Добавить новость
Добавить компанию
Добавить мероприятие
Тесты цифровой техники
|
|
|
Господдержка в сфере ИТ стала эффективнее, но она не для всех
28.06.2022 13:20
версия для печати
Опрос, который РУССОФТ проводит в рамках собственного ежегодного исследования российской софтверной индустрии, показал, что отношение разработчиков ПО к государственной поддержке продолжает улучшаться. Если сравнивать с результатами аналогичного опроса в 2021 году, то доля оценок «хорошо» увеличилась с 43,4% до 45,8%, а доля оценок «плохо» сократилась с 19,3% до 16,0%. Изменение за год не столь значительное, но важно то, что повышение среднего балла происходит всё последнее десятилетие, достигнув максимального уровня в 2022 году. В 2016-м и 2019-м годах наблюдалось его снижение, но оно оказывалось временным и сменялось еще большим ростом в следующие года.
«В целом считаю, что те меры поддержки, которые получили ИТ-компании в последние годы, можно без преувеличения назвать беспрецедентными. Это реальные мероприятия, которые не просто способны поддержать бизнес во время кризиса, а оказать заметное влияние на его развитие. При этом рынку надо четко понимать, что подобные меры в большинстве своем все-таки носят временный характер и поэтому рассчитывать, что теперь так буде всегда, конечно, не стоит. Но сам факт, что государство прилагает существенные усилия для поддержки бизнеса, помогая ИТ-компаниям продолжать свое развитие, развитие собственных продуктов, расширять экспансию на рынок, искать новые возможности, естественно положителен», – отметил Виктор Петров, директор R&D-центра IVA Technologies. – «При этом есть некоторые моменты, которые требуют корректировок, что в целом абсолютно нормально. И тут мы видим, что государство в большинстве случаев готово идти на диалог, обсуждать условия и порой вносить полезные корректировки и дополнения, т.е. обратная связь работает».
* — в 2020 году начавшаяся пандемия не позволила провести полноценный опрос, чтобы рассчитать средний балл Поскольку респонденты имели возможность прокомментировать свою оценку, то выяснилось, что чаще всего оценка «хорошо» объяснялась следующим образом: «отрасли уделяется достойное внимание». Такой или аналогичный комментарий сделало 45,5% компаний, положительно оценивающих государственную поддержку. Льготное налогообложение в качестве важного фактора поддержки отметило 19,7%. Пользуется этой льготой намного большая доля компаний, но эта мера поддержки появилась не в текущем году, а потому респонденты не соотносят её с первыми месяцами текущего года. Предоставление грантов и субсидирования получили высокую оценку у 9,1% респондентов (эту меру поддержки упоминало почти в 2 раза больше респондентов, чем в 2021 году). Отсрочку от армии и льготную ипотеку для ИТ-специалистов одобряют 7,6% респондентов. Такой же оценки удостоились льготное кредитование и стимулирование закупок российского ПО. 1,5% респондентов оценили результат исполнения поручения президента по снижению давления от различных проверок со стороны надзорных органов. «Государственная поддержка в сфере ИТ и, в частности, грантовые программы – это правильный шаг, к тому же очень своевременный. Для российских компаний такие инициативы – это дополнительный стимул в развитии собственных разработок и создании продуктов, которые могут стать достойной альтернативой решениям зарубежных производителей. Ведь испытания и внедрение нового ПО требуют времени и затрат, и, конечно, вопрос финансовой поддержки здесь очень важен. Недавно мы сами с помощью выделенного Российским фондом развития информационных технологий (РФРИТ) гранта разработали новый продукт – «Универсальный цифровой биллинг». Это конкурентоспособное по стоимости и функционалу решение для биллинга, которое востребовано в самых разных областях. Сейчас мы участвуем в конкурсе на получение еще одного гранта, так как уверены, что благодаря таким программам мы сможем добиться лучших результатов», - отметил Александр Баранов, директор по бренду и корпоративным коммуникациям Nexign. Как выяснилось, оценка «хорошо» совсем не исключает критику. 1,5% респондентов, которые поставили эту оценку уровню господдержки, пожаловались на отток кадров из частного бизнеса в госкорпорации, 6,1% считает, что имеющиеся льготы доступны не всем компаниями, которые в них действительно нуждаются (из-за слишком высоких требований к претендентам на господдержку или из-за бюрократии). Также 6,1% в целом одобряют отношение государства к отрасли, но хотели бы большего. Особенно удивительно, что 4,6% респондентов сообщило, что они не пользуются мерами государственной поддержки. Однако не факт, что подобный комментарий соответствует действительности. Вероятно, предполагается, что они не пользовались каким-то конкретными мерами поддержками или теми, которые появились в первые месяцы 2022 года. Чуть больше четверти респондентов (25,7%) никак не объяснили то, почему они выбрали оценку «хорошо». Лев Матвеев, председатель совета директоров «СерчИнформ», отметил: В исследовании обсуждаются налоговые льготы, но это пройденный этап. Эта поддержка работает, но сейчас нужны новые меры, которые помогут ИТ-сфере в этом и следующем году. Гранты могут принести и разработчикам, и заказчикам выгоду здесь и сейчас. Вроде решение по поддержке принято, но конкретики по грантам на внедрение ИТ-решений от РФРИТ нет, заказчики ждут условий; а также пытаются разобраться с запутанными условиями грантов Сколково. Отечественные вендоры могут зарабатывать на экспорте в дружественные страны, но нужна помощь со стороны государства. РЭЦ должен сделать приоритетом экспорт ИТ, необходимы ИТ-хабы за рубежом, с выстроенной инфраструктурой и надежными подрядчиками, нужно оперативно запустить инициативу с «цифровыми атташе», при этом дать вендорам возможность оценить кандидатуры. В целом – помощь со стороны государства мы видим, но есть еще точки роста. Важно пояснить, что в нашем опроснике не было варианта «отлично», а оценка «хорошо» предполагала возможное улучшение государственной поддержки, а, значит, и возможную критику. Компании, которые оценили государственную поддержку на «двойку», отличаются от компаний с положительным отношением к этой поддержке, прежде всего, размером — средний оборот у этих компаний составляет ₽222 млн. и ₽848 млн. соответственно. Недовольные компании почти в 4 раза меньше по обороту в сравнении с теми, кто оценил господдержку положительно. Однако это не значит, что среди небольших компаний мало тех, которые выбрали оценку «хорошо». Если рассматривать отдельно предприятия с оборотом менее ₽375 млн., то эта оценка будет у 34,4% респондентов. С оборотом более ₽375 млн. таковых оказывается больше — 52,5%. Поставившие «двойку» господдержке имеют только 4 типичных объяснения своей оценке. Недоступность мер поддержки и бюрократию упомянули 39,1%, отток кадров в госкорпорациии — 4,4%. 30,4% респондентов сообщило, что они ничего от государства не получали, а 17,4% выбрали «плохо», потому что хочется большего. Например, одна компания не довольна тем, что предпринимаемые государством меры не компенсируют имеющиеся потери, появившиеся из-за ухудшившихся отношений с западными странами. Некоторые респонденты пожаловались на то, что не получают поддержку из-за того, что у них недостаточно большая доля доходов от продаж программного обеспечения. Необходимо учесть, что введение санкций очень по-разному сказалось на экспортерах и на компаниях, работающих только на рынке России, а также то, что претендовать на льготы массово стали крупные компании, не относящиеся к ИТ, которые и без того агрессивны на рынке труда. При этом не все разработчики ПО получают нужные меры поддержки. По всей видимости, концепция государственной поддержки в сфере ИТ требует корректировки с более точным определением того, кого, почему и как стимулировать с помощью различных инструментов государственного регулирования. Редактор раздела: Антон Соловьев (info@mskit.ru) Рубрики: ПО, Регулирование
наверх
Для того, чтобы вставить ссылку на материал к себе на сайт надо:
|
||||||
А знаете ли Вы что?
MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра11.09.2024 ФАС вновь возьмется за операторов связиз>
11.09.2024 ФАС вновь возьмется за операторов связи 11.09.2024 ФАС вновь возьмется за операторов связи |
||||