rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

Программа телепередачи

В ближайшее время в правительство будет внесен проект федеральной целевой программы "Развитие цифрового телерадиовещания в РФ на 2009-2015 годы". Бюджет программы составит 127 млрд руб., из которых 47 млрд руб. должны привлечь из внебюджетных источников. Бремя покупки телевизоров или ТВ-приставок, способных принимать цифровой сигнал в формате MPEG-4, ляжет на население.
Попытка номер пять
О необходимости перевести теле- и радиовещание в цифровой формат в России заговорили давно. Еще в 1999 году курировавшее в то время этот вопрос Мининформсвязи поделило процесс перехода на три этапа. Первые два — исследовательский и "параллельный" (цифровое вещание должно было начаться параллельно с аналоговым в коммерческом режиме в густонаселенных районах страны) — предполагалось завершить не позднее 2005 года. За это время должны были освоить серийный выпуск спецаппаратуры, развернуть передающие станции, разработать нормативно-правовую базу. В течение третьего периода, с 2006 по 2015 год, сети цифрового вещания должны были опутать всю страну. Но к концу 2005 года процесс дальше "проработки" не продвинулся. Свои проекты цифровизации представили сразу несколько ведомств: Мининформсвязи с бюджетом $4 млрд и ФГУП РТРС с бюджетом $1,5 млрд. Оба проекта были отправлены на доработку, в ходе которой их бюджеты возросли до $14,3 млрд и $6,38 млрд соответственно.

В 2006 году на конференции по планированию наземного цифрового вещания в Женеве Международный союз электросвязи установил длительность переходного периода на цифровое наземное эфирное вещание — 2015 год. С этого момента перевод телевидения на "цифру" обязаны были ускорить: сопредельные государства, уже принявшие госпрограммы цифровизации ТВ, могут захватить частоты в приграничной зоне, также могут быть утеряны орбитальные позиции и орбитально-частотный ресурс РФ.

В октябре 2007 года появился еще один проект цифровизации, подготовленный Россвязьохранкультурой (сейчас — Роскомнадзор, находится в ведении Минкомсвязи), с бюджетом почти $10 млрд. Однако все перечисленные проекты так и остались на бумаге. В конце 2007 года правительство РФ одобрило "Концепцию развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008-2015 годы". Это был идеологический документ, в нем не было ответа на вопросы, сколько будет стоить цифровизация ТВ, кто будет ее оплачивать и руководить процессом перехода. Ответы последовали лишь год спустя. В декабре прошлого года правительственная комиссия по развитию телерадиовещания одобрила и рекомендовала для внесения в правительство концепцию федеральной целевой программы (ФЦП) "Развитие цифрового телерадиовещания в РФ на 2009-2015 годы". Это был новый проект, разработанный Минкомсвязи — ведомством, к которому перешли функции Мининформсвязи в результате административной реформы в мае 2008 года.

Смена формата
Проект ФЦП "Развитие цифрового телерадиовещания в РФ на 2009-2015 годы" должны внести в правительство в ближайшее время. Согласно концепции Минкомсвязи, бюджет программы должен составить 127 млрд руб., то есть около $3,8 млрд по текущему курсу и около $5,3 млрд по докризисному. Из них 80 млрд руб. планируют привлечь из госбюджета, а остальное — из внебюджетных источников. Основной статьей расходов, около 60 млрд руб., должно стать строительство наземных цифровых телевизионных сетей. Речь идет о модернизации сети РТРС (замене части действующих и строительстве новых антенно-мачтовых сооружений, замене передатчиков на подготовленные к цифровому вещанию). Целью программы является обеспечение до 100% российского населения доступа к первому мультиплексу (пакет каналов, вещание которых происходит на одной частоте) и до 98% — ко второму и третьему мультиплексам. Состав первого уже известен: в него войдут государственные "Первый канал", "Россия", "Культура", "Спорт", "Вести 24", "Пятый канал", НТВ, а также детский телеканал, созданный на основе каналов "Бибигон" и "Теленяня", а из радиостанций — "Радио России", "Вести FM" и "Маяк". Все операторы обязаны будут бесплатно включать их в свои сети. Затраты на строительство первого мультиплекса оцениваются более чем в 12 млрд руб. из федерального бюджета. Перечисленные каналы будут вещать и в аналоговом, и в цифровом форматах до того момента, когда 95% населения РФ обзаведется цифровыми ТВ-приставками. В концепции ФЦП на параллельное вещание в течение переходного периода заложено чуть больше 23 млрд руб. из федерального бюджета.

Планируется, что каналы всех трех мультиплексов будут бесплатны для населения, однако в отличие от первого второй и третий будут создаваться частично либо полностью на средства коммерческих структур. Кто будет выступать в качестве инвесторов, по какому принципу будет определяться состав мультиплексов (в них могут войти еще 12-16 ТВ-каналов) — пока не определено. Известно, что они будут формироваться во вторую очередь, по мере освобождения частотного диапазона. В концепции затраты на строительство их сети распространения оцениваются примерно в 23 млрд руб. О готовности разделить затраты на создание второго и третьего мультиплексов уже заявили представители некоторых крупных каналов, не вошедших в состав первого мультиплекса.

Помимо строительства мультиплексов крупными статьями расходов концепции программы являются переход на цифровое радиовещание в формате DRM (почти 14 млрд руб.) и пополнение спутниковой группировки (около 26 млрд руб., из них 13 млрд руб. планируют привлечь из бюджета).

Старые аналоги
Главная цель этой ФЦП — обеспечение 100% российского населения общедоступными теле- и радиопрограммами. Сейчас, согласно статистике, 98,8% жителей России имеют возможность принимать одну ТВ-программу, две программы — 96,7%, три — 73,2%, четыре — 56,1%, а пять программ принимает 33% населения. Около 1,5 млн человек, проживающих примерно в 10 тыс. населенных пунктов РФ, вообще не охвачены ТВ-вещанием. В основном это населенные пункты до 50 домохозяйств. Решить проблему отсутствия в них ТВ-сигнала в проекте ФЦП планируется за счет непосредственной спутниковой теле- и радиотрансляции.

Еще одна важная задача программы цифровизации — сохранение частот, закрепленных за Россией. Согласно концепции, в первую очередь цифровизировать будут приграничные районы. Планируется, что до 2011 года включительно будут построены сети цифрового телевидения в 12 регионах Дальнего Востока и Сибири. Модернизация теле- и радиоинфраструктуры должна восстановить систему оповещения о чрезвычайных ситуациях.

Благодаря переходу на цифровой формат вещания должны высвободиться частоты, ранее занимаемые аналоговым ТВ. По оценке Strategy Partners, сейчас в городах с населением свыше 100 тыс. человек транслируется в среднем от 10 до 18 аналоговых телеканалов, каждый из которых занимает один частотный канал шириной 8 МГц. "Технологии цифрового сжатия позволяют транслировать в одном частотном канале до четырех-восьми телеканалов цифрового ТВ в стандартном качестве. При переходе на цифровой пакет из 20-30 каналов в крупных городах высвобождается в среднем от 20 до 100 МГц частотного диапазона. Эти частоты можно продать операторам на аукционе, например для сетей 3G, мобильного ТВ или других технологий радиодоступа",— рассуждает аналитик Strategy Partners Сергей Скрипников. Он напоминает, что МТС, "Вымпелком", "МегаФон" получили для сетей 3G по 35 МГц в диапазоне 1900-2100 МГц, куда более затратном в плане покрытия. Впрочем, передать эти частоты для других целей возможно только после того, как аналоговое вещание будет полностью выключено. По мнению критиков концепции ФЦП, к 2015 году это вряд ли произойдет.

Приставка за свой счет
В Минкомсвязи подчеркивают, что в том случае, если к 1 января 2015 года 95% населения России не будет иметь возможности принимать сигнал цифрового ТВ, параллельно с цифровым будет продолжено аналоговое вещание в метровом диапазоне. Большинство экспертов сходятся во мнении, что аналоговый "рубильник" выключат гораздо позже намеченных сроков, ведь помимо передачи цифрового сигнала необходимо еще обеспечить его прием. То есть для выполнения целевых показателей программы 100% российского населения должно к 2015 году обзавестись сет-топ-боксами (специальные ТВ-приставки) или телевизорами, поддерживающими формат сжатия MPEG-4 (именно в этом формате должно осуществляться цифровое вещание в России). Но текущая программа не предполагает субсидирования цифровых приставок для населения.

Вопрос полной или частичной оплаты цифровых приставок для населения был камнем преткновения для всех разработчиков проектов цифровизации ТВ в России. Именно наличие или отсутствие субсидий объясняет разницу в бюджетах проектов цифровизации Мининформсвязи, РТРС и Россвязьохранкультуры. Впрочем, у Минкомсвязи этот вопрос решился сам собой: его проект рассматривали уже в кризисное время, а субсидирование могло увеличить общий бюджет программы чуть ли не вдвое. Единственная оговорка, которую позволяет себе Минкомсвязи,— бесплатные приставки для приема цифрового ТВ могут раздавать малообеспеченным слоям населения, но и то за счет региональных бюджетов.

Из-за финансового кризиса могут возникнуть проблемы с привлечением как государственного, так и частного финансирования программы, предупреждают аналитики. Да и сроки, отведенные в итоге для перехода на цифровое теле- и радиовещание, кажутся слишком амбициозными: и в США, и в Европе, где давно осуществляется подобный переход, сроки несколько раз передвигались.

Среднюю заводскую стоимость приставки в Минкомсвязи оценивают в $40. По данным ИК "Финам", на конец 2008 года в России использовалось около 60 млн телевизоров, из которых 12-15% могли принимать цифровой сигнал. Впрочем, основная часть парка цифровых ТВ поддерживает другой стандарт сжатия — MPEG-2. И пока на телевизоры с поддержкой MPEG-4 приходятся лишь доли процентов от общих продаж. По оценкам компании GfK, в России в 2008 году было продано 4,3 млн ЖК-телевизоров и 470 тыс. плазменных. В городах с населением более 100 тыс. человек доля ЖК-телевизоров, оборудованных цифровым тюнером, составляла 32%, но формат MPEG-4 поддерживало всего 2% телевизоров. Доля плазменных телевизоров с цифровым тюнером — около 13% (данные, сколько поддерживает формат MPEG-4, отсутствуют). Продажи старых, кинескопных, телевизоров в прошлом году составили 2,5 млн — эти модели в принципе не поддерживают прием цифрового сигнала. Решить проблему с увеличением доли телевизоров, поддерживающих MPEG-4, в Минкомсвязи рассчитывают с помощью введения ограничений (возможно, за счет введения специальных импортных пошлин) на ввоз в Россию телевизоров, не поддерживающих этот формат.

Анна Балашова
 

Источник: Коммерсант (http://kommersant.ru)

Рубрики: Фиксированная связь, Регулирование

Ключевые слова: министерство финансов, россвязьохранкультура, фас, регулирование

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

13.11.2024 Т2 запустил первый тариф после ребрендинга

31.10.2024 «Осенний документооборот – 2024»: взгляд в будущее системы электронного документооборота

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода

ITSZ.RU: последние новости Петербурга