Напомним, что ОАО «Федеральная пассажирская компания» (ФПК) является дочерним обществом ОАО «РЖД» и было создано в соответствии с программой структурных реформ на железнодорожном транспорте и концепцией реформирования пассажирского комплекса дальнего следования. Свою деятельность ФПК начала 1 апреля 2010 года. В компанию входит 16 региональных дирекций по обслуживанию пассажиров, 43 пассажирских вагонных депо, 29 вагонных участков, 15 железнодорожных агентств и 2 дирекции по обслуживанию пассажиров. Вагонный парк, принадлежащий компании, насчитывает более 24,6 тысяч вагонов. Численность персонала – порядка 100 тысяч человек.
В свою очередь, компания IDS Scheer (часть группы Software AG) является одним из ведущих провайдеров ПО, решений и услуг по управлению бизнес-процессами (BPM) для компаний и государственных организаций. Платформа ARIS для совершенствования бизнес-процессов, разработанная IDS Scheer, представляет собой интегрированный, комплексный портфель решений для стратегического планирования проектирования, внедрения и контроля бизнес-процессов.
Целью проводимого реформирования РЖД является повышение эффективности основных направлений бизнеса железнодорожной монополии и создание прозрачных рыночных механизмов управления холдингом. Для фокусирования усилий в сфере перевозки пассажиров это направление бизнеса было выделено в отдельную структуру. Менеджменту ФПК поставлена задача добиться повышения качества услуг, снижения непроизводительных издержек, создания прозрачных и экономически обоснованных отношений с органами государственной власти.
Для решения этих задач потребовалась система управления, которая бы обеспечивала клиентоориентированность и инновационное развитие ФПК, повысила прозрачность управления. Кроме того, возникла необходимость в стандартизации управления территориальными подразделениями компании, оптимизации численности персонала и его загрузки. Разработку концепции новой системы управления ФПК выполнили консультанты компании Software AG & IDS Scheer. На первом этапе была проведена диагностика действующей системы управления, на втором – разработаны концепции процессной и организационной моделей ФПК. При этом учитывался опыт международных проектов IDS Scheer Consulting в транспортной отрасли, в том числе в железнодорожных компаниях.
В соответствии с мировой практикой руководству ФПК была предложена концепция системы управления, в которой сделан акцент на процессную модель. Все предложенные организационные решения должны поддерживать сквозные бизнес-процессы транспортной компании «от потребности пассажира в перевозке и сопутствующих услугах до ее удовлетворения».
«Предложенная консультантами концепция системы управления – это передний край управленческой науки и практики. По таким схемам происходит реформирование крупнейших международных холдингов и корпораций. Часть этих решений – организационное выделение направлений по видам деятельности (пассажирские перевозки, грузоперевозки, туристический и коммерческий бизнес), организация корпоративного центра и проектного офиса – должна быть реализована в текущем году», – говорит заместитель генерального директора ФПК Вадим Мишанин.
«Корпоративный центр в разработанной для ФПК концепции системы управления – это мозг компании, определяющий ее стратегию, конкретные цели и показатели для бизнес-направлений. Проектный офис – инкубатор для культивирования и выращивания идей по развитию бизнеса ФПК. Операционный блок пассажирских перевозок – это ядро компании, поставляющее на рынок разработанные и апробированные совместно с проектным офисом услуги на основе унифицированных регламентированных технологий. С такой системой управления деятельность ФПК будет ориентирована на потребности клиентов», – поясняет директор департамента управленческого и финансового консалтинга Software AG & IDS Scheer Виктория Коняхина.
Отметим, что в структурах, входящих в ОАО «РЖД» в целом достаточно активно ведутся процессы по внедрению различных информационных систем и ИКТ-решений. Из недавних примеров можно вспомнить проект по организации системы мониторинга данных с метеостанций РЖД в труднодоступных районах Сибири и Дальнего Востока. Проект был реализован МТС и ООО НПЦ «ГЕОТЕХНОЛОГИИ» Данный проект помогает РЖД получать информацию с оборудования, установленного в труднодоступных районах, и проводить анализ данных, что в свою очередь позволяет предотвращать аварийные ситуации на железной дороге.
Автор: Денис Шишулин (info@mskit.ru)
Рубрики: Интеграция, ПО