Работоспособность системы АСУ БП в описанной структуре сильно зависит от состояния "здоровья" удаленных серверов, ПК и сети передачи данных. Если произошел отказ какого-либо из элементов АСУ БП, свести баланс по исполнению бюджета края будет невозможно. Кроме того, важно не только поддерживать исправность всех элементов, но и обеспечить требуемую производительность системы при обработке данных. Таким образом, необходимо отслеживать и контролировать исправность серверов, работу операционных систем, состояние сетевого оборудования, а также мониторить основные показатели производительности сети, серверов, ПК, баз данных и приложений. Задача осложняется тем, что АСУ БП – кросс-платформенное приложение, часть серверов баз данных построена на серверах Intel с операционной системой Windows, но имеются и серверы IBM System p с операционной системой AIX.
Для организации удаленного мониторинга АСУ БП, заказчику требовалось решение, которое позволило бы обеспечить согласованный мониторинг всех элементов ИТ-инфраструктуры в разнородной среде. После сравнительного анализа предложений, представленных на рынке, заказчик на первом этапе остановился на двух продуктах компании IBM - Tivoli Monitoring и IBM Systems Director.
Преимуществом продуктов Tivoli является возможность сбора и обобщения всех наблюдаемых событий в "единое окно", их обработки и корреляции встроенной экспертной системой. Такая архитектура позволяет наладить контроль за соблюдением уровня обслуживания (SLA) в различных частях ИТ-инфраструктуры.
В реализованном проектном решении, компонент Tivoli Monitoring отвечает за мониторинг операционных систем, служб и приложений на контролируемых серверах, компонент IBM Systems Director отвечает за мониторинг "железа" - серверов и их компонент (процессор, память, диски, контроллеры ввода-вывода).
В ходе реализации проекта, компания "КРИС" выполнила несколько этапов работ. На первом этапе была выполнены установка и тестирование проектного решения IBM Tivoli в демо-лаборатории "КРИС", после чего макет был продемонстрирован заказчику.
В ходе тестирования была разработана методика установки ПО мониторинга на серверы АСУ БП, не требующая остановки работы приложений. Параллельно "КРИС" выполняла обследование ИТ-инфраструктуры заказчика, поставку оборудования серверов и программного обеспечения IBM. В ходе проекта также было предусмотрено обучение специалистов Заказчика установке и администрированию продуктов Tivoli.
В связи со сжатыми сроками, по согласованию с заказчиком, было принято решение начинать развертывание системы, не дожидаясь поставки серверов, предназначенных для системы мониторинга. Для этого компания "КРИС" предоставила заказчику серверное оборудование из демо-лаборатории "КРИС".
После того как ядро системы было установлено в Министерстве финансов, начался этап установки программ-агентов Tivoli Monitoring Agent на серверы АСУ БП в 64 точках (городах и районных центров) края, в том числе на серверы с ОС AIX в Министерстве финансов и Казначействе г. Красноярска. Данный этап прошел достаточно быстро благодаря тщательной подготовке и тестированию в лаборатории "КРИС" на начальной стадии проекта. При подключении каждого объекта, выдавались рекомендации по устранению ошибок и неполадок, если они обнаруживались системой мониторинга. По окончании установки, все 64 объекта стали "видны" в системе мониторинга, и в ноябре – декабре 2009 г система была введена в эксплуатацию.
Система мониторинга позволяет отслеживать исправность серверов АСУ БП, следить за появлением ошибок или сбоев в операционных системах, мониторить загрузку серверов. Внедрение системы мониторинга позволило снизить количество отказов в работе системы АСУ БП, и таким образом повысить стабильность функционирования бюджетной системы Красноярского края.
Редактор раздела: Юрий Мальцев (maltsev@mskit.ru)
Рубрики: Интеграция, Регулирование