Информационный портал mskIT

Оригинал документа: http://mskit.ru/news/n83053/


     
 

Миграция в 3G, «самосознание трубы» и глобальная перезагрузка

24.09.2010 02:00
23-24 сентября 2010 г. в Москве состоялась конференция Telecom Services Evolution 2010, посвященная вопросам развития телекоммуникационных сервисов и услуг. Организатор мероприятия компания - infor-media.

Накануне конференции – 22 сентября состоялась встреча CDG SIG450 (The CDMA Development Group 450 Special Interest Group) с целью обсуждения вопросов развития и межоператорского взаимодействия операторов CDMA 450. Участники встречи – члены группы CDG SIG450 из стран Европы, России и СНГ ознакомились с предложениями производителей по переходу к сетям 4G (LTE). По общему мнению, участники CDG SIG450наиболее эффективным вариантом развития существующих сетей IMT-MC 450 в мире является реализация режима EV-DO Rev.B в качестве первого этапа с дальнейшим переходом к сетям на базе технологии LTE Advanced.

Операторы-участники встречи CDG SIG450 считают, что начальные элементы будущих сетей LTE (в опорной сети и в подсистеме базовых станций) должны быть в максимально возможной степени включены в опорные сети уже на первом этапе реализации технологии EV-DO Rev.B. С учетом намерений некоторых операторов дополнить диапазон частот, используемых существующими сетями IMT-MC, диапазоном 2100 МГц, реализация технологий EV-DO Rev.B и впоследствии LTE может быть эффективным образом распространена и на дополнительные полосы частот в диапазоне 2100 МГц.

По итогам встречи было подписано заявление, в котором предлагается рассмотреть расширение полосы частот 450 – 862 МГц, рассматриваемой Международным Союзом Электросвязи (ITU) в качестве полосы-кандидата для систем IMT Advanced (4G), до полосы частот 410 – 862 МГц. Это заявление в числе участников встречи подписал оператор мобильной связи «Скай Линк».

Директор по Юго-Восточной Азии, CDMA Development Group (CDG) Тина Рэдфорд назвала состоявшееся соглашение операторов CDMA 450 по вопросам взаимодействия глобальной перезагрузкой. Это событие без сомнения повлияет на планы вендоров по выпуску устройств, необходимых для развертывания сетей 4G, как в мире, так и в России.

Генеральный директор «Скай Линк» Гульнара Хасьянова подчеркнула, что компания заинтересована в развитии технологии и рынка CDMA450 в мире. «Одно из важнейших направлений дальнейшего взаимодействия касается расширения спектра в диапазоне 450 МГц, а также идентификации этого диапазона для развития услуг 4G, так как имеющийся российский опыт показывает, что эффективность инвестиций в 3G и успех развития услуг 4G зависит, прежде всего, от выбора частот», - пояснила Гульнара Хасьянова.

Частота 450 оказалась незаслуженно обделена вниманием, хотя она лучше всего подходит для распространения связи 3G на обширных территориях, как Россия или Монголия. Используя данную частоту «Скай Линк» обеспечила самую большую в стране территорию покрытия 3G, а объем пропускаемого 3G-трафика в сети «Скай Линк» сегодня сопоставим с суммарным объемом 3G-трафика всех российских UMTS-операторов (данные ComNews Research).

В настоящий момент в мире происходит активная смена поколений мобильной связи – миграция из 2G в 3G. Начиная с 2008 года началось снижение трафика в 2G, и в 2010 году он стал сравним с трафиком 3G. В России проникновение сотовой связи очень высоко. В стране в целом  - 149%, в Москве и Санкт-Петербурге 198% и 197% соответственно. В регионах – 140%. В среднем, на каждого жителя России приходится 1,5 SIM-карты.

По данным ComNews Research, в мире рост трафика передачи данных в сетях сотовой связи с 2009 года вырос в 2,38 раза, доходы операторов от услуг мобильного Интернета росли меньшими темпами, они увеличились на 64%. В России относительный прирост доходов от мобильной передачи данных год от года снижается.

Рынок 3G развивается в России быстрее, чем 2G, но существенно уступает в размерах. Для оператора по-прежнему рынок голосовой связи продолжает оставаться основным источником доходов. Что касается прогноза развития, то, по мнению аналитиков «Скай Линк», рынок мобильной телефонии к 2014 году вырастет на 8-11% (в 2009 году его объем составил 20 млрд. долларов), фиксированная телефония – на 3-5%  (в 2009 г – 5,5 млрд. долларов). Мобильный широкополосный доступ рынок вырастет на 23-27% (в 2009 г.он составлял 1,3 млрд. долларов),  фиксированный ШПД – на 14-16% (в 2009 г. – 2 млрд. долларов). Абсолютный прирост рынка мобильного голоса в 2009-1014 годах больше прироста всех остальных рынков вместе взятых. Наибольший темп роста в сегменте «мобильный ШПД» будет наблюдаться в регионах России. Доля Столиц не опустится ниже 25%.

Согласно прогнозу, составленному аналитиками газеты «Ведомости», затраты на строительство федеральной сети LTE в России в диапазонах 2,3-2,7 ГГц составят порядка 5-7 млрд. долларов. Очевидно, что судьба 4G/LTE зависит от частотного вопроса. В России частотные диапазоны для сетей LTE не определены, не решены вопросы взаимодействия сетей, отсутствует стратегия перехода. В стране отсутствуют предпосылки для быстрого (в последующие 1-2 года) развертывания LTE. От выбора частоты зависит, повторит ли Россия LTE опыт CDMA450 или окажется в глобальном тренде («стандартные» частоты = стандартные решения для LTE).

На конференции операторы связи обсуждали возможности того, чтобы не остаться исключительно «трубой» для перекачки трафика. Директор по продуктам ОАО «ВымпелКом» Виктор Маркелов одним из способов избежать этого считает воплощение бизнес-модели через мобильную рекламу. Не смотря на то, что у абонентов начало вырабатываться отрицательное отношение к мобильной рекламе, «ВымпелКом» разработал услугу «узнай первым», с помощью которой можно регулировать поток рекламы. Абонент может либо совсем отказаться от подобных рассылок, либо согласиться на ее получение, за что получит небольшие бонусы. Здесь оператору важно организовать по возможности адресную рассылку, способную заинтересовать абонента, созвучную его интересам.

Коммерческий директор «Сумма Телеком» Олег Леонов тем не менее считает, что быть «трубой» не так плохо, но быть «умной трубой» с маршрутизацией трафика, чтобы легкий и тяжелый контент шел по разным (физически) каналам. А для мобильных оператров – пропускать трафик по разным частотам. «Быть трубой не обидно, обидно, что тебя не замечают», - подытожил Олег Леонов.

На конференции также обсуждались вопросы развития мобильных устройств, платформ и решений, вопросы управления трафиком, бизнес-модели операторов и другие вопросы. 

Автор: Елена Шашенкова (info@mskit.ru)

Рубрики: Мобильная связь, Маркетинг

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
   
     


Copyright 2004 mskIT. Все права защищены
Перепечатка материалов приветствуется при ссылке на www.mskIT.mskit.ru
Ресурс разработан и поддерживается компанией Peterlink Web