Информационный портал mskIT

Оригинал документа: http://mskit.ru/news/n56484/


     
 

Популярность, не конвертируемая в деньги

26.12.2008 20:26
Социальная сеть "Одноклассники" появилась в Рунете в 2006 году. Аудитория сайта росла относительно медленно (согласно статистике Liveinternet, посещаемость в марте-мае 2007 года составляла 17-19 тысяч человек в сутки) вплоть до весны 2007 года, когда руководством сайта было принято решение о начале рекламной кампании. После нее рост стал феноменальным – в феврале этого года на сайте зарегистрирован 10-милионный пользователь. К июлю членов социальной сети стало 20 млн. На данный момент на "Одноклассниках" зарегистрировано 27 млн аккаунтов.
Ветряные мельницы

Казалось бы, чего еще желать – Рунет завоеван (по данным фонда "Общественное мнение", аудитория Рунета летом этого года составила 33,7 млн человек), и следует подумать об утилизации этой победы. Однако весной и летом 2008-го создатель "Одноклассников" Альберт Попков вел борьбу не за деньги, а за товарный знак сайта. В роли ветряных мельниц выступили издательство "Эксмо" и компания "КМ-онлайн". Последняя в судебном заседании была повержена, первая – устояла. С "КМ-онлайн" взыскали 100 тыс. рублей.


Теперь к суду могут привлечь и самого г-на Попкова. В феврале этого года британская компания i-CD Publishing, в которой раньше работал г-н Попков, а также аффилированные с ней Carlene Investment Ltd. и Passado Ltd., подали иск к нему в лондонский суд. Альберт Попков обвиняется в нарушении контракта и авторских прав. i-CD Publishing требует от г-на Попкова вернуть все доходы, которые он получил от "Одноклассников", а также признать i-CD владельцем одноименного товарного знака, доменного имени и программного обеспечения проекта.

История вопроса – по версии истца – такова. Компания Passado Ltd. – разработчик социальной сети по поиску одноклассников Passado. В России за проект отвечал Альберт Попков, он же должен был собрать базу данных российских школ. Подписывая контракт с работодателем, г-н Попков обязался не заниматься деятельностью, конкурирующей с бизнесом истцов. Однако, втайне от своего работодателя, создатель "Одноклассников" в 2002 году зарегистрировал на свое имя домен Odnoklassniki.ru и одноименный товарный знак и, еще работая в i-CD, приобрел базу данных российских школ и разработал социальную сеть. Русская Passado была запущена в бета-версии, но закрыта в апреле 2006 года вскоре после запуска.

Деньги–аудитория–деньги

Как сообщал ранее Альберт Попков, выручка сайта за первые три месяца 2008 года составила $3,3 млн. Владельцы "Одноклассников" (фонд Digital Sky Technologies - был основан в 2005 году, в настоящее время принадлежит бывшему топ-менеджеру группы "Менатеп" Юрию Мильнеру и директору NCH Advisors Григорию Фингеру, в акционерах также значится Алишер Усманов и "Ренессанс групп" - которому принадлежит контрольный пакет акций компании "Одноклассники") решили сделать проект источником более серьезного дохода. Конвертацией аудитории в деньги занялся Никита Шерман, сменивший г-на Попкова в сентябре этого года на посту руководителя проекта.

Никита Шерман занимается вот чем: он постепенно вводит на "Одноклассниках" сервисы, единственное назначение которых состоит в том, чтобы быть платными. Сначала пользователям предложили функцию "Невидимка" за 141 рубль в месяц. Затем за небольшую плату стало возможно "подчистить" оценки своих фотографий. Ну и т.п. Наконец, и регистрация на сайте стала платной (это произошло 31 октября). "Боремся со спамом", - объяснил г-н Шерман. По его словам, в будущем платные сервисы будут приносить компании 50-60% доходов.

В начале декабря на "Одноклассниках" появились еще два платных сервиса - виртуальные подарки и "лента активности друзей" - эта функция позволяет отслеживать публичные действия пользователей в социальной сети. Пользователям предложили заплатить за... отключение ленты активности! Удовольствие стоит 110-130 рублей, в зависимости от вашего сотового оператора (деньги вносятся SMS-платежом).

Привыкшие к бесплатному, завсегдатаи "Одноклассников" сочли, что из их кошельков с помощью нехитрых приемов выкачивают деньги, и возмутились. Часть пользователей объявила бойкот ресурсу, и бойкот этот должен продлиться с 23 декабря до 10 февраля. Участники акции протеста намерены добиться от руководства сайта отмены платной регистрации и возможности бесплатного отключения "ленты активности друзей".

И вот тут-то становится ясно, что несметные толпы посетителей "Одноклассников" в принципе нельзя превратить в источник несметных богатств. Эти люди не готовы тратить 150-200 рублей в месяц за то, чтобы продолжать без помех пользоваться столь нужным им сайтом, и предпочитают протестовать путем отказа от него вообще. Логично предположить, что они вообще едва ли захотят оплачивать собственный онлайн-досуг. Рекламные баннеры смотреть, разумеется, будут и даже будут "кликать" на них, но это – все, на что "Одноклассники" могут рассчитывать в качестве источника дохода.

Забавное восстание

Пользовательский бунт в разгаре. В Рунете уже появился сайт в поддержку акции "Наш протест". Сегодня его посетило около 7 тыс. человек. Это крайне мало на фоне общего числа посетителей "Одноклассников", однако как явление акция протеста весьма забавна и заслуживает рассказа о ней.

Пользователи, которых больше всего расстраивает инициатива г-на Шермана по введению платных сервисов, делятся здесь новостями о том, как проходит акция. На форуме сайта сообщается о том, что администрация удаляет анкеты ярых борцов с платными сервисами и их группы. Некоторые борцы за бесплатность "Одноклассников" утверждают, что администрация сайта приступила к карательным акциям: "Моих двоих друзей на днях администрация сайта заблокировала. Один из них вообще не был в оппозиции! Нигде не возмущался! И еще... В группах, где участвую, потихоньку пропадают пользователи, и их сообщения по темам".

По словам представителей сайта "Одноклассники", на ресурсе не вводились какие-либо дополнительные меры по борьбе с протестующими. Кроме того, на сайте отключена ручная модерация групп. И, скорее всего, группы и пользователи, которые были заблокированы, нарушали правила сайта, в частности, распространяли спам.

Предполагается, что бойкот будет проходить в несколько этапов. С 23 по 25 декабря организаторы акции призывают пользователей полностью отказаться от "Одноклассников", с 25 декабря по 31 января как можно реже заходить на сайт, на 1 февраля намечен массовый уход на сайты-конкуренты. Триумф организаторы акции назначили на 10 февраля – в этот день они будут "ждать результатов, так же сохраняя период тишины".

Вчера вечером, согласно статистике Liveinternet, количество пользователей на "Одноклассниках" уменьшилось более чем на 130 тысяч человек (при общем числе посетителей более 5 млн человек). К концу первых суток бойкота "Одноклассники" не досчитались чуть более 164 тысяч пользователей (вчера сайт посетило 6,3 млн человек).

Что после Нового года?

Никита Шерман на подобные проявления пользовательского недовольства реагирует весьма сдержано, связывает снижение посещаемости с приближением Нового года и демонстрирует твердость намерений: "Мы будем внимательно следить за развитием акции против платных сервисов на нашем сайте. Данная инициатива части пользователей на планы компании не повлияет".

Главный редактор bfm.ru Антон Носик уверен, что к числу протестующих относятся безответственные пользователи, которые не будут платить за услуги вне зависимости от того, на каком сайте они будут предлагаться: "Сделать сервис самоокупаемым - очень интересная задача. Среди пользователей всегда найдутся ответственные люди (а именно у ответственных людей деньги всегда есть), которые будут платить за то, что им предлагают. Потому что спрос на общение, который и удовлетворяют "Одноклассники", в Рунете существует. Так что модель, которую используют "Одноклассники", вполне вероятно может оказаться рабочей. Что же касается тех, кто участвует в бойкоте: у безответственных людей денег нет, вот они и протестуют, пытаясь получить бесплатно в свое распоряжение ресурс. На мой взгляд, в Рунете нет бесплатной альтернативы "Одноклассникам".

Позволим себе заметить, однако, что вновь вводимые сервисы, за которые (или за отказ от которых) с пользователей стараются получить деньги – это сервисы, не улучшающие качество общения на "Одноклассниках". Строить бизнес не на предоставлении, а на навязывании услуг – практика, опасная для долговременных перспектив этого бизнеса.

Ольга Федина    

Источник: iToday.ru (http://itoday.ru/ )

Рубрики: Web

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
   
     


Copyright 2004 mskIT. Все права защищены
Перепечатка материалов приветствуется при ссылке на www.mskIT.mskit.ru
Ресурс разработан и поддерживается компанией Peterlink Web