Добавить новость
Добавить компанию
Добавить мероприятие
Телеком между Сциллой и Харибдой
14.05.2020 16:23
версия для печати
Антон Устименко, партнер EY, руководитель группы по оказанию услуг компаниям сектора телеком, технологий и медиа в СНГ, уверен, что расти будет выручка фиксированных операторов, причем как в массовом сегменте, так и в корпоративном. Выручка же операторов мобильной связи сначала немного упадет, а потом – вырастет. Он напомнил, что в Китае ситуация с COVID-19 разрешилась благоприятно для ключевых операторов: они показали рост выручки от 0 до 2% за карантинный период. В США, где наблюдается самый высокий уровень безработицы, в мобильном сегменте сервисная выручка упадет сильно – на 4-5%. В остальных странах выручка операторов будет зависеть от ситуации с ВВП. Выручка телекомов, как подчеркнул эксперт, будет зависеть от привычек пользователей. Те компании, которые успели построить экосистемы вокруг своих сервисов, выиграют: выручка от одних сервисов будет падать, а от других расти. Так что именно сбалансированная экосистема позволит операторам не «провалиться» по выручке. С такими оценками перспектив фиксированного бизнеса согласен и Андрей Кузяев, генеральный директор «ЭР-Телеком Холдинга». Он заметил, что пандемия показала: когда наступает потребность в качественном интернете, фиксированные линии наиболее надежны. Доступ в интернет востребован даже больше, чем гречка и туалетная бумага. «Телеком не просто социально ответственный – без нас в принципе самоизоляция не возможна. Мы помогаем пережить стресс, отсутствие взаимодействия, обеспечиваем продуктами питания и лекарствами – все это возможно только благодаря интернету. И то, что у нас в стране высокий уровень проникновения ШПД, оказалось важно», - заметил Андрей Кузяев. Значимо и то, что у нас в стране одни из самых низких цен на интернет. И даже когда президент выступил с инициативой бесплатного интернета, операторы начали искать возможность для этого. Очевидно, что реализовать ее нужно так, чтобы не было разрушения отрасли. Но в любом случае доступ в интернет – это ключевая жизненная потребность. Андрей Кузяев рассказал, что в компании темп роста трафика год к году составляет от 80 до 100%. В период коронавирусных ограничений он сначала резко вырос – на 40 %, а потом хоть и опустился, но лишь на 10 %. Причина такой динамики в том, что в соответствии с ситуацией люди изменили систему использования цифровых услуг. Если раньше интернет был средством развлечения, то сегодня это в первую очередь работа из дома, обеспечение потребления цифровых сервисов, которые являются частью жизненного процесса. Александр Соболев, директор по стратегии и развитию бизнеса компании «МегаФон», подтвердил, что операторы несут потери – например, от сокращения потребления связи в международном роуминге. Также заметны и отключения телефонов: некоторые клиенты в принципе перестали разговаривать, пользоваться передачей данных. Несмотря на это оператор запустил ряд бесплатных сервисов как для массового сегмента, так и для бизнеса. Так что комбинация всех этих трендов будет давить на отрасль, и уже есть первые звоночки. Например, в Veon, подводя финансовые итоги, предсказали в результатах за апрель ряд отрицательных цифр. И так будет у всех. Светлана Скворцова, директор по стратегическому планированию Tele2, рассказала, что в компании в конце марта тоже видели резкий рост трафика на пользователя, но это не единственный тренд: «При этом мы видели и снижение количества активных пользователей передачи данных (тех, кто потребляет более 100 Мбайт в неделю). Такая поляризация базы характеризует сегодняшние тренды – они очень противоречивы». Причина такой двойственности в наличии двух разны моделей поведения абонентов. В Москве – а это показательный пример – люди разъехались в трех направлениях. Пятая часть абонентов выехала за пределы Москвы – в область, соседние регионы, некоторые – вообще за пределы РФ (сезонные рабочие, которые остались без работы) и это драматичное явление для оператора. Остальные осели в спальных районах. В соответствии с такими моделями и изменился профиль потребления. В спальных районах есть фиксированное подключение, поэтому оставшиеся здесь горожане уменьшили потребление мобильного интернета, хоть и не отказались полностью. Часть клиентов демонстрирует противоположный тренд: потребление сильно увеличили те, кто уехал в область. Идет замещение в обе стороны: мобильная связь замещается фиксированной и наоборот. В сегменте B2B наблюдается такой же тренд: резкий рост трафика, превышающий темпы роста в B2C, но число пользователей снизилось. Александр Горбунов, член правления, вице-президент по стратегии и развитию МТС, считает, что индустрия была неплохо готова к ситуации: щадящие цены на интернет, наличие безлимитных тарифов, хорошая подготовка сетей. Но мощность сетей в любом случае придется увеличивать – пандемия просто ускорила процессы. «Плюсом стало и то, что уровень проникновения digital в России велик. У нас многие и так пополняли счета онлайн, что для многих стран удивительно», - подчеркнул Александр Горбунов. И хотя операторы сумели найти ресурсы, чтобы взять на себя социальную функцию, предоставив клиентам ряд сервисов бесплатно, общий тренд будет негативным за счет падения ряда направлений. Так, пропали 90% внешнего роуминга, ретейл и банковский бизнес снизили активность. Есть и просадка в клиентах из малого бизнеса: он остановился. Важно и то, что курсовые изменения также потенциально влияют на развитие сетей. «Пока мы не радикально сокращали CAPEX-программы, потому что это длительный цикл, но надо будет смотреть, как будет развиваться ситуация. Было бы хорошо, если бы правительство помогало развивать инфраструктуру», - заметил эксперт. О поддержке или хотя бы понимании со стороны государства говорил и Андрей Кузяев: «Я досадую, когда люди говорят о том, что телеком будет грести деньги мешками. Это расхожее мнение из десятилетнего прошлого. У нас на 40% выросло потребление трафика, а выручка (с учетом того, что многие сервисы мы предоставили бесплатно и прокредитовали абонентов) упала на 5-10%. И правительство не понимает, в какой сложной ситуации мы оказались: нам надо инвестировать в условиях падающей выручки. Выручка упала на все 40-50% с учетом того объема трафика, который мы вынуждены пропускать». Автор: Алена Журавлева (info@mskit.ru) Рубрики: Фиксированная связь, Мобильная связь, Интернет
наверх
Для того, чтобы вставить ссылку на материал к себе на сайт надо:
|
||||||
А знаете ли Вы что?
MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра13.11.2024 Т2 запустил первый тариф после ребрендингаз> 31.10.2024 «Осенний документооборот – 2024»: взгляд в будущее системы электронного документооборотаз>
|
||||