rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

Навигатор Евтушенкова

Федеральным оператором услуг на базе навигационной системы «Глонасс» назначено предприятие, подконтрольное АФК «Система». Это редкий случай, когда государство доверяет стратегические функции частной компании
Премьер Владимир Путин подписал постановление, возлагающее на ОАО «Навигационно-информационные системы» (НИС) функции федерального сетевого оператора в сфере навигационной деятельности. Об этом сообщила вчера пресс-служба правительства.

Господдержка
31,5
миллиарда рублей выделено в федеральном бюджете на финансирование ФЦП «Глобальная навигационная система» в 2009 г.
14,4
миллиарда рублей из этой суммы планируется выделить Роскосмосу, в том числе 4,2 млрд руб. на НИОКР и 1,94 млрд руб. в качестве бюджетных инвестиций

НИС — совместное предприятие компаний «Ситроникс» и «РТИ Системы» (обе контролирует АФК «Система», владеют по 25,5% НИС) и ФГУП «Российское НИИ космического приборостроения» (49%), подведомственное Федеральному космическому агентству (Роскосмос). НИС учреждена в 2007 г., но до сих пор бездействовала. В годовом отчете НИС за 2008 г. говорится: «не утверждены штатные структура и расписание, не подписан договор с генеральным директором, в штате нет сотрудников» (цитата по «Интерфаксу»).

В соответствии с постановлением правительства федеральный сетевой оператор должен оказывать услуги госструктурам, частным предприятиям и гражданам «по разработке, внедрению, сервисному и информационному обслуживанию технических и аппаратно-программных средств для работы с навигационными системами»; взаимодействовать с другими операторами для «обеспечения единства технологического управления» российской навигационной системой «Глонасс»; интегрировать «Глонасс» с зарубежными спутниковыми навигационными системами; разрабатывать аппаратно-программные средства сбора, обработки и представления информации со спутниковых навигационных систем для спецслужб; в случае экстренных ситуаций предоставлять государству необходимую навигационную информацию.

Это редкий, если не единственный случай, когда исполнение стратегических задач поручено частной компании, замечает первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. Но в условиях тяжелой экономической ситуации нагрузка на госбюджет возросла и возникла потребность в частном партнере, предполагает он. А «Система» всегда была лояльна государству и потому подходит в качестве партнера, заключает эксперт. Один из вариантов финансирования НИС — предоставление внешних кредитов, говорит сотрудник пресс-службы АФК «Система». Планирует ли предоставлять такие кредиты сама АФК, он не сообщил.

Представитель Роскосмоса Александр Воробьев не видит «ничего плохого» в том, что контроль над НИС получила АФК «Система». Роскосмос, по его словам, не станет настаивать на передаче предприятия под госконтроль.

НИС должна определить единые правила, нормы и требования для разработчиков и производителей «Глонасс»-решений, а в перспективе и оказывать услуги спутниковой навигации массовому потребителю, говорит представитель АФК «Система». Предполагается, что НИС также будет поставлять потребителям цифровые навигационные карты и планы городов и населенных пунктов, а также сами устройства. НИС уже заключила соглашения о внедрении навигационных технологий с рядом субъектов РФ (например, в Сибири, а также с Брянской областью), говорит представитель «Системы». Кроме того, по его словам, уже начались работы по созданию электронных навигационных карт масштаба 1:100 000 с графом дорог, а также карт 1140 городов и 240 000 населенных пунктов с адресными планами.

Один из крупных российских поставщиков навигационных карт — «Навител» рад появлению нового производителя, говорит его директор по маркетингу Марина Кузнецова. Их выпуск — затратное дело: нужно приобрести картографическую основу, объехать весь город, чтобы сверить эту карту с реальностью, затем перевести все данные в электронный вид и т. д. Будет хорошо, если часть этих затрат возьмет на себя НИС, считает Кузнецова. Конкуренции с НИС она не опасается: мало выпускать карты, нужна еще и качественная программная оболочка с возможностями поиска адресов, прокладывания маршрутов и т. п.

Начальная стоимость создания цифровой карты города с населением около 0,5 млн человек — 1-1,5 млн руб. (без учета выпуска обновлений), оценивает менеджер крупного производителя таких карт.

Navteq потребовалось 20 лет, чтобы отработать методику сбора данных и построение приложений на их основе, говорит директор по развитию ее бизнеса в России и странах СНГ Павел Козлов. Он сомневается, что в ближайшие 5-7 лет новый игрок сможет создать качественный продукт, добавляя: в России уже есть как минимум четыре поставщика навигационных карт, работающих как в системе GPS, так и в «Глонасс», и охватывающих 80-100% населения России.

Коммерческий рынок GPS успешно развивается без федерального оператора: до кризиса продажи GPS-устройств росли на 300% в год и сейчас на руках у пользователей 1,5-2 млн таких устройств, оценивает гендиректор CityGuide Андрей Сабайдаш. Проблема развития системы «Глонасс», по его словам, в неконкурентоспособности «Глонасс»-оборудования и создание федерального оператора само по себе эту проблему не решит.

Игорь Цуканов

Источник: Ведомости (http://vedomosti.ru)

Рубрики: Фиксированная связь, ПО

Ключевые слова: Ethernet, Ростелеком, мгтс, атс, центртелеком

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

13.11.2024 Т2 запустил первый тариф после ребрендинга

31.10.2024 «Осенний документооборот – 2024»: взгляд в будущее системы электронного документооборота

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода

ITSZ.RU: последние новости Петербурга