Добавить новость
Добавить компанию
Добавить мероприятие
Конкуренция или конвергенция. Прогнозы J’son & Partners Consulting
18.12.2009 01:53
версия для печати
Если говорить о статистической информации, то по данным исследования J’son & Partners Consulting на конец первого полугодия 2009 года около 23,6% всех российских домохозяйств (12,4 млн) имели проводной широкополосный доступ в Интернет (ШПД), рост рынка составил 111%. Большая часть домашних подключений (60%) географически находится за пределами двух столиц и их областей. В 2008 году средние затраты домашних пользователей ШПД составили 320 рублей в месяч (в первом полугодии 2009 года – 300 рублей в месяц). По прогнозам J’son & Partners Consulting, дальнейшее снижение тарифов провайдерами в регионах приведет к постепенному падению ARPU (на 3-7% в год) – до 250 рублей в месяц к 2013 году. Общий объем российского рынка домашнего ШПД в 2008 году составил 33,4 млрд рублей. Ежегодный прирост количества домашних широкополосных подключений (в размере 15-30%) будет основным фактором роста рынка - ожидается, что к 2013 году его общий объем превысит 90 млрд рублей. Что касается рынка мобильного интернет-доступа на базе 3G и GPRS/EDGE, то он по данным исследования составил в 2008 году 20,4 млрд рублей. По итогам 2009 года J’son & Partners Consulting прогнозирует его рост на 43,6% до 29,3 млрд рублей. При этом темпы роста доходов в сегменте фиксированного проводного ШПД в домашнем сегменте будут немного ниже. По оценкам J’son & Partners, они вырастут до 47,5 млрд. руб. – на 42% по сравнению с показателем 2008 года. (33,4 млрд рублей). Доля мобильного WiMAX по итогам 2009 года на рынке мобильного интернет-доступа составит приблизительно 3-5%. По оптимистичному сценарию J’son & Partners Consulting, абонентская база мобильного WiMAX в России достигнет к концу 2010 года почти 1,7 млн пользователей. В J’son & Partners предполагают что примерно до 2015 года эта технология имеет хорошие перспективы, но затем ей придется конкурировать с LTE. Если говорить о взаимодействии рынков проводного и беспроводного широкополосного доступа между собой, и прогнозов относительно тех процессов, которые будут происходить, то по мнению J’son & Partners Consulting, возможны оба варианта развития ШПД – миграция части абонентов из фиксированных сетей в мобильные с полным отказом от стационарного доступа в сеть и расширение услуг проводного доступа в мобильное, либо квазимобильное пространство (сочетание стационарного и мобильного/кочевого доступа). По данным J’son & Partners Consulting, в настоящее время только технологию WiMAX можно рассматривать как полноценно конкурирующую с проводными технологиями ШПД. Эта тенденция будет наиболее ярко выражена в тех регионах, где низкий уровень проникновения ШПД обусловлен сильной монополизацией рынка и высокими тарифами. По мнению J’son & Partners, при выводе услуги мобильного WiMAX на рынок возможны два основных варианта бизнес-моделей – прямая конкуренция с фиксированными операторами и конвергентные («дополняющие») предложения. Первая схема используется, как правило, молодыми компаниями, которые не обременены унаследованными технологиями проводного доступа. Вторая модель приемлема для операторов, которые развивают конкурирующие технологии (как проводные, так и беспроводные) в рамках группы компаний или холдинга. Наиболее яркие представители первой и второй моделей – это Yota и «Комстар-ОТС», соответственно. В регионах с низким уровнем проникновения проводного ШПД до прихода операторов мобильного WiMAX эту нишу в частном сегменте будут занимать сотовые операторы, которые предоставляют услуги мобильного интернет-доступа на базе 3G и GPRS/EDGE, а также операторы фиксированного беспроводного доступа WiMAX/preWiMAX. К примеру, в регионах, где цены на проводной ШПД сравнительно высоки и при этом построены сети 3G, МТС и «МегаФон» начинают конкурировать с фиксированными интернет-провайдерами. «ВымпелКом» рассматривает мобильный Интернет как дополнение к фиксированному, но в регионах, где конкуренция обострена, компания выводит на рынок тарифы, конкурирующие с проводными операторами. Говоря о прогнозах и перспективах J’son & Partners отмечает, что то, какой из трендов будет доминировать (миграция или взаимодополнение), будет во многом определяться действиями ведущих игроков на конкретном локальном рынке. Если «новые» операторы мобильного WiMAX усилят свою активность и начнут агрессивно продвигать свои услуги на рынке, активно расширять географию своего присутствия, внедрять новые интересные сервисы, то не исключен заметный переток абонентов в мобильные сети и некоторое перераспределение доходов. Однако, если холдинговым структурам (МТС, «ВымпелКому» и в будущем, возможно, «Связьинвесту»), удастся вывести на рынок интересные конвергентные предложения (FMC) для пользователей фиксированного доступа и снизить тарифы на проводной ШПД, не исключено, что большая часть пользователей останется в фиксированных сетях и будет по мере необходимости пользоваться мобильным доступом. Собственно, такая модель доминирует и сейчас: абоненты мобильного Интернета – это, в основном, одновременно и пользователи фиксированного доступа в сеть. По прогнозам J’son & Partners Consulting к концу 2010 года до 5% пользователей фиксированного ШПД мигрирует в мобильные сети (3G и мобильный WiMAX), отказавшись от стационарного доступа, однако большая часть абонентов (более 50%) будет пользоваться как фиксированным, так и мобильным доступом. Что касается основных игроков рынка беспроводного ШПД (по технологиям Wi-Fi, WiMAX и 3G) и трендов, то по данным J’son & Partners Consulting крупнейшими игроками на российском рынке Wi-Fi являются компании «ВымпелКом» («Билайн») и «Комстар-ОТС». Городская сеть «Билайн WiFi» в Москве насчитывает порядка 15 тыс. точек Wi-Fi, из которых более 10 тыс. жилых домов и офисов, 19 кинотеатров, 900 кафе и ресторанов, 30 торговых центров, а также аэропорты. Число зарегистрированных российских пользователей Wi-Fi-сети «Комстар-Fon» достигло 2 тыс., а общее число «хот-спотов» Fon в Москве достигло 5 тыс. В регионах сети Wi-Fi развиваются слабо, число точек доступа невелико. В целом технология Wi-Fi является, скорее, дополняющей другие технологии ШПД (как проводные, так и беспроводные) и используется преимущественно в домашних и корпоративных сетях для покрытия ограниченных территорий. На российском рынке мобильного WiMAX по данным J’son & Partners доминирует компания «Скартел» (торговая марка Yota), которая обслуживает более 255 тыс. активных коммерческих клиентов в городах присутствия (Москва, Петербург и Уфа) и ежедневно увеличивает абонентскую базу в среднем на 2,3 тыс. человек. Таким образом Yota является одним из крупнейших WiMAX-операторов в мире. Для сравнения, американский провайдер Clearwire обслуживает порядка 173 тыс. абонентов, малазийская компания PacketOne - более 130 тыс. абонентов, а японская UQ Communications планирует к концу 2009 года подключить к мобильным сетям WiMAX 300 тыс. абонентов. В настоящее время практически все регионы России охвачены сетями 3G в стандарте UMTS, однако в некоторых из них сети еще не запущены в коммерческую эксплуатацию. В большинстве регионов сигнал с базовых станций доступен лишь в центральных районах крупных городов. По мере развития сетей будут охвачены все новые и новые территории. Сети 3G в стандарте CDMA 1 x EV-DO развивает «Скай Линк» (32 региона) и ряд региональных операторов («Байкалвестком», ЕТК и др.). Рынок фиксированного WiMAX по данным J’son & Partners находится в «подвешенном состоянии», развиваются только крупнейшие проекты (например, «Энфорта», 68 городов присутствия). Часть игроков планирует использовать мобильную версию WiMAX. Что еще прочитать по этой теме: 3 декабря 2009 г. Мобильный WiMAX: направления развития и перспективы (бюллетень J’son & Partners Consulting) 14 декабря 2009 г. «Интерком-2009»: ШПД идет в регионы 11 декабря 2009 г. О тенденциях. Первый день «Интерком-2009» Автор: Денис Шишулин (info@mskit.ru) Рубрики: Интернет Ключевые слова: WiMAX, доступ в интернет, широкополосный доступ, ШПД
наверх
Для того, чтобы вставить ссылку на материал к себе на сайт надо:
|
||||||
А знаете ли Вы что?
MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра13.11.2024 Т2 запустил первый тариф после ребрендингаз> 31.10.2024 «Осенний документооборот – 2024»: взгляд в будущее системы электронного документооборотаз>
|
||||