Информационный портал mskIT

Оригинал документа: http://mskit.ru/news/n45977/


     
 

С прицелом на Иран

20.02.2008 09:00
Российский сотовый оператор "МегаФон" создает 100% дочернюю компанию - ЗАО "MegaFon International", - которая будет заниматься зарубежными проектами. Первым зарубежным проектом создаваемой компании может стать Иран.
Сейчас MegaFon International находится в процессе регистрации - все необходимые документы в регистрирующие органы "МегаФон" уже подал. Главой нового ЗАО станет Алексей Ничипоренко, который, по данным руководителя департамента медиакоммуникаций "МегаФона" Марины Белашевой, сохранит за собой пост первого заместителя гендиректора головной сотовой компании.

Решение о создании MegaFon International было принято на совете директоров "МегаФона" еще 29 января 2008 г. Как пояснила Марина Белашева, "дочка" будет заниматься зарубежными проектами. "В первую очередь - Ираном и, вероятно, Таджикистаном", - уточняет она. Сейчас "МегаФон" работает только на рынках России и Таджикистана.

Иран заинтересовал "МегаФон" после заявления местных властей о планах проведения конкурса на получение третьей национальной GSM-лицензии. Выступая в январе 2008 г. в Тегеране на международной конференции "Инвестиционные возможности телекоммуникационного сектора Ирана", секретарь этого форума Мехди Роханинежад заявил, что тендер на новую сотовую лицензию состоится в середине 2008 г. При этом директор по международным связям иранского Министерства информации и коммуникационных технологий Ахмад Поурангниа прогнозирует, что выдача лицензии победителю тендера состоится в октябре 2008 г.

Совет директоров "МегаФона" уже одобрил "намерение компании сделать попытку выйти на рынок Ирана". Марина Белашева не исключает, что, если по каким-либо причинам "МегаФон" не станет участвовать в иранском тендере на получение третьей GSM-лицензии, компания присмотрится к работающим там операторам связи. "Есть необходимые условия выхода компании на иностранные рынки: небольшое проникновение сотовой связи в стране, проведение тендера на получение частот или существование активов, которые можно приобрести", - поясняет Марина Белашева. Для начала MegaFon International займется изучением иранского сотового рынка, с тем, чтобы окончательно определиться с целесообразностью выхода на него. К апрелю "МегаФон" планирует открыть представительство в Иране.

По мнению аналитика УК "Финам Менеджмент" Анны Зайцевой, Иран - достаточно интересный рынок. При почти 70-миллионном населении проникновение сотовой связи в этой стране не превышает 30%. "Это означает, что "МегаФон" при выходе на рынок Ирана может рассчитывать на достаточно высокие темпы роста. При этом уровень жизни населения в Иране существенно выше, чем в Таджикистане, так что оператор за счет выхода на новый рынок способен получить реальный центр роста финансовых показателей", - полагает Анна Зайцева.

По данным исследовательской компании ComNews Research, к началу 2008 г. в Иране насчитывалось без малого 28,5 млн сотовых абонентов, что вплотную приблизило уровень проникновения сотовой связи в этой стране к 41% (за год до этого проникновение составляло менее 23%).

Из российских компаний на рынок сотовой связи Ирана пыталась выйти Altimo, которая попыталась за $11 млн получить 49% иранского фиксированного оператора Iraphone, якобы владевшего сотовой лицензией. Как сообщило тогда агентство FOX News, россияне заинтересовались этим активом еще в сентябре 2006 г., а в мае 2007 г. были готовы закрыть сделку. Покупателем должна была стать фирма Amigo, принадлежащая киргизской "дочке" Altimo - "Скай Мобайл". Согласно данным FOX News, Altimo обещала вложить в бизнес Iraphone $300 млн, но сделка так и не состоялась (см. дайджест ComNews от 3 июля 2007 г.).

"Важно, что в Иране отсутствуют сильные западные игроки, с которыми компаниям связи приходится конкурировать на многих других развивающихся рынках", - говорит Анна Зайцева.

Партнер ComNews Research Леонид Коник отмечает, что зарубежными инвесторами на сотовом рынке Ирана являются две компании - южноафриканская MTN Group Limited и малазийская Telekom Malaysia (в лице дочерней структуры TM International Ltd). MTN Group, предоставляющая GSM-услуги в 17 странах Африки, Йемене, Афганистане и на Кипре, в 2005 г. выступила соучредителем иранской компании MTN Irancell, получив в ней 49% уставного капитала. Контрольный пакет акций MTN Irancell принадлежит иранской фирме Iran Electronic Development Company. В ноябре 2005 г. MTN Irancell заплатила 300 млн евро и получила сотовую лицензию, а полгода спустя - и частоты в диапазоне 900 МГц. Эта лицензия стала второй национальной - первой GSM-лицензией на всю территорию Ирана владела государственная компания Telecommunication Company of Iran (TCI).

Появление в Иране второго оператора мобильной связи сопровождалось скандалом. Изначально на участие в этом проекте претендовал турецкий GSM-оператор Turkcell (13,22% уставного капитала которого сейчас контролирует Altimo). Еще в феврале 2004 г. Turkcell возглавил консорциум, который договорился о получении GSM-лицензии на весь Иран. Turkcell получил 51% консорциума, иранские фирмы Parman Ertebat и Iranian Electric Development - по 20%, а оставшиеся 9% достались шведскому концерну Ericsson. Но годом позже парламент Ирана задним числом решил ограничить долю участия Turkcell 49%, Ericsson вообще был отогнан, а 51% консорциума было указано закрепить за иранскими структурами SaIran (15,5%), Mostazafan Foundation (15,5%) и нацбанком Bank-e Melli (21%).

Турецкому оператору крайне не понравилось изменение правил игры задним числом, и он не торопился внести 300 млн евро за лицензию и частоты. При этом Turkcell не заявлял о желании выйти из проекта в Иране. Но летом 2005 г. иранский отраслевой регулятор расценил неоплату лицензионного сбора как отказ Turkcell от сотрудничества и быстро нашел более покладистого партнера - MTN Group, - который согласился на отсутствие контроля. В январе 2008 г. Turkcell подал судебный иск к правительству Ирана, протестуя против вытеснения его из Irancell.

В отличие от MTN Group, Telekom Malaysia имеет гораздо более скромные позиции на иранском сотовом рынке: ей принадлежит миноритарный пакет акций оператора Mobile Telecommunications Company of Esfahan (MTCE), который предоставляет услуги в стандарте GSM-900 в одном городе страны - Исфахане. TM International Ltd принадлежит 49% уставного капитала MTCE, а 51% находится в руках местных структур - Telecommunication Company of Esfahan Province и Iran Telecommunication Industries.

В Иране есть и другой мелкий региональный оператор сотовой связи - Telecommunication Kish Company (TKC). Он работает в стандарте GSM только на острове Кешм, который находится на входе в Персидский залив. Сеть TKC насчитывает всего лишь 12 базовых станций. TKC на 100% принадлежит местному капиталу.

В Иране действует еще один - пятый по счету - GSM-игрок: Taliya. Он продвигает по всей стране только препейд-услуги и не имеет собственной сети, выступая субконтрактором государственного оператора Telecommunication Company of Iran. Де-факто Taliya является виртуальным оператором на сети TCI, однако понятия MVNO в Иране нет. Владелец Taliya - многопрофильный кооператив Rafsanjan Industrial Complex Islamic Cooperative Company (RIC), который заодно производит целлюлозу, текстиль, химическую продукцию и кабели связи, а также инвестирует в цементную и деревообрабатывающую промышленность.

По данным ComNews Research, абоненты распределены между мобильными сетями Ирана так: госкомпания TCI -около 70,9%, MTN Irancell - 21,5%, Taliya - 7,2%, MTCE - 0,4%, а доля "островного" TKC - менее 0,01%.

Компания TCI с большой долей вероятности будет приватизирована. Еще в прошлом году духовный лидер Ирана аятолла Хаменеи заявил, что приватизация - наиболее эффективный путь борьбы с экономическими санкциями против его страны. Глава иранского приватизационного ведомства Голамерза Хеидари Корд-Зангенех недавно заявил, что в телекоммуникационном секторе предполагается продать 30 из 33 дочерних структур Telecommunication Company of Iran, включая и GSM-оператора. "Мы уже принимаем меры по подготовке базы для приватизации первого оператора мобильной связи в стране", - заявил он.

"Таким образом, "МегаФон" имеет как минимум две возможности вхождения на иранский рынок: получение третьей национальной лицензии или участие в приватизации сотовых активов TCI, - резюмирует Леонид Коник. - Рынок Ирана весьма перспективен: при населении, равном половине численности жителей России, рынок этот имеет потенциал более чем двукратного роста уровня проникновения, при среднем ARPU в стране $11 в месяц (или $9 - без учета доходов от подключения)".

Татьяна Золотова

Источник: ComNews.ru (http://www.comnews.ru)

Рубрики: Мобильная связь, Маркетинг

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
   
     


Copyright 2004 mskIT. Все права защищены
Перепечатка материалов приветствуется при ссылке на www.mskIT.mskit.ru
Ресурс разработан и поддерживается компанией Peterlink Web