Ведение Государственного реестра товарных знаков и знаков обслуживания на бумажных носителях существенно задерживало информационный обмен между Роспатентом и органами государственной власти. На момент начала проекта в распоряжении ведомства было около 300 тысяч действующих товарных знаков, а также накопилось огромное количество реестров, данные о которых востребованы компаниями крупного, малого и среднего бизнеса, а также госструктурами. Поэтому переход на новый качественный уровень взаимодействия был связан с автоматизацией системы ведения Государственного реестра.
Конкурс на реализацию проекта был проведен в 2008 году и его выиграла компания «Крок». Стоимость проекта составила 50 млн рублей. В эту сумму вошли поставка оборудования, внедрение и сопровождение системы. Также часть закупленного оборудования и программного обеспечения была использована для других проектов ФГУ ФИПС, связанных с поиском и т.д. Физически сегодня вся инфраструктура находится на базе ФГУ ФИПС.
Компания «Крок» интегрировала электронный реестр с системами делопроизводства ФГУ ФИПС, адаптировав ИТ-решения под ключевые задачи ведомства: обеспечение долговременного и надежного хранения данных. Хранящиеся электронные документы имеют юридическую силу, а корректность сведений автоматически проверяется перед внесением в Госреестр. В результате, Государственный реестр официально перешел на электронное внесение сведений о регистрациях товарных знаков и изменений в них. В ходе реализации проекта создан единый источник, содержащий все необходимые данные Госреестра, обеспечивающий оперативный доступ к информации, в том числе, через Интернет.
Как сообщил руководитель процесса внедрения Максим Домрачев, целью проекта был полный отказ от бумажного документооборота. В результате, сегодня процедура внесения информации в Государственный реестр осуществляется в электронном формате без использования бумажных носителей. Все изменения публикуются на сайте в порядке внесения, что позволяет оперативно предоставлять информацию органам государственной власти, гражданам и организациям. АС «ЭГР», созданная специалистами «Крок» и ФГУ ФИПС, представляет интегрированную систему для реализации полного цикла работ по ведению Государственного реестра. Основной АС «ЭГР», выступив в качестве хранилища электронных документов, является база данных EMC Сentera.
В мае 2011 года была внедрена в эксплуатацию вторая версия АС «ЭГР». В ее состав входят: ЭГР, сервисы ЭГР, АРМ «Миграции ГР», подсистемы мониторинга, подготовки отчетности, выгрузки на публикацию. ЭГР обеспечивает быструю обработку информации. Сервисы АС «ЭГР» отвечают за внесение и оперативное предоставление сведений. АРМ «Миграции ГР» предназначено для наполнения хранилища АС «ЭГР» старыми сведениями из бумажного Госреестра.
Решение было введено в эксплуатацию в 2010 году, и за полтора года работы в реестр было внесено более 100 тыс. записей. Что касается перевода в цифровой формат еще порядка 300 тыс. знаков потребуется около 2 лет. Также ФГУ ФИПС планирует оцифровать 2 миллиона записей из реестра изобретений. Это, по словам заместителя директора Федерального института промышленной собственности федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам Алексея Гвинепадзе, займет примерно 5-6 лет.
По словам, Алексея Гвинепадзе, ежемесячно на сайт происходит сотни тысяч обращений. Эти данные активно используют таможенная служба, МВД, судебные приставы, Минздрав и другие организации
В дальнейшем планируется перевод на платформу АС «ЭГР» существующих бумажных технологий по ведению Государственных реестров изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, реестров программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем.
«Сейчас по товарным знакам мы запустили безбумажную технологию обработки, начиная от стадии подачи заявки, - прокомментировал Алексей Гвинепадзе то, как изменился характер подачи заявлений на товарный знак. - Есть возможность зайти на соответствующий сайт, зарегистрироваться, получить пакет документов и в электронном виде подать заявку на товарный знак. Сейчас мы получили порядка 700 заявок по электронной почте. В следующем году эта система может стать основной системой, при получении товарного знака».
Автор: Алексей Писарев (info@mskit.ru)
Рубрики: ПО, Регулирование, Web