По прогнозам Data Insight, в этом году объём трансграничных розничных продаж товаров и услуг из нашей страны в другие страны превысит сумму в $2 млрд. Таким образом рост год к году составит 32%. Заметим, что данные прогнозы учитывают и продажу цифровых товаров, контента, игр, а также продажи в социальных сетях.
Примечательно, что объем онлайн-торговли внутри страны будет существенно выше: порядка $20 млрд, однако рост экспортного рынка оказался практически вдвое больше, чем домашнего. Правда, надо понимать, что в данном случае имеет место рост если не «с базы», то очень близко к ней.
Объем рынка онлайн-торговли, 2016 г., млрд $
По данным Data Insight
Лидером по интересу к товарам из российских онлайн-магазинов является Северная Америка: из нее поступает 42,1% всех платежей. На втором месте страны Западной Европы: на них приходится 30,8% от всего объема продаж. На долю стран Азиатско-Тихоокеанского региона приходится лишь 12,1% объема продаж. Лидерами среди стран являются США, Германия и Велкобритания.
А страны, ранее входившие в состав СССР, не проявляют особого интереса к товарам из России, при этом средний чек покупателей из этих стран вдвое меньше, чем из остальных.
Примечательно, что большая часть онлайн-магазинов (66%), работающих на экспорт находится за пределами Москвы и области, тогда как внутренний рынок в основном обеспечивается из столицы.
Аналитик отмечают, что преимущественно торгуют на экспорт молодые компании, созданные либо в этом, либо в прошлом году – таких 36%. Как отмечает Data Insight, заметные изменения в развитии экспортной онлайн-торговли произошли 3 года назад и с того времени количество новых компаний постоянно растет.
Большим спросом за рубежом пользуются цифровые товары и игры, на долю которых приходится 35% продаж. На втором месте – услуги в сфере путешествий: на долю отелей и билетов приходится 26% продаж. Правда, физические товары отстают лишь немного – 23%. Преимущественно это одежда, обувь, предметы ручной работы и уникальные изделия, автозапчасти и электроника.
«Среди материальных товаров самой быстрорастущей категорией являются именно товары ручной работы (речь не о сувенирах, а об авторских предметах) и уникальные вещи. Их поставляет множество компаний - от крошечных до достаточно крупных», - комментируют аналитики.
Среди трудностей, которые препятствуют экспортному развитию, самой серьезной является логистика, подразумевающая максимально эффективную и безопасную доставку товаров клиенту. На втором месте языковой барьер, а далее – нехватка доверия и необходимость развеивать сомнения покупателей. Также мешают развитию трудности с получением платежей из-за границы.
«Меня воодушевляет, что несмотря на все сложности, которые упоминались респондентами в этом исследовании, наши российские компании добиваются успехов на зарубежных рынках – продают высококачественное ПО, цифровой контент, модную одежду, уникальные изделия, в противовес бытующему мифу о том, что в рознице за рубеж Россия поставляет только матрёшки и ушанки, – поясняет Владимир Малюгин, руководитель PayPal в России. – Этот рост трансграничных продаж отражается и на нашей собственной статистике. Мы намерены продолжать активную работу в этой области с тем, чтобы помочь российским компаниям превратить эти возможности в масштабный тренд».
«Исследуя торговлю через интернет, мы часто концентрируемся на продажах из-за рубежа, забывая, что есть немалое количество компаний, которые, наоборот, продают что-то в другие страны, – комментирует Федор Вирин, партнер Data Insight, – Среди них много перепродавцов, но что особенно интересно (и приятно), мы увидели в этом исследовании огромное количество предпринимателей, производящих уникальные товары или услуги и продающие их покупателям из других стран. Самым важным, наверное, для нас результатом этого исследования стало то, что мы нашли новый слой российских предпринимателей: небольшие бизнесы, производящие товары мирового качества здесь в России».
Автор: Алена Журавлева (info@mskit.ru)
Рубрики: Маркетинг, Финансы, Web