Решая эти задачи, компания ИВК опиралась на свой многолетний опыт автоматизации собственного производства. Напомним, что ИВК начала внедрять средства автоматизации практически одновременно с превращением сборки вычислительной техники в направление бизнеса компании. Со временем эти разработки привели к созданию в конце 90-х годов системы «КИС ИВК», которая в течение многих лет использовалась на сборочном предприятии «Квант» и в центральном офисе компании. Отметим, что уже тогда «КИС ИВК» поддерживала производственные процессы, логистику, взаимодействие с поставщиками и заказчиками. Вместе с тем, разобщенность этих функций и постоянно растущая стоимость сопровождения и развития системы потребовали создания совершенно нового решения. При этом ИВК стремилась перейти на перспективную технологическую платформу промышленного уровня и сохранить все наработки и ноу-хау, которые, по мнению компании, являлись ключевыми факторами успеха на рынке. В частности, в системе учета и планирования должны были получить адекватное отражение современные практики в сфере производственной деятельности. Среди них отметим: одновременное использование собственных и арендуемых производственных и складских ресурсов, привлечение подрядчиков на различных этапах процесса, различные формы и регламенты приемки, специсследования и тестирования, развертывание и координацию сервисной сети, логистику с частичной отгрузкой и отсроченным распределением заказов по конкретным складам и др. Кроме того, создаваемая система должна была в полной мере учитывать особенности производства вычислительной техники, включая многоуровневые заказы, быструю смену поколений комплектующих, необходимость отразить в справочнике ТМЦ множество характеристик каждого вида комплектующих, в том числе, параметры совместимости для поиска эквивалентных замен. Работа с госзаказчиками накладывала дополнительные требования к системе, например, поддержку многолетних контрактов по фиксированной спецификации, где часть комплектующих допускает эквивалентную замену, а часть должна быть «заморожена» на складах.
Наряду с описанными выше требованиями (целостность и замкнутость поддерживаемой системы бизнес-процессов, сохранение ноу-хау компании, учет российской специфики в финансовом блоке, логистике и производстве), отметим еще два принципиальных условия, изначально заданные руководством компании. Первое – одномоментный, полный и необратимый переход на новую систему с автоматическим переносом данных из ранее используемого ПО. Во-вторых, система должна была без изменений проработать год, пройдя все этапы подготовки и сдачи квартальной и годовой финансовой и управленческой отчетности. Только после этого внедрение считается завершенным. Все это привело к тому, что ИВК вынуждена была отказаться от услуг сторонних компаний-консультантов и провести разработку и внедрение самостоятельно.
Основу системы «ИВК Предприятие» составила платформа MS Dynamics Navision и ее типовые модули: «Бухучет», «Финансы», «Продажи», «Закупки», «Склад» (с расширенной функциональностью учета), «Производство», «Сервис». Благодаря настройке и доработке этих модулей был реализован полный функционал ERP-системы для дискретного производства, включая планирование производственной деятельности (MRP) и финансовое планирование. Система «ИВК Предприятие» позволяет описывать работу любого числа складов и производственных площадок, учитывая типичные для российского рынка расхождения планируемых и реальных поставок комплектующих; сохраняет целостность и полноту учета и планирования при использовании подрядной схемы работы. Также в системе реализованы платежный календарь, автоматический расчет себестоимости готовой продукции, многоуровневые спецификации комплектов для сборки, автоматический конфигуратор продукции, подготовка всех первичных документов (накладные, счета фактуры, счета на оплату, производственные заказы, а также гарантийные талоны, наклейки для готовой продукции и упаковки и т.п.), разработаны разнообразные отчеты, позволяющие отслеживать состояние и движение товаров на складе (в обработке, в транзите, в наличие, свободен, дефицит). Кроме того, был создан механизм согласования замены товаров на этапах закупки, приемки и сборки. Поддерживаются также удаленный доступ, интеграция с системами клиент–банк, автоматическое обновление курсов валют и справочника БИК ЦБ РФ.
Результатом внедрения новой системы в компании ИВК стали: полностью управляемые и прозрачные бизнес-процессы; безошибочное планирование; отслеживание дебиторской и кредиторской задолженности в режиме реального времени; автоматический расчет себестоимости готовой продукции; сокращение времени обработки многоуровневых заказов на сборку (с нескольких часов до минут); предоставление оперативной информации для выполнения заказов продажи и производства; формирование целостной картины работы предприятия и «аналитических срезов» по клиентам, видам продукции, поставщикам и др. При этом поддерживается пошаговая детализация суммарных показателей – вплоть до уровня первичных документов.
Сегодня система развивается в четырех направлениях.
К первому относится расширение аналитических возможностей: компания разработает интерфейсы к распространенным системам OLAP и DSS.
Второе направление – интеграция с ПО промежуточного слоя «ИВК Юпитер». Это обеспечит гарантированную доставку информации по ненадежным каналам связи, возможность использования любой телекоммуникационной инфраструктуры, гарантированную защиту данных при хранении и передаче по линиям связи, гарантированное выполнение регламентов логической обработки информации, автоматический контроль целостности и подлинности системного и прикладного ПО, а также передаваемых электронных документов. В настоящее время ИВК разрабатывает программный адаптер для подключения системы Navision к магистрали «ИВК Юпитер».
Еще одно направление развития системы – CRM-модуль; при этом ИВК, как и при автоматизации бэк-офиса, сохранит свои проверенные практики при работе с такими категориями клиентов, как государственные и силовые структуры. Наконец,
в ближайшее время планируется реализовать функцию инвентаризации на территориально-распределенном предприятии без остановки производства.
«С помощью нашей новой системы мы смогли решить все поставленные задачи – в поддержке и сегодняшней деятельности, и перспективных направлений. Мы считаем эту систему источником важных стратегических преимуществ, особенно в преддверии вступления страны в ВТО, - говорит Григорий Сизоненко, генеральный директор компании ИВК. – Вместе с тем, мы уверены, что в нашей новой разработке есть серьезный рыночный потенциал. Сегодня, в связи со стремительным развитием экономики и подъемом производства в стране, многие компании – и крупные, и небольшие, и давно работающие, и только начинающие бизнес – нуждаются в эффективном планировании, учете и контроле, естественно, с учетом российских реалий. Именно таким решением является «ИВК Предприятие», причем «компьютерные корни» этой системы позволяют приспособить ее для самых сложных условий использования, включая быструю смену комплектующих, сложные схемы компоновки и организации производства и многое другое. И теперь она, мы убеждены, может служить надежной основой для практически любого дискретного производства. Именно поэтому в настоящее время мы разрабатываем комплекс мероприятий по выводу системы «ИВК Предприятие» на рынок».
Редактор раздела: Юрий Мальцев (info@mskit.ru)
Рубрики: Интеграция, ПО, Кадры