Информационный портал mskIT

Оригинал документа: http://mskit.ru/news/n201037/


     
 

Блокчейн: как возглавить революцию

06.06.2017 11:59
Блокчейн вошел в пул сквозных технологий, на базе которых в России предполагается строить цифровую экономику. Многие эксперты называют эту блокчейн революцией, которая сможет кардинально изменить все отрасли. Чтобы эта революция стала управляемой, в России государство решило ее возглавить. И хотя наша страна пока не стала лидером в области применения блокчейн, ряд проектов будет запущен не через 5-10 лет, а сейчас – если не сегодня, то завтра точно. Представители государства в рамках прошедшей на ПМЭФ сессии, посвященной блокчейн, рассказали о видении перспектив этой технологии.

Николай Никифоров, министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, заметил, что сейчас есть ментальный сдвиг, изменение отношения к драйверам цифровой трансформации. В рамках разработанной программы по развитию цифровой экономики мы должны создать условия для нового качественного роста, сфокусировавшись на сквозных технологиях. Наряду с дополненной реальностью, туманными вычислениями, интернетом вещей и большими данными в программу вписана и технология блокчейн. Это один и драйверов цифровой трансформации во всех отраслях, и поэтому внедрять эти технологии надо как можно скорее.

Министр рассказал, что уже подготовлены предложения о самых быстрых, самых вероятных пилотах в этом направлении. Первое – это специфичный документооборот, связанный с аккредитивными инвестиционными сделками, создается вместе с ВЭБ. Второе – блок работ совместно с банком России, проект под условным названием «Мастерчейн». Специфика в том, что РФ с нашей собственной школой криптографии, с собственной системой сертификации, которую мы в хорошем смысле вынуждены соблюдать, предстоит понять, как регулировать эти технологии в наших правоотношениях. Третий блок связан с Росреестром. Это могут быть проекты по отдельным сделкам, которые могут осуществляться в автоматическом режиме 24х7. Насколько к этому готово российское законодательство, правительство страны – вопрос, но технологически мы готовы точно. «Это самые очевидные заделы, которые могут применяться», - подчеркнул Никифоров.

Игорь Шувалов, по словам министра, очень внимательно относится к проекту, связанному с так называемым казначейским сопровождением расходов бюджета. Государство занимает существенную часть экономики, расходов много, казначейство зачастую пытается отследить, как движутся деньги по цепочке субподрядчиков, поэтому пытаются «раскрасить» денежные средства – это тоже может быть примером применения блокчейн.

Но самая главная цель с точки зрения программы и упаковки в нее блокчейн, как пояснил Николай Никифоров, это изменение отношения к подходам: «Кто мог подумать, что облачные кассы будут внедряться и мы наведем принципиально другой порядок с точки зрения фискальных задач и отслеживания товаров». И это лишь один пример. Удаленная биометрическая аутентификация необходима, чтобы быстро дать людям инструменты для регистрации бизнеса. Электронная маркировка товаров – для их отслеживания на пространстве ЕАС. Все это примеры того, как технологии могут менять жизнь и бизнес.

«Программа готова, технология там упакована, поручения председателя правительства отрабатывается по ряду пилотных проектов, -резюмировал Никифоров. - И мы рассчитываем на поддержку в титанической работе по переписыванию правил, которые не готовы для того, чтобы сделать эту технологию частью нашей жизни».

Ольга Скоробогатова, заместитель председателя Центрального банка Российской Федерации, заметила, что и до виртуальной национальной валюты мы обязательно дойдем: работа над этим уже начата. По ее словам, интерес к применению блокчейн вполне понятен: это может принести участникам рынка и потребителям значительные выгоды с точки зрения как оптимизации затрат, так и новых видов сервисов и качества их представления. Финансовый рынок очень в этом отношении активен. Если 1,4 млрд на блокчейн было потрачено в 2016 году, то в 2017 году 1 млрд банки планируют инвестировать в распределенные реестры. Экономия, по оценкам банков, составит порядка 20 млрд.

В прошлом году были предположения, что в 2017 году блокчейн заменит собой все финансовые технологии, но этого не произошло. Причина в том, что наступила трезвость по отношению к блокчейн. Появилось и понимание того, что эта технология содержит риски и ими надо управлять. «Я думаю, 7-10 лет мы потратим на то, чтобы в полный продакшн выпустить эту технологию», - пояснила г-жа Скоробогатова.

При этом Россия оценивает себя как №1 – все организации планируют внедрение, тогда как мировой тренд более осторожен. «Это наша черта – мы долго запрягаем, но быстро едем. Да, мы тратим время на обсуждение и координацию действий, юридические вопросы, но делаем уже много пилотов с участниками рынка, поэтому результатов добьемся быстро, - уверена Ольга Скоробогватова. - Если революция неизбежна, ее нужно возглавить. И делать это должен регулятор в том числе, потому что мы отвечаем и за риски в финансовой системе».

Спикер рассказала, что Центробанк вместе с рынком определил несколько областей, где протестировали технологии распределенных реестров. Сделали на одной из технологий систему передачи финансовых сообщений, сделали «мастерчейн» и будут его развивать. И что важно – поскольку технологий много, проектов много, в зависимости от ситуации это будет и внутригосударственное, и межгосударственное взаимодействие.

«Мы хотим протестировать блокчейн для взаимодействия стран ЕАЭС. Это один из проектов, который мы попробуем начать в этом году. С точки зрения единого пространства это отличная идея. Она поможет определиться с регулированием на уровне ЕАЭС, - подчеркнула Скоробогатова.

Банк России, как отметила спикер, находится в топ-3 тех, кто уделяет вопросу применения распределенных реестров больше всего внимания. Наши банки уже попробовали либо внутри своего периметра, либо в партнерстве с несколькими участниками сделать проекты и не при участии регулятора. Это нормально, потому что коммерческий бизнес понимает, как строить систему с точки зрения бизнес-задач.

Ассоциация Финтех, которую создали вместес крупнейшими банками, определила 5 проектов, где видна перспективу пилотирования распределенных реестров. Возможно, будут тестировать разные технологии, чтобы выбрать оптимальную для решения стоящих задач. Это система обмена финансовыми сообщениями, цифровой аккредитив, депозитарный учет электронных закладных, KYC (это самый сложный проект, потому что в нем много не технологических вопросов, а других – юридических, контроля, мониторинга и т.д.) и цифровые банковские гарантии. «В последнем мы уже чувствуем себя достаточно уверенно, - подчеркнула Скоробогатова. - В этих пилотах придется серьезно поработать участникам рынка, чтобы выйти с пониманием в продакшн, с дорожной картой».

Игорь Шувалов, первый заместитель председателя правительства Российской Федерации, рассказал, что мы многое уже упустили. Так, были ребята, которые работали над проектом на блокчейн. Они звонили в Минфин, но как-то не дозвонились, переехали в Сингапур и теперь их крупнейшие клиенты – правительства Индии и Швеции. «Наша беда в том, что наши талантливые люди создают передовые технологии, а они не сразу приживаются на нашей территории, - объяснил Шувалов. - Тема технологического лидерства не в плане создания технологий, а в их применении. Они должны менять жизнь людей и бизнес. Пока этого лидерства у нас нет. Цифровая экономика сначала рождалась как ответственность Минсвязи, а теперь – задача всех. Президент полностью заболел новыми технологиями и цифровой экономикой. Он понимает, что этот разрыв и значительные темпы роста базируются на цифровой экономике и технологическом лидерстве».

Правда, в том, что есть 7-10 лет на «раскачку, Шувалов сомневается: «У нас есть некоторые задачи, по которым надо продвигаться значительно быстрее. Моя работа – сделать так, чтобы законодательство позволило эти технологии внедрить в конкретную жизнь. Так что есть несколько задач, которые нужно решить сразу».

Первая – это идентификация лица и связь его с юридически значимыми действиями. Это затрагивает не только банковский сектор, хотя в первую очередь смотрят на него, но и госуслуги, безопасность государства – для этого нужно сделать общую платформу и здесь для блокчейна есть много возможностей технологически решить эту задачу.

«Мы договорились, что Николай и Ольга эту работу возглавят, чтобы в ближайшие месяцы иметь ответ, что мы запускаем как проект. Это для нас крайне необходимо», - заметил Шувалов.

А возник такое интерес к этому проекту в связи с тем, что в стране существуют 6 разных цифровых подписей. И в определенный момент специалисты пришли просить деньги на то, чтобы создать одну. Но правительство решило денег не давать, потому что есть совершенно другой технологический ответ на это. И здесь, по мнению Шувалова, у нас нет ни семи, ни десяти лет – это надо делать немедленно.

Второе – необходимость обеспечить прослеживаемость товаров. У нас создан Евразийский Экономический Союз, сложная система международной торговли, предполагающая большой объем экспорта и импорта. При этом есть много неучтенной торговли, так чтоо отдельная задача для российской экономики – сделать так, чтобы легальный сектор был более 90%. Для этого нужно вводить соответствующую цифровую прослеживаемость. В этом направлении уже также есть проекты и понимание, что нужно делать, как использовать блокчейн, чтобы видеть полное движение товаров. Это необходимо не для того, чтобы обеспечить тотальный контроль, а чтобы обеспечить фискальную дисциплину и защитить легального производителя. Это честные правила игры.

Еще одна задача, которую нужно решить как можно быстрее, это титул собственника. «Нас часто ругают за то, что система недостаточно защищает право собственности. Если мы уйдем от зависимости от регистрирующего чиновника, который влияет на возможность потерять право собственности, это будет правильно. То, что создано сейчас, пока не работает так, как нам хочется. Если сейчас, изучая опыт Грузии и то, что дают современные технологии, вместе с Росреестром запустим несколько услуг, а потом перейдем полностью на блокчейн, то это не просто удобство, о котором говорили – это защита права собственности», - пояснил Шувалов.

«Сегодня мы понимаем, что наше экономическое продвижение вперед и лидерство базируются на возможностях технологий. Поэтому все, что производит российский и мировой интеллект, будет нами применяться. При этом утопичного настроения у нас нет, а есть точечные задачи, которые мы и начнем сейчас решать. Вероятно, перед нами откроются и другие возможности. Главное – не пропустить их. 5-10 лет – это период, который должен нам позволить перейти к иному качеству производительности и качеству восприятия технологий, а значит и качеству жизни», - резюмировал Шувалов.

Автор: Алена Журавлева (info@mskit.ru)

Рубрики: Интернет, Регулирование, Финансы, Web, Безопасность

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
   
     


Copyright 2004 mskIT. Все права защищены
Перепечатка материалов приветствуется при ссылке на www.mskIT.mskit.ru
Ресурс разработан и поддерживается компанией Peterlink Web