rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

Широкополосный доступ в Интернет – путь к повышению качества жизни

3 декабря 2009 г. в Москве прошла II Конференция Broadband Conference 2009, организованная компанией AHConferences. Несмотря на сложную экономическую ситуацию, спрос на услуги ШПД остается стабильно высоким, как со стороны корпоративных клиентов, так и со стороны физических лиц. Поэтому развитие сетей широкополосного доступа передачи данных осталось одной из приоритетных задач телекоммуникационных компаний.

Критической технологией развития информационного общества в России назвал широкополосный доступ ведущий консультант J’son & Partners Consulting Виталий Солонин. «Это путь повышения качества жизни населения, создание новых рабочих мест, развитие дистанционного образования и медицины и многое другое», - пояснил он. Такие страны, как Австралия, Индия, Ирландия, Сингапур, Япония и другие – увеличивают свои вложения в развитие ШПД и рассматривают это как важную антикризисную меру в национальной экономике.

Что касается России, Виталий Солонин привел такие цифры. На конец первого полугодия 2009 г. около 23,6% всех российских домохозяйств (12,4 млн.) имели широкополосный доступ в Интернет. Прогноз на конец 2009 г. – 14,7 млн. подключений. Рынок проводного ШПД в России далек от насыщения. Но даже через три года не более половины домохозяйств страны будут иметь такой доступ в Сеть. Тем более сделать доступ в Интернет базовой услугой будет трудно. Общий объем российского рынка домашнего ШПД в 2008 году составил 33,4 млрд. руб. Прогнозируется, что на 2009 год этот показатель достигнет 46 млрд. руб., а в 2013 году – 82,8 млрд. руб. При этом постепенно снижается ARPU: в 2008 году данный показатель составлял 320 руб./мес., в 2009 г. – 300 руб./мес..  Прогнозируется, что к  2013 году он упадет до 250 руб./мес.

Наиболее отсталые регионы на рынке ШПД с уровнем проникновения менее 5% (данные первого полугодия 2009 г.) – республики Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Чечня, Тыва, Алтай, Северная Осетия-Алания, Адыгея, Калмыкия, Ненецкий АО, Чукотский АО. Из 33-х исследованных городов с наиболее дорогим ШПД выделяются Уфа, где стоимость доступа со скоростью 1 Мбит/сек . составляет 1900 руб./мес., Краснодар – 1600 руб.,  и ряд других. Самый дорогой доступ был зафиксирован в апреле текущего года у Сахалинских провайдеров: ШПД на скорости  512 Кбит/сек. обходился жителям более чем в 5 000 рублей в месяц. Для сравнения: в Казани, Омске и Оренбурге стоимость доступа 1 Мбит/сек. составляет 400 руб./мес.

Если исключить Москву и Санкт-Петербург, то на конец первого полугодия 2009 г. средний уровень проникновения ШПД в регионах России составлял 18%. Подавляющее большинство абонентов (около 85%) имеют узкополосный доступ со скоростью передачи данных не более 128 Кбит/сек.. То есть, цифровое неравенство налицо.

Что касается беспроводного доступа – Wi-Fi, WiMAX, по словам Виталия Солонина, ключевые тренды таковы: строительство крупных городских сетей Wi-Fi заморожено, региональные Wi-Fi проекты развиваются слабо. Скорее всего Wi-Fi будет средством «разгрузки» сетей 3G/4G. Объем рынка «платного» Wi-Fi будет сдерживаться развитием 3G/4G, несмотря на новые стандарты (802.11n). Другими словами, Wi-Fi вряд ли сможет кардинально изменить ситуацию с ШПД в регионах.

Формирование фиксированного WiMAX до последнего времени происходило за счет корпоративных и частных абонентов, имеющих сложности с подключением к проводному Интернету, высокие тарифы, удаленные от проводной инфраструктуры и пр. Однако рынок WiMAX/pre- WiMAX сейчас находится в подвешенном состоянии: развиваются только крупнейшие игроки, большинство операторов «заморозило» свои грандиозные планы. Происходит миграция в сторону мобильной версии WiMAX. Имеются проблемы с частотами. «Не исключено прекращение поддержки со стороны вендоров», - считает Виталий Солонин.

Мобильный WiMAX, наоборот, развивается. В 2009 г. состоялись коммерческие старты проектов Yota (вышел на самоокупаемость), «Комстар-ОТС», «Синтерры».

Технология LTE в России пока имеет удаленную перспективу развития, не смотря на существующий интерес. Причина этого – отсутствие возможностей (транспортных сетей, частотного спектра и пр.). Если в мире минимум 5 сетей LTE будет запущено уже в 2010 году, то в России, возможно – в 2011 (об этом заявила компания «Акос» (Дальсвязь)). А реально, по словам Виталия Солонина – развертывание LTE сетей состоится не ранее 2012-2014 годах.

Евгений Соломатин, директор по развитию «Коминфо Консалтинг», анализируя состояние мобильного доступа в Интернет, отметил, что «огромное число пользователей мобильной связи заставляет игроков рынка драться за них и их деньги». Становится всё больше пользователей, которые впервые входят в Интернет с мобильного телефона, а не с компьютера. Бизнес-модели Интернета (включая социальные сети) «перетекают» на мобильный рынок. Началась война мобильных приложений за потребителя.

Согласно данным Telefonica за 2009 г., темпы роста мобильного ШПД превышают 40%. Мобильный ШПД в среднем по Европе имеет 10% рынка, в ряде стран доходит до 30% (Австрия, Португалия). Средняя цена беспроводного ШПД часто ниже, чем фиксированного, что ускоряет рост этого сегмента рынка.

Сегодня основой бизнес-моделей, по словам Евгения Соломатина, являются партнерства различных игроков и монетизация доступа к клиентской базе. Растет значимость специализированного мобильного ПО (и цен на него) для развития инфраструктуры мобильных сервисов и разработки новых приложений. Еще одной базой новых бизнес-моделей является логистика контента. Это: «труба» для прокачки трафика; оптовые продажи трафика; «труба» и платформа для организации разработки и доставки сервисов, живущих на абонентских устройствах, «привязанных» к оператору и его «трубке». Операторы осознают возможности социальных сетей и контента, генерируемого пользователями. Социальные сети становятся платформой организации и монетизации Интернет-бизнеса.

На конференции также обсуждались вопросы повышения эффективности транспортных сетей, проблемы безопасности BroadBand, тенденции развития ШПД в корпоративном секторе и ряд других вопросов.

Что еще почитать по этой теме:

03.12.2009 Предновогоднее привлечение. Корпоративный акцент московских провайдеров

02.12.2009 «Билайн» предлагает Домашний Интернет за полцены

02.12.2009 «Скай Линк» обеспечит связью интернет-кафе 11-ой Международной ярмарки интеллектуальной литературы non/fiction

Автор: Елена Шашенкова (info@mskit.ru)

Рубрики: Интернет, Маркетинг, Финансы

Ключевые слова: доступ в интернет, широкополосный доступ, конференция, ШПД

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода

ITSZ.RU: последние новости Петербурга