На сегодняшний день, по мнению аналитиков J’son & Partners Consulting, распространены три типа бизнес-моделей, которые реализуют интернет-порталы. Деление в некоторой степени можно признать условным, поскольку «чистых» типов мало.
Так «Рекламная» модель предполагает бесплатные сервисы для пользователей с демонстрацией рекламных объявлений, то есть основной источник дохода – юридические лица. По этим критериям в данную модель были зачислены поисковые системы «Яндекс», «Рамблер», деловые и региональные порталы, к примеру, РБК и др. Словом, ресурсы, созданные достаточно давно.
«Платной» модели основной доход приносят монетизированные сервисы – продажа программного обеспечения, доступа к внутренним ресурсам и др. Такой подход реализуют интернет-магазины (Allsoft, Softkey) и онлайн игры.
Наконец, «Смешанная» модель подразумевает бесплатный базовый функционал с платными дополнительными услугами и размещением рекламы на ресурсах. Это различные видеохостинги, социальные сети и дейтинговые ресурсы («Вконтакте», «Одноклассники», Mamba).
Как отмечают J’son & Partners Consulting, из платежных систем наиболее удобными для пользователей остаются SMS-платежи, однако это ведет к удорожанию сервисов. Использование, к примеру, пластиковых карт, как платежного инструмента, ограничено. Из около 120 миллионов пластиковых карт, выпущенных к концу 2008 года, только 8% используются для этих целей.
Что касается аудитории, то, по оценкам исследователей, мужчины продолжают оставаться наиболее активными пользователями Интернета. Целевой группой «Рекламной» и «Платной» моделей являются в основном мужчины. К целевой группе социальных сетей большей частью относятся женщины. Если посмотреть на аудиторию с точки зрения ценовой дифференциации, то дейтинговыми ресурсами и региональными порталами пользуются люди с низким уровнем дохода. Тогда как, к примеру, к RBC.ru и другим деловым ресурсам обращаются люди с более высоким уровнем дохода.
Если говорить об тенденциях, то было отмечено, что сейчас, социальные сети, основную часть доходов которых изначально составляла продажа рекламных площадок, начали предлагать своим пользователям различные виды дополнительных платных услуг, таких как самопродвижение, подарки, баллы и пр. С другой стороны, крупнейшие многопользовательские онлайн-игры в России совсем отказались от прямой рекламы, в пользу продажи «артефактов» и игрового контента. Хотя стоит отметить, что реклама он-лайн играх все-таки присутствует. Рекламодатели платят за популяризацию своих брендов, используя их, к примеру, в качестве «артефактов».
Что еще прочитать по данной теме
19 июня 2009 г. «Карфур» пришел в «МегаФон»
28 мая 2009 г. Интернет для бедных
3 марта 2008 г. Бизнес в виртуальном мире
Автор: Алексей Писарев (info@mskit.ru)
Рубрики: Маркетинг, Финансы, Web