rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 

Победить в ЧМ по футболу. Помогут только большие данные

ПМЭФ все больше напоминает инновационный форум: весомая часть дискуссий в этом году так или иначе затрагивает вопросы информационных технологий. И это не удивительно: все отрасли промышленности находятся в ожидании трансформации и переходи к цифровой экономике. Последняя, как заметили участники секции, посвященной большим данным, не возможна без анализа все увеличивающихся объемов информации. Правда, при этом придется столкнуться с большим количеством проблем, главные из которых – отсутствие регулирования Big Data, этические и нравственные допущения.

Андрей Белоусов, помощник президента Российской Федерации, заметил, что на термин «цифровая экономика» есть две точки зрения, существенно отличных друг от друга. Первая предполагает, что цифровая экономика – это новые технологий и не более того. Вторая подразумевает, что это технологическая волна или новый уклад, сопоставимый с новой промышленной революцией. При этом уже сейчас есть признаки того, что верным является именно второй вариант, т.е. грядут кардинальные изменения в человеческой цивилизации, а экономика данных начнет играть ту же роль, что сейчас играет электроэнергия.

Большие данные будут основными средствами капитализации и получения добавленной стоимости, а цифровая экономика – та сфера деятельности людей, где капитализации активностей зависит от технологии работы с данными. Цифровая экономика представляется в виде трехуровневой структуры. Верхний уровень – это сервисы, бизнес-процессы, организации, которые генерируют добавленную стоимость и обеспечивают капитализацию. Это новые рынки, которые зависят от использования больших данных – беспилотные средства в трех средах, навигация, Промышленный Интернет вещей, логистика, те рынки, где появились дисрапторы – компании, которые опираясь на большие данные сметают существующие бизнес-модели. Это Uber и ряд аналогичных компаний.

Г-н Белоусов заметил, что в России такие компании тоже есть. Известно, что КАСКО сейчас в нашей стране в глубоком кризисе, стоимость высока, страховые компании не видят перспектив в развитии этого направления. Но появилась компания, которая умеет делать «почасовое КАСКО». Владельцу автомобиля не нужно КАСКО, когда машина стоит в гараже – ему надо только на тогда, когда он выезжает на дорогу. Новое решение отечественного разработчика предлагает такой вариант: водитель, выезжая из гаража, нажимает кнопку – счетчик КАСКО включается. Это минимизирует стоимость КАСКО для владельца машины. И уже более 5 крупнейших страховых компаний проявили интерес к этому продукту.  

Второй уровень цифровой экономики наиболее существенен – это компании – держатели экосистем, технологий. Они имеют дело с искусственным интеллектом, большими данными, виртуальной и дополненной реальности, М2М и интернетом вещей.

Третий уровень обеспечивает функционирование второго уровня и связан прежде всего с регуляторикой. Во всем мире есть понимание, что существующая регуляторная среда не приспособлена к цифровой экономике. Например, кто должен нести ответственность за неправильно присланный товар из интернет-магазина – электронная площадка, производитель? К сожалению, существующие механизмы гражданского законодательства эти нюансы не улавливают.

Еще одна проблема связана с инфраструктурой. Сегодня оптоволоконные сети и ЦОДы не соответствуют тем масштабам работы с цифрой, которые возникают. Любая экономика, которая претендует на самостоятельное развитие, должна, как заметил г-н Белоусов, иметь критический набор компетенций и технологий, которые будут использованы для работы с цифрой, с Big Data.

Еще одна проблема – может, самая важна – это подготовка кадров. Мы выстраиваем эту систему на основе профстандартов. Однако есть мнение, что для специалистов по большим данным они не пригодны: принципы должны быть иными, но это предстоит осмыслить.

Владислав Бутенко, старший партнер, управляющий директор The Boston Consulting Group, заметил, что с большими данными придется считаться. К 2025 году, по его словам, объем отрасли больших данных достигнет 100 млрд долларов, но это только верхушка айсберга: она создаст более 15 трлн долларов добавленной стоимости в других отраслях. Это на порядок больше, чем ВВП нашей страны. Что сделать, чтобы РФ стала бенифициаром в этом процессе? Это вопрос, на который точного ответа пока нет.

Большие данные – это новый способ ведения бизнеса и организации общества, как отметил Владислав Бутенко. Это массивы данных, новые специализированные технологии и продвинутые аналитики. Человечество на сегодняшний день производит 2,5 экзобайта данных, 90% всех мировых данных было создано за последние два года. Сейчас в мире функционирует более 4 трлн датчиков, которые говорят с друг другом и создают новые данные. Для типичной компании Fortune 1000 10-процентное увеличения доступности своих данных ведет к более чем 100 млн долларов дополнительной выручки. Тот, кто первым оцифрует данные, тот и выиграет.

У государства в связи с этим две задачи – способствовать цифровизации для увеличения объемов доступных данных и обеспечивать безопасность данных. Лидерами будут крупные государства с высоким уровнем цифровизации. Пока это США и Германия, потом добавятся другие, скорее всего это будет Китай.

Также важно уделять внимание технологическому развитию. За последние три года в 10 раз удешевились технологии хранения, а обработки данных – в 50 раз. Инвестировать сейчас надо в разработку, в инновации, причем, на госуровне необходимы системная поддержка и продвижение технологических стандартов. Лидерами в этом направлении будут технологически продвинутые и совсем не обязательно крупные страны – например, Израиль.

Третья составляющая – это продвинутые аналитики. Именно в этом направлении идут инвесторы. Выиграют здесь компании и государства с сильным человеческим капиталом. Сегодня уже 90% компаний признают, что испытывают дефицит цифровых талантов, поэтому надо развивать математическое техническое образование и защищать технологии.

Алексей Репик, президент Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», подтвердил, что уберизация экономики стала само собой разумеющимся трендом во многих бизнесах, а не только в использовании машин. Она уничтожает посредников между производителем и добавленной стоимостью, задает поведенческие паттерны, которых раньше мы не знали. Сегодня увидеть голосующего на дороге человека почти невозможно. Люди доверяют приложению больше, чем безымянному водителю.

При этом цифровые платформы – хороший способ вывода индивидуальных предпринимателей и самозанятых граждан из теневого сектора экономики. Все эти приложения позволяют создать новую систему транспорентности взаимоотношений между предпринимателями и государством на платформе цифровой экономики. Это меняет деловую среду и вовлекает в предпринимательское сообщество новых граждан, формирует новые подходы к той экономике, которая начинает замещать классическую экономику больших предприятий.

Деметрио Руссо, вице-президент по региону Восточная Европа Nokia Corporation, заметил, что одним из важнейших вопросов в текущих условиях увеличения объемов больших данных является их защита.  Пока в Европе в каждой стране действуют свои законы, однако уже в 2018 году будут приняты общие законы, которые будут регулировать вопросы защиты данных. Подход будет унифицирован. Это очень важно, так как необходимо понимать, как удалить данные из сервиса, как перенести данные из одного сервиса в другой, где ПД находятся.  

Скотт Оверсон, генеральный директор бизнес-группы «Решения для индустриального сектора экономики», регион Европа, Ближний Восток и Африка, корпорация Intel, подчеркнул, что большие данные ценны не сами по себе: они должны приводить к появлению новых знаний, а затем и новых действий. Изменения в промышленности в ближайшее время в связи с этим будут очень драматическими. Объем данных увеличится не в разы, а в 3-4 тысячи раз, а скорость изменений растет, поэтому важно получать данные моментально и принимать решения, опираясь на них.

Однако надо понимать, что изменится не только промышленность. Например, одна из футбольных команд уже использовала датчики для того, чтобы следить за состоянием футболистов. Данные удивили руководство команды, однако больших результатов в своем чемпионате они не достигли из-за травм, хотя их количество удалось снизить за счет Big Data и анализа происходящего. Если данные использовать правильно, то и РФ сможет выиграть Чемпионат Мира по футболу.

Михаил Осеевский, президентПАО «Ростелеком», считает, что самой передовой отраслью, которая заинтересована в сборе и анализе данных, сегодня является сельское хозяйство. Ее представителям интересно создание экосистем, включающих прогнозы погоды, потребности клиентов и т.д. Это потребует создания глобальных платформ, где все эти данные будут аккумулироваться. Операторам больших данных придется провести большую практическую работу, создать такую среду. Сейчас «Ростелеком» уже ведет такую работу для «Газпромнефть»: оператор создает новую цифровую модель компании, включающую переработку, реализацию и все остальные процессы. Она требует сбора большого объема информации, поэтому «Ростелеком» ищет поставщиков данных, компании, которые умеют создавать новую аналитику. Осеевский подчеркнул, что «Ростелеком» становится провайдером цифровых платформ, а не остается просто телеком-оператором.

Андрей Дубовсков, президент, председатель правления ПАО «МТС», заметил, что большие данные – это не часть экономики, это то, что будет экономикой. Мы фактически движемся в матрицу: все вокруг нас рано или поздно станет приложением. Заводы будут работать без людей, причем, это не вопрос далекого будущего: уже сейчас есть прецеденты. Сельское хозяйство также рано или поздно не потребует того количества белковых существ, которое там сейчас есть.

Надо понять, как это регулировать, но государства должны быть при этом очень осторожны, чтобы не зарегулировать отрасль, но и не упустить на самотек те проблемы, которые возникаю в связи с большими данными.    

Александр Жаров, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации (Роскомнадзор), заметил,  что даже когда все станет программой, личность останется личностью. Именно поэтому регулирование очень важно. Очевидно, что если мы говорим о больших данных, то они уже точно стали востребованным товаром. При этом необходимо соблюдение права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейные тайны и т.д.  

Многие компании предоставляют сервисы бесплатно, но забирают пользовательские данные. Возникает вопрос, как это должно регулироваться. Сегодня в законодательстве РФ нет кодификации поднятия больших данных – его необходимо кодифицировать. Также нужно уделить внимание унификации обработки и хранения, передачие и вторичного использования больших данных. Причем, подходы к регулированию надо писать совместно государству и бизнес-сообществу, и в этом процессе должны участвовать не только те, кто генерирует эти данные, но и с те, кто их использует. Важно определить и тот орган, который будет отвечать за государственный надзор в этой области.

Тигран Саркисян, председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии, сказал, что на уровне Союза необходима программа электронизации, благодаря которой сможем дать толчок развитию цифровой экономики - нужна общая цифровая повестка ЕАС. Пока государства делают это отдельно друг от друга, а стандарты оцифровки наших отраслей должны быть общими, чтобы была сопоставимость.   

Перед нами, по мнению Саркисяна, формируется новая общественно-экономическая парадигма: базовым процессом организации общества является производство не товаров, а знаний. Поэтому надо думать об оцифровке человека: он должен уметь пользоваться цифровыми технологиями, иначе станет неконкурентоспособным. Развитие знаний в области цифровых технологий является залогом успешности в новых условиях. Нужны свободный доступ граждан к сервисам цифровых технологий, которые дают возможность реализовать свой интеллектуальный потенциал. Цифра дает возможность наращивать интеллектуальный потенциал и одновременно использовать его.    

Игорь Щёголев, помощник президента Российской Федерации, подчеркнул, что для очень важно понять, являются ли большие данные ответом на все вопросы и что будет с «белковыми существами», которых сначала не останется в промышленности, а потом и за ее пределами. «Не станем ли мы индейцами, у которых забрали землю за стеклянные бусы? Мы живем в эпоху большой революции, -уверен Щеголев. - Она не только технологическая, но и нравственная, и этическая».

Надо выстроить систему регулирования так, чтобы прайваси не превратилась в роскошь. Задача государства сделать так, чтобы тайна частной жизни сохранялась, чтобы мы не оказались в резервациях, вокруг которых будут ездить роботы. Однако как добиться этого, пока до конца не ясно. 

Автор: Алена Журавлева (info@mskit.ru)

Рубрики: Интернет, Интеграция, Маркетинг, ПО, Регулирование, Финансы

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

18.04.2024 В России на 30% вырос спрос на ИБ-специалистов, умеющих работать с искусственным интеллектом

09.04.2024 Семейный бум: «Ростелеком» зафиксировал значительный рост подключений к пакетным предложениям цифровых услуг и мобильной связи

09.04.2024 Яндекс представил Карты с персональными рекомендациями

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода

ITSZ.RU: последние новости Петербурга