По сравнению с первым кварталом 2009 года, рынок контекстной рекламы, по данным АКАР, в январе-марте этого года вырос на 42%. При этом, расстановка сил в сегментах рекламодателей существенно не изменилась, однако, заметно поменялись предпочтения пользователей.
Так, миновав активную фазу кризиса, пользователи начали активно искать варианты отдыха, что повысило популярность категории «Досуг и отдых»: доля кликов по объявлениям этой тематики относительно прошлого года выросла более чем в три раза (с 2,7% до 10,2%). Рекламодатели, в свою очередь, также увеличили вложения — с 1,4% до 2,3% в общем рекламном бюджете.
Традиционный лидер рекламных расходов — категория «Авто». Представители этого сегмента, существенно сократившие бюджеты на наружную и теле- рекламу, укрепили свои позиции — доля их расходов составила 9,6%. Интерес же пользователей к этой категории снизился: количество кликов снизилось на 2 процентных пункта и составило 5,2%.
Продавцы жилья и других помещений возобновили продвижение и вывели сегмент «Недвижимость» на вторую строку рейтинга активности рекламодателей (6,9%). Такую же позицию теперь занимает категория «Недвижимость» и в рейтинге предпочтений пользователей.
Все больше банков используют контекстную рекламу как инструмент продвижения — доля рекламных вложений представителей финансовой тематики достигла 5,4%. Кроме того, расширился спектр продвигаемых услуг: вновь появилась реклама кредитных продуктов, которая была приостановлена в кризис. Во многом благодаря этому, количество кликов по объявлениям финансовых организаций выросло на 2 процентных пункта до 5,1%.
Продолжают наращивать свое присутствие в «контексте» операторы дальней и беспроводной связи, в частности, мобильная тройка активно использует нетипичный для себя рекламный канал. Доля категории «Связь» в общем рекламном бюджете выросла вдвое и составила 3,9%. Пользователи также проявили к услугам связи больше интереса, чем в январе-марте прошлого года, подняв категорию с 20-йна 7 строку в рейтинге популярности.
Таким образом, активность рекламодателей тех отраслей, которые были вынуждены сократить бюджеты в период финансовой нестабильности, говорит об их адаптации к сложившимся условиям рынка и постепенном восстановлении привычных долей в суммарном бюджете на контекстную рекламу. В свою очередь, несмотря на некоторое смещение внимания пользователей в пользу развлечений, тематики, отражающие потребительскую активность населения, по-прежнему остаются популярными.
Рейтинг интересов аудитории в сервисе контекстной рекламы «Бегун» (за 1-й квартал 2010 года).
1 Досуг и отдых 11,1%
2 Недвижимость 7,0%
3 Авто 5,2%
4 Услуги финансовые 5,1%
5 Медицина 4,6%
6 Личные вещи 4,3%
7 Связь 3,8%
8 Красота и здоровье 3,4%
9 Услуги в интернете 3,3%
10 Промышленные товары 3,1%
11 Ремонт жилья 2,7%
12 Образование 2,2%
13 Туристические услуги 2,2%
14 Мебель 2,0%
15 Развлечения: фильмы, музыка 2,0%
16 Компьютерная и цифровая техника 1,6%
17 Поиск персонала1,5%
18 Знакомства 1,4%
19 Бытовая техника 1,3%
20 Программное обеспечение1,3%
Самые активные сегменты рынка в сервисе контекстной рекламы «Бегун» (за 1-й квартал 2010 года).
1 Авто 9,6%
2 Недвижимость 6,9%
3 Медицина 5,7%
4 Промышленные товары 5,4%
5 Услуги финансовые 5,4%
6 Ремонт жилья 5,4%
7 Красота и здоровье 5,4%
8 Личные вещи 4,8%
9 Связь 3,9%
10 Мебель 3,1%
11 Образование 2,8%
12 Бытовая техника 2,7%
13 Досуг и отдых 2,3%
14 Услуги в интернете 2,2%
15 Туристические услуги 2,2%
16 Компьютерная и цифровая техника 2,0%
17 Программное обеспечение 1,6%
18 Поиск персонала 1,5%
19 Услуги юридические 1,4%
20 Азартные игры 1,0%
Аналитический центр «Бегуна» оперирует информацией о рекламных кампаниях десятков тысяч организаций из всех секторов экономики, поведении более 20 миллионов интернет-пользователей и статистике многих тысяч веб-сайтов, на основе которой проводит постоянные исследования рынка интернет-рекламы, результаты которых регулярно публикуются на сайте компании.
Редактор раздела: Юрий Мальцев (maltsev@mskit.ru)