rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 

Marvel Mobile Rally: тренды, меняющие рынок

За прошедшие два года на рынке мобильной электроники и решений для умного дома произошли существенные изменения. Часть из них связана с поступательным развитием технологий, а для некоторых определяющим драйвером стала пандемия, уверены эксперты ежегодной конференции Marvel Mobile Rally. Эти изменения не только отразились на продажах конкретных сегментов техники в России, но и потребовали трансформации от самого дистрибутора.

Рынок смартфонов: больше денег

Как рассказал Павел Вьюков, директор департамента «Мобильные средства связи и умный дом» компании «Марвел-Дистрибуция», рынок смартфонов рос в штуках незначительно, зато в деньгах – существенно, что связано с увеличением средней цены устройства. По прогнозам эксперта, основанным на динамике продаж в начале года, в 2021 году смартфонов будет продано меньше, чем в предыдущие годы – лишь порядка 28 млн штук. Данный рынок очень конкурентен и динамичен, но в последние время становится все более вендорским: влияние штаб-квартир и представительств растет.

На долю топ-5 производителей, как и ранее, приходится более 80 % рынка, но доля второй пятерки вендоров последние два года растет за счет потерь Huawei и Honor из-за ценовых войн и санкций.

При этом за прошедшие 12 месяцев средняя цена смартфонов выросла в 2 раза. Как замечает эксперт, это следствие проблем с наличием компонентов, которая влияет на весь рынок потребительской электроники. Кроме того, нарушились логистические цепочки, выросли тарифы на грузоперевозку. Еще один связанный с этими же причинами заметный тренд – рост доли iPhone на фоне дефицита Android-устройств, что также сказалось на средней цене смартфонов. В целом же число ввозимых в Россию брендов снижается – в том числе за счет ухода производителей с рынка смартфонов.

Продажи компании «Марвел» в сегменте смартфонов за последний год выросли на 9,2 % и, по прогнозам, положительная динамика сохранится, а ее темпы даже увеличатся. Доля же компании на дитрибуторском рынке смартфонов, по собственным оценкам, составляет порядка 30%, при этом «Марвел» третий год подряд является лидером среди импортеров-дистрибуторов. 

Весомая доля успехов «Марвел», как заметил эксперт, связана с Xiaomi, но и другие бренды внесли свой хороший вклад и растут относительно самих себя к предыдущим периодам.

От наушников до самокатов

Пандемия стала драйвером изменений и на рынке носимой электроники, рассказал Александр Розов, директор департамента «Аудио, аксессуары, портативная техника» «Марвел-Дистрибуции», но не только она. В «акустике» в целом продолжается дрифт в сторону Bluetooth: он обеспечивает рост рынка и увеличивает стоимость устройств, поэтому рынок растет в деньгах. Но все же темпы роста замедляются: интерес потребителей к Bluetooth-решениям начинает себя исчерпывать как драйвер рынка.

Еще одно значимое изменение – серьезное снижение роста спроса на небольшие колонки: раньше десятки процентов в год, а теперь – лишь 11%. Зато хорошую динамику продаж продемонстрировали умные колонки, что влияет на рост средней цены в сегменте колонок. Наушники true wireless stereo за прошедший период выросли не на сотни процентов, как ранее, но все-таки еще около двух лет Bluetooth будет стимулировать рост наушников этой категории.

Существенно просел сегмент пауэрбанков, потому что снизился объем передвижения населения в период пандемии. В этом сегменте новый тренд – спрос на функцию Quick Charge. 

Также пандемия стала существенным фактором влияния для рынка малого электротранспорта – в частности, самокатов. Этот рынок пока молодой и, по мнению эксперта, отличается невероятно сложной просчитываемостью. Агентства, которые считают ИТ-ниши, пока не выдают данных по рынку электротранспорта. Сложно его контролировать и с точки зрения изучения таможенных баз: они пока не показывают всего импорта этих устройств, потому что в большой степени он находится в серой зоне. Так что аналитика пока субъективна.

В 2020 году, как объяснил Александр Розов, электротранспорт находился между двух огней: рост категорий и негативные потребительские ожидания, связанные с неуверенностью людей в завтрашнем дне. Поэтому партнеры верили, что продадут больше транспорта, но лишь на 20-30%. Спрос превзошел ожидания: в 2021 прогнозируется рост в 1,5 раза по сравнению с 2020 годом. «Марвел» еще более амбициозен и планирует нарастить продажи на 200%. Пока же есть даже недопродажи, потому что цикл производства длинный и вендоры не успевают произвести нужные объемы продукции.

Важным трендом в этом сегменте стало расширение вендорских линеек и их дифференциация: появились детские самокаты, устройства повышенной мощности, ориентированные на передвижение по дорогам и т.д. Так, Segway-Ninebot в 2019 году делал 3 модели, а сейчас – 12. Потребители готовы к разнообразию устройств.

Драйвером рынка, безусловно, стал кикшеринг, которым заинтересовались и крупные компании. Шеринговый рынок оценивается в 10-15 % от всех самокатов в стране.  Повлияло на рынок и то, что самокаты перестали быть сезонным продуктом. Год назад «Марвел» прекращал заказы самокатов в июне, а в этом году продолжит загружать товар от производителей до августа включительно. В 2020 году тоже не было резкого падения продаж летом: они шли до октября. Теперь, по словам эксперта «Марвел-Дистрибуции», это устройство не «для фана», а действительно для передвижения.

Умный дом набирает обороты

Сегмент умного дома в последнее время стал очень интересен для дистрибутора. Это связано с тем, что спрос на решения smart home растет. Пандемия вынудила людей проводить больше времени дома, компании перешли на удаленку, с которой многие не планируют возвращаться. Отсюда запрос на комфорт, оптимизацию потребления электричества и т.д. Вопрос безопасности жилья также оказался приоритетным для потребителей: 46 % считают, что это самая важная тема.  

Драйвит рынок и интерес к нему со стороны крупнейших производителей – Apple, Google, Xiaomi и пр.

Третья составляющая, оказывающая существенное влияние на сегмент умного дома, это развитие технологий. Увеличение скоростей передачи данных (в том числе грядущий запуск 5G-сетей), технологии распознавания голоса и бесконтактной оплаты делают цифровые сервисы более доступными, меняет подход человека и к умным сервисам. К тому же количество устройств, способных предоставить подобные сервисы и взаимодействовать друг с другом, растет: за 5 лет количество активных устройств IoT превысит количество устройств без этих функций. Все это делает рынок умного дома крайне привлекательным для «Марвела».

При этом меняется вендорский ланшафт: все больше быстрых инновационных китайских компаний пытаются воспользоваться окном возможностей. Пример – Xiaomi, который сумел стать лидером рынка за короткое время. В определенный момент, рассказывает Петр Лалазаров, директор департамента Xiaomi, к руководству компании пришло понимание, что смартфоны генерируют трафик, но зарабатывает созданная вокруг них экосистема продуктов.

Так что сегодня Xiaomi нацелена на продвижение инноваций: если раньше компания старалась выиграть в конкурентной борьбе в первую очередь за счет ценовой привлекательности, то сейчас она делает ставку на максимально широкую линейку устройств в различных категориях, чтобы упростить и сделать более комфортной жизнь людей. Показательна в этом отношении линейка пылесосов, в которую в соответствии с этой стратегией включены как роботы-пылесосы, так и компактные и беспроводные устройства. Такая же ситуация и в других категориях продукции и в частности – решений для умного дома.

«Марвел» еще в 2018 году подписал прямой контракт с Xiaomi и начал продавать не только смартфоны, но и устройства умного дома. Сейчас в Россию ввозится около 200 артикулов, тогда как в Китае их 2 тыс., а значит есть пространство для роста. Ближайшие перспективы в «Марвеле» связывают с ввозом умных холодильников, стиральных машин, микроволновок.

Умная трансформация

Собственно направление решений для умного дома в компании «Марвел» появилось в 2020 году. Специалисты дистрибутора изучили более 200 брендов в этом сегменте, выбрали наиболее интересные и запустили продажи. Сейчас портфель производителей включает около 30 брендов, и, по мнению руководителей компании, это только начало.

Развитие нового направления потребовало серьезных изменений в процессах. В частности, начата работа с DIY-сетями, спорт-ретейлерами и магазинами детских товаров, а также напрямую с блогерами, ТВ-программами, дизайнерами и архитекторами. Петр Лалазаров заметил: того, что раньше предлагали вендорам, стало недостаточно, поэтому стали работать плотно с розницей, сделали магазин вендора в стране, научились работать с дефицитным товаром, не поднимая цены.

По словам Павла Вьюкова, в «Марвел» появилось больше сотрудников, которые занимаются продуктовой частью, развитием бизнеса этих категорий. Некоторые категории требуют больших технических компетенций, поэтому в штате стало больше пресейлов, инженеров, которые помогают разобраться, как эти решения сложить в проект, совместить друг с другом.    

В работу с сегментом включаются и классические партнеры дистрибутора. Самые продвинутые из них, по словам эксперта, понимают перспективы направления и их не нужно уговаривать. Но многие только начинают смотреть в эту сторону. Сложностей добавляет и то, что если у «Марвела» есть специальное подразделение, то на стороне партнеров умные категории товаров разбросаны по разным подразделениям, и чтобы завести линейку, приходится «пробежать» много точек.  

Сейчас в портфеле немало вендоров, которые не имеют представительств в РФ, поэтому «Марвел» берет на себя функции по сертификации, выходу к ретейлерам, продвижению брендов на рынке – нужно строить бренд-маркетинговые стратегии, запускать активности в соцсетях – в общем, делать то, что традиционно является вендорской работой. 

Александр Розов добавил, что это сильно изменило дистрибьюторский рынок. Сейчас нужно создавать многомерную матрицу вокруг нового продукта – это стало первичным, потому что продукт должен начать жить информационно, чтобы продаваться на рынке. Особенно это важно для тех устройств, где до потребителей надо донести нестандартную новую идею.

Если говорить про интерес со стороны рынка, то он есть, но неравномерный – как по сегментам решений, так и в разрезе регионов. Например, тренды идут от столиц, причем интерес к умному дому связан в первую очередь с жильем бизнес- и премиум-класса. В бюджетном жилье все гонятся за ценой. Застройщикам интересны решения категории «умное здание»: они полезны для управляющих компаний, которые с помощью датчиков и разнообразных счетчиков открывают дополнительные возможности для управления домом. Есть и интерес к комплектации квартир умными решениями в контуре самой квартиры – это умные карнизы, розетки, свет или элементы умной безопасности. По мнению экспертов, спрос в ближайшие годы будет расти, поэтому и в компании это направление будет активно развиваться.

Автор: Алена Журавлева (info@mskit.ru)

Рубрики: Торговые сети, Оборудование

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

18.04.2024 В России на 30% вырос спрос на ИБ-специалистов, умеющих работать с искусственным интеллектом

09.04.2024 Семейный бум: «Ростелеком» зафиксировал значительный рост подключений к пакетным предложениям цифровых услуг и мобильной связи

09.04.2024 Яндекс представил Карты с персональными рекомендациями

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода

ITSZ.RU: последние новости Петербурга