Информационный портал mskIT

Оригинал документа: http://mskit.ru/news/n51677/


     
 

В поисках идеала. «Нигма» совершенствует сервисы

01.08.2008 09:00
Ученые-исследователи московского проекта «Нигма», флагманской разработкой которых является интеллектуальная поисковая система Nigma.ru, продолжают создание идеальных алгоритмов поиска. Недавно в «Нигме» был разработан новый сервис, благодаря которому поисковик сможет отвечать на запрос пользователя атамарными данными, т.е. фактами. В настоящее время сервис тестируют добровольцы. Однако мнение экспертов непоколебимо: экспериментальные поисковики вряд ли смогут получить сколько-нибудь заметную долю рынка.
Команда разработчиков проекта «Нигма» - это студенты и аспиранты факультетов ВМиК и психологии МГУ. Участники группы занимались фундаментальными исследованиями и перевели со временем свою работу в прикладную область. Как рассказали в «Нигме», в ходе этих разработок появилась идея создания поисковой системы, которая понимала бы запрос пользователя и максимально облегчала поиск информации в Интернете. Результатом усилий стала интеллектуальная поисковая система Nigma.ru, первая версия которой была запущена 12 апреля 2005 года.

Nigma.ru является метапоисковой системой, которая получает результаты от пяти поисковых провайдеров: Google, Yahoo, MSN, Yandex и Rambler. Результаты поиска группируются в кластеры, что, по идее, позволяет пользователю быстрее ориентироваться в предложенных ссылках. Например, на запрос «купить ноутбук» к стандартному списку результатов поиска в левой части страницы появятся уточняющие ссылки: «интернет-магазины», «цены», «доставка», «выбор» и т.д. Пользователю остается лишь конкретизировать свой запрос, отсеивая нерелевантные результаты. Несмотря на наличие в кластерах «мусора» и ничего не значащих слов, результаты «Нигмы» адекватны.

В настоящее время в «Нигме» продолжается активное совершенствование алгоритмов поиска. Новым направлением, на которое участники проекта возлагают большие надежды, стал сервис фактографического поиска. Это означает, что на простые вопросы пользователей система сможет «отвечать» атамарными данными, т.е. фактами. «Например, если вы введете в поисковой строке «столица Австралии», то в колонке слева первой же темой будет «Канберра», если наберете «четвертая планета от солнца», Nigma.ru ответит «Марс» и т.д.», - поясняет PR-менеджер проекта «Нигма» Кристина Мелентьева.
В разработке фактографического поиска принимают участие также и пользователи. В настоящее время альфа-тестерами системы являются 466 человек. Привлекая пользователей, «Нигма» рассчитывает привести алгоритм в максимально соответствие с ожиданиями аудитории.

По словам участников проекта, все усилия «Нигмы» направлены на дальнейшее улучшение своей поисковой системы. К меркантильным вопросам, например, вариантам получения прибыли или продвижению ресурса на лидирующие позиции, в «Нигме» относятся почти с пренебрежением. «Нигма» финансируется за счет средств самих участников. Лишь в 2006 году компания получила грант от Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (известный как Фонд Бортника). Фонд занимается финансированием научных разработок молодых ученых в самых различных областях науки. Участники «Нигмы» подчеркивают, что проект некоммерческий, а некоторый доход ресурс получает от размещения контекстной рекламы. Второстепенна для «Нигмы» и «раскрутка» проекта: «Мы разрабатываем систему с учетом нужд самих пользователей. И когда мы закончим то, над чем работаем, то популярность придет сама. Главное в поиске - это его качество и удобство».

Отчасти такая позиция диктуется ситуацией на рынке, где ниша универсальных поисковых систем занята еще с 1997 года, и прорыв в лидеры потребует от нового игрока огромных усилий. По данным статистики LiveInternet, 54-55 % поискового трафика в Рунете имеет «Яндекс», около 20 % удерживают Google и «Рамблер» и 8-9 % составляет доля Mail.ru, работающего на технологии «Яндекса».

Оставшиеся несколько процентов трафика забирают альтернативные поисковые системы Рунета. Такие проекты появились приблизительно три года назад, став результатом изысканий групп ученых. В списке самых популярных интеллектульных поисковиков помимо «Нигмы» отметим поисковую систему Quintura.ru, сделавшую ставку на визуализацию поиска. Кстати, «Квинтура» работает не только в Рунете, но и в англоязычном сегменте сети. Существенно нарастить мощности и развиться проекту помогли венчурные инвестиции, которые «Квинтура» привлекла от западного венчурного фонда Mangrove Capital Partners в 2006 и 2007 гг. (см. например, новость раздела Web от 6 июля 2007 г.).

Еще один экспериментальный поисковик, VisualWorld.ru, совмещает визуальный и ассоциативный поиск. Он «вырос» из другого научного проекта - «Визуального словаря», в котором также разрабатываются принципы ассоциаций (см. новость раздела Web от 2 июля 2007 г.). Создатели VisualWorld.ru планировали продвигать ресурс, сотрудничая с блоггерами, а также продолжая разрабатывать, однако в настоящее время данная система не очень востребована у пользователей. Среди специализированных поисковых проектов крупных игроков Рунета следует отметить поисковую систему Gogo.ru, владельцем которой является компания Mail.ru. Проект стартовал летом 2007 года. Одной из отличительных особенностей нового ресурса является русскоязычный поиск по видеороликам (см. интервью раздела Web от 11 декабря 2007 г.).

Доминирующими поисковыми технологиями Рунета продолжают оставаться «Рамблер» и «Яндекс». Третьим в этот список метит американский Google, которому, кстати, пришлось постараться, чтобы обосноваться на российском поисковом рынке: в России Google пошел на такие нетрадиционные для себя шаги, как широкие рекламные кампании, а также покупка крупного локального игрока. Напомним, что недавно Google купил актив «Рамблер Медиа» - старейшую систему размещения контекстной рекламы «Бегун» (см. новость раздела Web от 21 июля 2008 г.). По мнению экспертов, занять достойное место альтернативным поисковикам в Рунете вряд ли удастся. Однако аналитики подчеркивают, что Россия – одна из немногих стран, где идеи поисковых систем получили столь масштабное и разноплановое развитие.

Автор: Ирина Рыбченко (info@mskit.ru)

Рубрики: Маркетинг, Финансы, Web

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
   
     


Copyright 2004 mskIT. Все права защищены
Перепечатка материалов приветствуется при ссылке на www.mskIT.mskit.ru
Ресурс разработан и поддерживается компанией Peterlink Web