|
Состоялся Innovation Media Day
20 мая 2013 г. в международном мультимедийном пресс-центре в рамках комплекса мероприятий Innovation Media Day состоялась дискуссионная панель «Технологии будущего: взгляд инновационных лидеров, институтов развития и СМИ». Организатором Innovation Media Day выступило ОАО «РВК».
|
70 человек - представители институтов развития, стартап-сообщества, центров коммерциализации, исследовательских структур, общественных институтов и журналистов из Москвы и регионов. «Сегодня - тот редкий случай, когда мы собрались для обсуждения вещей, имеющих очень глубокую значимость, - открывая панель, отметил модератор дискуссии Василий Гатов, генеральный директор Инновационного центра «Новые медиатехнологии» РИА «Новости», основатель проекта FutureView. - Изучение будущего и попытка понять, как оно будет устроено, крайне важно для человечества сейчас, когда скорость усложнения реальности, необходимость приобретения знаний для социального, политического, технологического развития превышает темпы, с которыми человечество сталкивалось до сих пор. О современной методике изучения и формирования будущего – форсайте, 5 ключевых его составляющих, а также глобальных научно-технологических трендах рассказал Оздчан Саритас, руководитель международных и национальных исследовательских проектов Института инновационных исследований Университета Манчестера (г. Манчестер, Великобритания), главный редактор международного англоязычного журнала Foresight, профессор НИУ ВШЭ. «Форсайт концентрируется не на угадывании, а на создании будущего, на системном и совместном характере создания, подразумевающем сотрудничество всех заинтересованных сторон (стейкхолдеров) – ответственных за политрешения, частных компаний, инвесторов и прочих». Как выяснилось, форсайт связан не только с формированием будущего на ближайшие 20-30 лет, но и, главным образом, с соединением будущего и настоящего, предпринятием конкретных шагов для реализацией будущего, которое мы наметили. Он помогает быть готовыми к реализации возможных сценариев развития и правильно распределить и направить ограниченные ресурсы в определенные инновационные проекты. Этот метод помогает определить тренды и создать долгосрочный мониторинг их изменения. Оздчан Саритас выделил около 10 главных научно-технических трендов, которые серьезно повлияют на технологическое развитие стран. Среди них мировые тенденции в таких областях как расширение функциональных возможностей человека, энергетика, информационно-коммуникационные, транспортные технологии, наноиндустрия и др. Интересные кейсы и примеры дали возможность участникам мероприятия «увидеть» 3D-магазины, экофермы. офисы будущего и многое другое. В заключение спикер предложил участникам на основе обозначенной методики и трендов создать собственные истории будущего. Тему влияния глобальных тенденций на экономическое развитие России и ее место в мире затронул Александр Чулок, руководитель отдела научно-технического прогнозирования Форсайт-центра Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. В рамках дискуссионной панели Александр делал эксклюзивную презентацию результатов 3-х летнего исследовательского проекта Высшей Школы Экономики с государственными институтами развития, форсайт-центрами, сетями отраслевых центров прогнозирования «Прогноз научно-технологического развития России до 2030 г.». Результаты работы позволили обозначить ключевые «вызовы» и «окна возможностей» для России, новые рынки новые продукты. «заделы» и приоритеты в сфере исследований и разработок и определить центры необходимых компетенций. По словам спикера, «выделены конкретные направления как для подъема традиционных секторов, так и для прорыва на рынках высоких технологий. Определено более 1000 четких направлений разработок в рамках 50 научных областей 7 приоритетных направлений развития науки и технологий, а также обозначены 80 инновационных рынков и 250 групп продуктов и услуг с оценкой возможных сроков коммерциализации». «Для того чтобы подобный документ работал, руководителем рабочей группы ставится непосредственный потребитель, в частности, бизнесмен, представитель среднего бизнеса, успешной компании, несырьевой, способной выдержать глобальную конкуренцию. Это принцип работы АСИ», – считает Дмитрий Песков, руководитель направления «Молодые профессионалы» АСИ (Агентства Стратегических Инициатив). Кроме того, «контрольным вопросом должно служить количество стартапов, которые организованы в рамках конкретного форсайта. т.е. вкладывают ли люди деньги в то, что исследуется». Какие критерии использует глобальная корпорация Siemens в для определения востребованных в будущем технологий, поделилась Анна Коротченкова, руководитель региональной группы «Управление технологиями и инновациями», заместитель директора департамента корпоративных технологий Siemens в России и Центральной Азии. «Компания Siemens имеет свою корпоративную методику «Pictures of the Future» («Картины Будущего»). Это методика написания «футуристического» сценария развития технологического процесса и инноваций в компании Сименс, когда технологии сегодняшнего дня проецируются на различную временную перспективу с учетом массы социальных, политических, экономических и экологических факторов. Конкретные примеры помогли аудитории понять, как работает глобальная компания в этом направлении, как действуют ее специалисты. «Бизнес видит точки роста, - поддерживает Анну Татьяна Комиссарова, зам. председателя НП «Совет глав ассоциаций и лидеров инновационного бизнеса», директор центра «Маркетинг инноваций» НИУ ВШЭ, - и отработав риски, запускает инновационные продукты, технологий. Российские вузы должны воспользоваться этим опытом для развития совместных программ по формированию новых компетенций. Главные вопросы дискуссии сформулировал и дал четкое их понимание Евгений Кузнецов, директор департамента стратегических коммуникаций ОАО «РВК». «Необходимо расстаться с убеждением, что будущее можно спрогнозировать. Будущее нельзя спрогнозировать, к будущему надо готовиться. Готовиться – значит вовремя увидеть старт, рост какого-либо начинания и быть максимально гибким и мобильным». Ценным вкладом в дискуссию стала мысль о том, что именно общество является ключевым стейкхолдером и фактором влияния на то, какое будущее будет нами создано. «Меняться должны не чиновники или корпорации. Меняться должно общество». Евгений убедительно показал, что консервативное восприятие общества, обращение к прошлому при мыслях о будущем («смотрите, у нас подобное было раньше, давайте сделаем как тогда») - это то, что мешает России двигаться вперед. «Вхождение в будущее - это, прежде всего, изменение форм нашей прежней деятельности». «Вывезет» ли нас новый реактивный двигатель или топливная конструкция? Нет, не «вывезет». «Вывезет» портфель из 100 технологических направлений, из которых 10 могут стать успешными», говорит Евгений Кузнецов. По его мнению, идеология форсайта близка к идеологии венчура. Что такое форсайт? Десятки, сотни специалистов, которые выкладывают различные исследования и сценарии развития, из которых складывается вариативное будущее. Что такое венчур? Это десятки, сотни проинвестированных проектов, из которых единицы «выстреливают». С огромным вниманием аудитория прислушивалась к тому, какие серьезные риски ждут Россию в случае, если она пропустит технологический рывок, в котором в настоящий момент участвуют другие страны. В завершение программы, участники дискуссионной панели пришли к следующим выводам: 1) Очень важно правильно восприятие темы будущего. Будущее нельзя предсказать, возможно лишь максимально подготовиться к различным вариантам сценариев. 2) Формировать форсайт, собственно, как само будущее, крайне важно при участии всех заинтересованных сторон, участвующих в принятии решений на различных уровнях – национальном, региональном, корпоративном. Это бизнес, власти, образовательные и исследовательские институты, инвесторы и пр. 3) Ключевой стейкхолдер, без которого невозможно формирование намеченных целей в будущем, – общество. Без общественных изменений нас ждут серьезные риски. Большое внимание на протяжении всей панели уделялось вопросу верного понимания методологии форсайта, правильного восприятия информации и материалов о будущем и отражения их в медийном пространстве, что было особенно интересно российским журналистам и особенно ценно, учитывая необходимость менять общественное мнение. Дискуссионная панель пробудила живой интерес, участники активно высказывали пожелания новых мероприятий с более подробным обсуждением отдельных направлений данной тематики и результатов исследований.
Автор: Ангелина Пак
Рубрики: Маркетинг
Ключевые слова: инновации, информационные технологии
|
|