Добавить новость
Добавить компанию
Добавить мероприятие
Интернет вещей: России нужно делать рывок
11.02.2016 06:24
версия для печати
Как показало исследование, по итогам 2015 года число IoT-устройств в России составляло чуть более 16 млн, а доля России по количеству инсталлированных во всем мире устройств IoT/M2M – 0,3%. По прогнозам J’son & Partners Consulting, если развитие продолжится теми же темпами, то к 2018 году число подключенных устройств в стране превысит 32,5 млн., т.е. вырастет в два раза. Однако в сравнении с темпами, которыми развивается Интернет вещей в других странах, двукратный рост – не самый лучший показатель. Он не только не позволит нарастить долю по числу инсталляций: она продемонстрирует падение до 0,1%. При этом Интернет вещей является тем самым инструментом, благодаря которому можно увеличить производительность труда в нашей стране в 3-5 раз. Аналитики уверены, что IoT - это возможность объединять не-ИКТ-устройства/ресурсы в пулы и использовать их с близкой к 100% эффективностью/утилизацией в сравнении с 5-10% при традиционном подходе – это именно то, что сейчас нужно России. «В условиях сложившейся экономики, построенной на добыче углеводородного сырья, необходимость модернизации российской промышленности становится все более очевидной как в традиционных направлениях обрабатывающих производств, так и ресурсно-распределяющих сетей электроэнергетики, тепла, газа и воды. Кроме того, ярким примером использования интеллектуальных систем является сфера услуг и финансовая сфера, – уверен Александр Герасимов, директор направления IT и облачных сервисов, J'son & Partner Consulting. «На сегодняшний день российский рынок Интернета вещей развивается невысокими темпами. В частности, известны лишь несколько пилотных проектов в области сельского хозяйства и добычи полезных ископаемых. Крупнейшие инициирует и продвигает государство. Самым ярким примером, пожалуй, является внедрение системы «Платон», также относящейся к сфере IoT, – отмечает Андрей Шолохов, генеральный директор PTC в России. – Одним из наиболее значимых сдерживающих факторов является инерция бизнес-моделей предприятий. Причина этой инерции заключается в том, что в России практически отсутствует внутренняя конкуренция. К примеру, если в нашей стране производится всего один самолет, а не три или пять, выбор будет ограничен. Предприятия не мотивированы меняться, у них нет необходимости конкурировать, поэтому новые технологии зачастую воспринимаются только как лишняя трата денег. Там, где существует жесткая конкуренция, изменения ценятся на вес золота и внедрение IoT оправдывает себя достаточно быстро. Однако все же и в России есть некоторые положительные изменения: многие отечественные компании сейчас говорят о намерении использовать Интернет вещей, а вузы уже начали готовить специалистов в этой отрасли: индикатор этого – серьезный интерес ведущих университетов к нашей академической программе IoT».
Источник: J’son & Partners Consulting, 2015 Поскольку вопрос действительно переходит в практическую плоскость, то сейчас перед участниками рынка встает вопрос выбора платформы для внедрения Интернета вещей. Так, по данным J’son & Partners Consulting, в мире на сегодняшний день насчитывается более 100 крупных поставщиков платформ и порядка 200-300 небольших, в том числе стартапов. Каждый из этих вендоров правомочно называет себя поставщиком IoT-платформ, при этом универсальные платформы класса End-2-End, предоставляют лишь единицы. Кроме того, следует учитывать не только тип IoT-платформы и ее функционал, но и масштабы операционной деятельности разработчика, развитие партнерской экосистемы, массовость внедрений и подтвержденную практикой масштабируемость, а также другие немаловажные факторы. Именно IoT-платформы являются ключевым звеном всей экосистемы IoT, играя роль посредника: устройства и компоненты решения могут передавать данные в широком диапазоне форматов; механизм абстракции позволяет использовать полученные данные в другом месте цепочки ценности (аналитика, бизнес-логика, интеграция с корпоративными системами, разработка приложений и т.д.). В рамках исследования J’son & Partners Consulting были проанализированы 11 IoT-платформ ведущих мировых разработчиков на основе 111 открытых кейсов их внедрения в 7 отраслевых вертикалях. К анализу рассматривались только публичные и открытые кейсы, где было известно имя заказчика, и где была непосредственно задействована та или иная категория функционала IoT-платформы (см. рис. 2).
*Другое – телекоммуникации, ритейл или ИТ-платформы по управлению устройствами Источник: J’son & Partners Consulting, 2015 В итоге более 50% из доступных для анализа публичных IoT-проектов пришлось на долю всего двух платформ: PTC ThingWorx (25%) и SAP HANA Cloud Platform for IoT (24%). При этом, число открытых кейсов полностью коррелирует и с полнотой использования функционала IoT-платформ. Так, за использование в том или ином кейсе функционала IoT-платформы вендору начислялся 1 балл в одной из семи соответствующих категорий (разработка приложений; информация и аналитика; обработка событий и сообщения (device cloud); управление коммуникациями; устройства и сенсоры; идентификация и безопасность; бизнес-интеграция). Таким образом, большее число баллов свидетельствовало о наличии большего числа кейсов, использующих данный функционал платформы. В итоге, согласно анализу полноты использования функционала IoT-платформ на основе 111 реальных бизнес-кейсов, лидерство сохранила платформа PTC ThingWorx (55 баллов). На втором месте – SAP HANA Cloud Platform for IoT (47 баллов), на третьем – Microsoft Azure for IoT (37 баллов), на четвертом – Xively by LogMeIn (28 баллов), пятое место разделили Ayla IoT Cloud Fabric и IBM IoT Foundation/Bluemix (по 15 баллов). «Наша платформа ThingWorx обладает рядом преимуществ, – рассказал Андрей Шолохов. – Во-первых, архитектура платформы представляет собой «шину» данных, которые передаются от беспроводной или проводной IT-системы в заданном формате. Эти данные не нужно изменять, чтобы передать в систему машинного обучения – эту функцию выполняет компонент ThingWorx Machine Learning. Таким образом, платформа позволяет быстро и эффективно проводить анализ больших данных с использованием интегрированного машинного обучения. Во-вторых, благодаря нашей платформе, предприятию не требуются высококвалифицированные кадры в области Data Mining. Таких специалистов в нашей стране мало, к тому же далеко не каждая нефтегазовая компания может их нанять ввиду крайне высокой стоимости их услуг. Кроме того, мы активно развиваем экосистему вокруг нашей платформы: мы поддерживаем партнерские отношения с производителями оборудования и контракты с операторами, заключаем договоры с системными интеграторами - все это должно сделать нашу платформу еще более доступной». В частности, в декабре прошлого года было заключено партнерское соглашение с российской компанией Revolta Engineering, разработчиком комплексных решений и умных сетевых продуктов на базе технологий Интернета вещей. Генеральный директор Revolta Engineering Максим Осорин в рамках мероприятия рассказал о пилотных IoT-проектах, над которыми сейчас работает его команда в России. Анализ платформ позволил аналитикам J’son & Partners Consulting выделить ряд параметров, на которые предприятиям следует обращать внимание при выборе решения. Так, необходимо учитывать универсальность и функциональную полноту решения: поставщики End-2-End решений предлагают весь стек решения по принципу «одного окна» (сбор данных и управление устройствами, управление подключениями, аналитика и визуализация, разработка приложений, бизнес-интеграция, дополненная реальность и т.д.), тогда как узкоспециализированные решения «закрывают» лишь какую-либо отдельную задачу. Важными являются реальный практический опыт использования решения, факты массового внедрения и подтвержденная масштабируемость, а также гибкость использования и полнота отраслевого покрытия платформы. Существенным плюсом будет и локализация решения: возможность прямого общения с вендором, опыт работы на местном рынке и учет его специфики, наличие партнеров-интеграторов. Оправдает себя и выбор в пользу надежных поставщиков, крупных и финансово стабильных компаний, для которых IoT является одним из важных фокусов развития. К тому же от наличия развитой партнерской экосистемы напрямую зависит гибкость, скорость и масштабы внедрения, а также свобода выбора – выстраивать и развивать такую глобальную экосистему может позволить себе только крупный и серьезный игрок. «Мы уделяем изучению IoT-платформ много внимания, потому что их ускоренное развитие является ключом к развитию Интернета вещей в России. Именно это позволит перейти от проприетарных, неэффективных по соотношению цена/качество систем телеметрии, ориентированных на крупный корпоративный спрос, к созданию массовых легко масштабируемых сервисов Интернета вещей с практически неограниченной функциональностью», – резюмирует Александр Герасимов. «Стремление многих российских предприятий стать частью IoT-мира, к которому в 2020 году будут подключены уже около 50 миллиардов вещей, вполне закономерно, – считает Андрей Шолохов. – Исследование J’son & Partners Consulting дает полную и систематизированную оценку представленных на рынке платформ – это бесценная информация для тех компаний, которые приняли решение инвестировать в будущее, опираясь на уже накопленный бизнесом опыт. Мы уверены, что Россия не может стоять на месте: промышленность должна развиваться не только на базе сырьевых ресурсов, но и – что гораздо более важно и перспективно – на основе современных технологий». Редактор раздела: Тимофей Белосельцев (info@mskit.ru) Рубрики: Интернет, Интеграция, Оборудование, Регулирование
наверх
Для того, чтобы вставить ссылку на материал к себе на сайт надо:
|
||||||||||
А знаете ли Вы что?
MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра13.11.2024 Т2 запустил первый тариф после ребрендингаз> 31.10.2024 «Осенний документооборот – 2024»: взгляд в будущее системы электронного документооборотаз>
|
||||