных инвесторов и экономической неопределенности.

На глобальном уровне подобные исследования, например The 2015 Global Startup Ecosystem Ranking, осуществляются регулярно. «Мы постоянно встречаем материалы о том, как устроена стартап-экосистема того или мегаполиса, стоит ли перевозить туда проекты и что разные государства делают для развития технологических  компаний, которые существенно отличаются по своим потребностям от просто малого бизнеса. Конкуренция за проекты в мире растет, и мы в ней активно участвуем. «Сколково» предоставляет инфраструктуру и нуждается в обратной связи о том, что у нас получается хорошо и что нужно развивать», – описывает предпосылки проведения исследования старший вице-президент Фонда «Сколково» Александра Чернова, представившая его на  Форуме «Открытые инновации».

«Сколково и другие российские полигоны инноваций – в Казани, Томске, Новосибирске – это не просто здания и компьютеры, а сервисы для требовательных пользователей – молодых технологических предпринимателей. Проектируя методологию исследования, мы использовали базовую гипотезу о том, что конкурентоспособность наших компаний в мире связана с конкурентоспособностью тех мер поддержки и развития, которые они могут получить в России с учетом особенностей национальной экономики и глобальных трендов. Мы консультируем ведущие институты инновационного развития на протяжении последних лет и при разработке подобных проектов ориентируемся на возможность сравнивать результаты измерений год от года, выявлять динамику. В этом мы видим практическую значимость анализа для наших клиентов», – прокомментировала проект генеральный директор Primum Наталия Мандрова.

При проектировании исследования были разработаны следующие индикаторы оценки состояния экосистемы: роль государства в экосистеме технологического предпринимательства; рейтинг проблем российского законодательства, препятствующих развитию технологического бизнеса; оценка выполнения институтами развития своих мандатов; оценка состояния и особенностей рынка венчурных инвестиций и технологического предпринимательства, а также факторов его развития и др. Исследование аккумулировало мнения ключевых участников инновационной экосистемы – стартаперов, бизнес-ангелов, менторов и представителей венчурных фондов. В рамках исследования были проведены интернет-опрос почти 300 технологических предпринимателей и интервью с 30 экспертами, что обеспечило возможность перекрестной интерпретации экспертных оценок, полученных в рамках исследования.

Справка – что такое «кембрийский взрыв» стартапов

Термином «кембрийский взрыв» в международной практике описывается экспонентный рост – в 5–10 раз – числа малых инновационных компаний в ряде стран (США, Канада, Израиль, страны ЕС, Россия) в течение последних пяти лет.

«Кембрийский взрыв» стал следствием активизации инновационной политики государств и отдельных мегаполисов в этих странах, а также международного масштабирования практик акселерации стартапов и глобализации венчурного капитала.

В России этот тренд получил поддержку как на федеральном, так и на региональном уровне. Москва занимает 13-е место среди глобальных городов с наиболее привлекательной для стартапов экосистемой по итогам опроса The 2015 Global Startup Ecosystem Ranking (1-е место у Кремниевой долины, 5-е у Тель-Авива, 6-е у Лондона, 9-е у Берлина, 11 – у Парижа и 12-е у Сан-Паулу).

Изначально «кембрийским взрывом» в биологии называется произошедшее 540 млн лет тому назад внезапное увеличение биологического разнообразия животных на Земле.

Редактор раздела: Тимофей Белосельцев (info@mskit.ru)

Рубрики: Маркетинг, Кадры, Регулирование, Финансы

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

13.11.2024 Т2 запустил первый тариф после ребрендинга

31.10.2024 «Осенний документооборот – 2024»: взгляд в будущее системы электронного документооборота

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода

ITSZ.RU: последние новости Петербурга