rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

Электронная коммерция: жизнь в цифровой экономике

Традиционно рынок электронной коммерции называют одним из бенефициаров коронавирусной пандемии: именно она стала стимулом и для увеличения продаж, и для роста числа игроков в этом сегменте. Однако игроки рынка утверждают, что не все было и есть так радужно, как видится со стороны. Об этом они говорили в рамках одной из сессии Петербургского международного экономического форума, который состоялся в Северной столице в начале июня 2021 года.

Как заметил Максим Орешкин, помощник президента РФ, происходящее в мире можно считать коренным изменением работы экономики – от отраслевого принципа, где есть продукт или услуга, произошел переход к экосистемному подходу, который выстраивается вокруг человека. И переход от стандартных форм торговли к экосистемным влияет на все и в стране, и в мире. Поэтому государству предстоит менять принципы регулирования – но не торговли как таковой, а экосистем и электронной коммерции как инструмента.

Уже понятно, что подход к регулированию электронной коммерции должен строиться по другим принципам: нельзя государству продолжать существовать по старым лекалам в новом типе экономике. Но еще нигде в мире не нащупали подходов к правильному регулированию – проблема будет решена, вероятно, лет за 5. И это задача не одного ведомства, т.к. отраслевой подход не работает – это тоже серьезное изменение, требующее переосмысления.

Не ждали

По словам Татьяны Бакальчук, генерального директора Wildberries, хотя кризиса по законам экономики и ждали, то, что случилось, стало неожиданностью. В компании за месяц-полтора знали, что придется предпринимать меры и даже начали готовиться, арендовали дополнительные складские площади. Но кризисной волной все равно накрыло и пришлось перестраиваться. При этом кризис лучом прожектора подсветил проблемы, которые были не только в бизнесе конкретной компании и е-коме, но и в мире.

В конце 2019 года, вспоминает эксперт, обсуждали необходимость цифровизации, думали, что есть время, а 2020 год показал, что ни бизнес, ни правительство не готовы существовать в цифровой экономике. И шаги, которые предпринимались с обеих сторон, оказались не слишком эффективными. Так, Wildberries и другие игроки, у которых появилась потребность в привлечении временных трудовых ресурсов, не знали, как это оформлять. Поэтому пришлось придумывать «на коленке». В грядущие 5-10 лет рынку придется двигаться в сторону большей прозрачности взаимоотношений между физлицами, бизнесом, государством, «вычищать» бюрократию, бумажный документооборот, создавать единое цифровое поле с доступом к данным.

Фарма в ожидании прорыва

По идее от кризиса должен был выиграть и фармацевтический рынок, который получил доступ к онлайн-продажам, но, как оказалось, и тут не так все просто. Антон Буздалин, генеральный директор eApteka, отметил, что все маркетплейсы жадно смотрят на фарму, но есть очень много сложностей. Например, продажа лекарств предполагает другой клиентский путь: нельзя забирать товар из ПВЗ, постаматов, долго доставлять, должны быть специализированные склады, нельзя рядом хранить неаптечные препараты – в общем, надо строить новую цепочку доставки.

К тому же до сих пор не открыты несколько важных направлений – рецептурные  товары, БАДы. Если в рецептуре все ждут электронных рецептов, возможности выписать их на телемедицинских консультациях, то с БАДами все еще сложнее: продажи сдерживают устаревшие нормы, которые не позволяют, например, продавать витамин Д «в нормальных дозировках», заметил эксперт.  Так что рынок нормально еще не открылся, сделанное – это лишь небольшой шаг. И Минздрав правильно постепенно идет в этот рынок, давая игрокам возможность адаптироваться к новым правилам. Серьезных изменений ждать еще года два. Текущие же правила портят клиентский опыт, поэтому маркетплейсам в фарму надо идти очень осторожно.  

Последняя миля

Сервисы доставки, которые также активно росли в период пандемии, тоже жалуются на проблемы. Даниил Шулейко, директор бизнес-группы по электронной торговле и логистическим сервисам Яндекса, подтвердил, что за последнее время компании удалось создать большой бизнес по доставке на последней миле (Яндекс.Доставка) – это 250 тыс. доставок в день, хотя раньше это были лишь сотни доставок. Это дало возможность не только спасти бизнес такси, но и функционировать сотням бизнесов по всей стране в разных категориях.

Эксперт подчеркнул: хорошая новость для страны – все разобрались, что в интернете есть жизнь; но и плохая – та же самая. Это приводит к тому, что рынок становится очень конкурентным: по словам Шулейко, «глядя на активность конкурентов, хочется рвать волосы». К тому же мир ускоряется: то, что раньше делали за 5 лет, теперь делают максимум за два года.

Это привело к росту требований клиентов. Сейчас, если вдруг доставка осуществлена не за 15 минут, а за 26, потребитель недоволен. Так что следующий этап конкуренции будет «на поле бесконечного улучшения качества операций на каждом этапе». Второй фокус – постоянная гонка за инновациями: то, что работало вчера, завтра уже не сработает, убежден эксперт.

Логистика в эпоху минимизации

В дальнейшем рынок электронной коммерции ждут нелегкие времена. По крайней мере Максим Акимов, генеральный директор АО «Почта России», спрогнозировал, что на каждом следующем этапе развития продавцы будут становиться все меньше, а значит, у них будут проблемы с логистикой. По его словам, Amazon в Европе каждый день присоединяет к платформе более тысячи селлеров, так что Россия пока находится только в начале пути.

В соответствии с таким прогнозом меняется и стратегия «Почты России». Она должна стать не только доставочной платформой, но и платформой, которая позволит легко и безболезненно осуществить предпочтовую подготовку, сбор товаров у продавцов, drop-off небольших или больших партий товаров. Это упростит жизнь как конечным продавцам, там и крупным площадкам. Также в планах – запуск инструментов управления электронной полкой и интеграция финтехнологий. Это позволит компании перестать быть «последним выбором отчаяния», к которому идут только в том случае, если нужно доставить товар туда, куда никто другой не везет.

В целом же, резюмирует эксперт, будущее никому не гарантировано, так как каналы потребления могут быстро измениться.

Редактор раздела: Александр Авдеенко (info@mskit.ru)

Рубрики: Интернет, Маркетинг, Торговые сети, Регулирование

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

13.11.2024 Т2 запустил первый тариф после ребрендинга

31.10.2024 «Осенний документооборот – 2024»: взгляд в будущее системы электронного документооборота

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода

ITSZ.RU: последние новости Петербурга