Решение о создании MegaFon International было принято на совете директоров "МегаФона" еще 29 января 2008 г. Как пояснила Марина Белашева, "дочка" будет заниматься зарубежными проектами. "В первую очередь - Ираном и, вероятно, Таджикистаном", - уточняет она. Сейчас "МегаФон" работает только на рынках России и Таджикистана.
Иран заинтересовал "МегаФон" после заявления местных властей о планах проведения конкурса на получение третьей национальной GSM-лицензии. Выступая в январе 2008 г. в Тегеране на международной конференции "Инвестиционные возможности телекоммуникационного сектора Ирана", секретарь этого форума Мехди Роханинежад заявил, что тендер на новую сотовую лицензию состоится в середине 2008 г. При этом директор по международным связям иранского Министерства информации и коммуникационных технологий Ахмад Поурангниа прогнозирует, что выдача лицензии победителю тендера состоится в октябре 2008 г.
Совет директоров "МегаФона" уже одобрил "намерение компании сделать попытку выйти на рынок Ирана". Марина Белашева не исключает, что, если по каким-либо причинам "МегаФон" не станет участвовать в иранском тендере на получение третьей GSM-лицензии, компания присмотрится к работающим там операторам связи. "Есть необходимые условия выхода компании на иностранные рынки: небольшое проникновение сотовой связи в стране, проведение тендера на получение частот или существование активов, которые можно приобрести", - поясняет Марина Белашева. Для начала MegaFon International займется изучением иранского сотового рынка, с тем, чтобы окончательно определиться с целесообразностью выхода на него. К апрелю "МегаФон" планирует открыть представительство в Иране.
По мнению аналитика УК "Финам Менеджмент" Анны Зайцевой, Иран - достаточно интересный рынок. При почти 70-миллионном населении проникновение сотовой связи в этой стране не превышает 30%. "Это означает, что "МегаФон" при выходе на рынок Ирана может рассчитывать на достаточно высокие темпы роста. При этом уровень жизни населения в Иране существенно выше, чем в Таджикистане, так что оператор за счет выхода на новый рынок способен получить реальный центр роста финансовых показателей", - полагает Анна Зайцева.
По данным исследовательской компании ComNews Research, к началу 2008 г. в Иране насчитывалось без малого 28,5 млн сотовых абонентов, что вплотную приблизило уровень проникновения сотовой связи в этой стране к 41% (за год до этого проникновение составляло менее 23%).
Из российских компаний на рынок сотовой связи Ирана пыталась выйти Altimo, которая попыталась за $11 млн получить 49% иранского фиксированного оператора Iraphone, якобы владевшего сотовой лицензией. Как сообщило тогда агентство FOX News, россияне заинтересовались этим активом еще в сентябре 2006 г., а в мае 2007 г. были готовы закрыть сделку. Покупателем должна была стать фирма Amigo, принадлежащая киргизской "дочке" Altimo - "Скай Мобайл". Согласно данным FOX News, Altimo обещала вложить в бизнес Iraphone $300 млн, но сделка так и не состоялась (см. дайджест ComNews от 3 июля 2007 г.).
"Важно, что в Иране отсутствуют сильные западные игроки, с которыми компаниям связи приходится конкурировать на многих других развивающихся рынках", - говорит Анна Зайцева.
Партнер ComNews Research Леонид Коник отмечает, что зарубежными инвесторами на сотовом рынке Ирана являются две компании - южноафриканская MTN Group Limited и малазийская Telekom Malaysia (в лице дочерней структуры TM International Ltd). MTN Group, предоставляющая GSM-услуги в 17 странах Африки, Йемене, Афганистане и на Кипре, в 2005 г. выступила соучредителем иранской компании MTN Irancell, получив в ней 49% уставного капитала. Контрольный пакет акций MTN Irancell принадлежит иранской фирме Iran Electronic Development Company. В ноябре 2005 г. MTN Irancell заплатила 300 млн евро и получила сотовую лицензию, а полгода спустя - и частоты в диапазоне 900 МГц. Эта лицензия стала второй национальной - первой GSM-лицензией на всю территорию Ирана владела государственная компания Telecommunication Company of Iran (TCI).
Появление в Иране второго оператора мобильной связи сопровождалось скандалом. Изначально на участие в этом проекте претендовал турецкий GSM-оператор Turkcell (13,22% уставного капитала которого сейчас контролирует Altimo). Еще в феврале 2004 г. Turkcell возглавил консорциум, который договорился о получении GSM-лицензии на весь Иран. Turkcell получил 51% консорциума, иранские фирмы Parman Ertebat и Iranian Electric Development - по 20%, а оставшиеся 9% достались шведскому концерну Ericsson. Но годом позже парламент Ирана задним числом решил ограничить долю участия Turkcell 49%, Ericsson вообще был отогнан, а 51% консорциума было указано закрепить за иранскими структурами SaIran (15,5%), Mostazafan Foundation (15,5%) и нацбанком Bank-e Melli (21%).
Турецкому оператору крайне не понравилось изменение правил игры задним числом, и он не торопился внести 300 млн евро за лицензию и частоты. При этом Turkcell не заявлял о желании выйти из проекта в Иране. Но летом 2005 г. иранский отраслевой регулятор расценил неоплату лицензионного сбора как отказ Turkcell от сотрудничества и быстро нашел более покладистого партнера - MTN Group, - который согласился на отсутствие контроля. В январе 2008 г. Turkcell подал судебный иск к правительству Ирана, протестуя против вытеснения его из Irancell.
В отличие от MTN Group, Telekom Malaysia имеет гораздо более скромные позиции на иранском сотовом рынке: ей принадлежит миноритарный пакет акций оператора Mobile Telecommunications Company of Esfahan (MTCE), который предоставляет услуги в стандарте GSM-900 в одном городе страны - Исфахане. TM International Ltd принадлежит 49% уставного капитала MTCE, а 51% находится в руках местных структур - Telecommunication Company of Esfahan Province и Iran Telecommunication Industries.
В Иране есть и другой мелкий региональный оператор сотовой связи - Telecommunication Kish Company (TKC). Он работает в стандарте GSM только на острове Кешм, который находится на входе в Персидский залив. Сеть TKC насчитывает всего лишь 12 базовых станций. TKC на 100% принадлежит местному капиталу.
В Иране действует еще один - пятый по счету - GSM-игрок: Taliya. Он продвигает по всей стране только препейд-услуги и не имеет собственной сети, выступая субконтрактором государственного оператора Telecommunication Company of Iran. Де-факто Taliya является виртуальным оператором на сети TCI, однако понятия MVNO в Иране нет. Владелец Taliya - многопрофильный кооператив Rafsanjan Industrial Complex Islamic Cooperative Company (RIC), который заодно производит целлюлозу, текстиль, химическую продукцию и кабели связи, а также инвестирует в цементную и деревообрабатывающую промышленность.
По данным ComNews Research, абоненты распределены между мобильными сетями Ирана так: госкомпания TCI -около 70,9%, MTN Irancell - 21,5%, Taliya - 7,2%, MTCE - 0,4%, а доля "островного" TKC - менее 0,01%.
Компания TCI с большой долей вероятности будет приватизирована. Еще в прошлом году духовный лидер Ирана аятолла Хаменеи заявил, что приватизация - наиболее эффективный путь борьбы с экономическими санкциями против его страны. Глава иранского приватизационного ведомства Голамерза Хеидари Корд-Зангенех недавно заявил, что в телекоммуникационном секторе предполагается продать 30 из 33 дочерних структур Telecommunication Company of Iran, включая и GSM-оператора. "Мы уже принимаем меры по подготовке базы для приватизации первого оператора мобильной связи в стране", - заявил он.
"Таким образом, "МегаФон" имеет как минимум две возможности вхождения на иранский рынок: получение третьей национальной лицензии или участие в приватизации сотовых активов TCI, - резюмирует Леонид Коник. - Рынок Ирана весьма перспективен: при населении, равном половине численности жителей России, рынок этот имеет потенциал более чем двукратного роста уровня проникновения, при среднем ARPU в стране $11 в месяц (или $9 - без учета доходов от подключения)".
Татьяна Золотова
Источник: ComNews.ru (http://www.comnews.ru)
Рубрики: Мобильная связь, Маркетинг