Российская интернет-экономика может вырасти более чем в два раза к 2015 году, составив 3,7% ВВП

Сегодня компании Google и The Boston Consulting Group объявляют результаты исследования «Россия онлайн», подготовленного The Boston Consulting Group (BCG) в рамках стартовавшей осенью 2010 года в Великобритании международной инициативы. Независимое исследование было подготовлено BCG по заказу Google Россия. Цель - восполнение недостатка точной информации о растущем интернет-секторе и влиянии Интернета на российскую и мировую экономику.

В ходе исследования нам удалось выяснить, что:

В 2009 году вклад интернет-экономики в ВВП России составил 19,3 млрд долларов США, или 1,6% ВВП (2,1% от ВВП без учета нефтегазовой составляющей)

Вклад интернет-экономики в ВВП потенциально может достичь 3,7% (или 5% от ВВП без учета нефтегазовой составляющей) к 2015 году

Влияние интернет-экономики на экономику страны гораздо масштабнее, чем ее доля в ВВП (например, стоимость продукции, выбранной в сети и купленной в офлайне, – 16 млрд долларов, объем электронной коммерции В2В – 82 млрд)

Индекс интенсивности использования Интернета в России (BCG e-Intensity index) равен 52, что выше показателей других стран БРИК (за исключением Бразилии – 53). Однако цифровой разрыв (digital divide) между столицей и регионами очень велик: показатели по Москве в 2,4 раза выше, чем усредненный индекс по России

В российских интернет-компаниях занято 130 000 человек, а их годовая выручка в 2009 году составила 23 млрд долларов

Предприятия малого и среднего бизнеса, активно использующие Интернет в бизнес-процессах, более эффективны, нежели те, которые этого не делают. Тем не менее, даже наиболее продвинутые СМБ лишь частично реализуют возможности Интернета

По доле интернет-экономики в ВВП Россия в настоящее время находится на уровне Испании (2,2%) и Италии (1,9%). Лидерами стали Великобритания (7,2%), Швеция (6,6%) и Дания (5,8%). 

Приблизительно две трети (12,6 млрд долларов США) от объема российской интернет-экономики приходится на долю потребления населением, а именно - электронной коммерции (7,5 млрд долларов США) и затрат пользователей на доступ к Интернету и соответствующие устройства (5,1 млрд). Остальную - и очень существенную - часть составляют инвестиции в интернет-инфраструктуру, государственные затраты в сфере ИТ и чистый экспорт. В частности, вложения российских телеком-операторов в интернет-инфраструктуру в 2009 году составили 6 млрд долларов, или 30% от всего объема средств, инвестированных в эту сферу. Столь высокое значение этого показателя свидетельствует о том, что развитие Интернета в России все еще находится в стадии формирования инфраструктуры. В более развитых интернет-экономиках, например, в Великобритании или Дании, инвестиции телеком-операторов составляют менее 10% от их объема. 

Владислав Бутенко, партнер в московском офисе BCG: “Чтобы ускорить развитие интернет-экономики, приоритетной целью для России на ближайшую перспективу должно стать развитие инфраструктуры и устранение цифрового барьера в регионах”. 

По мере развития инфраструктуры и распространения Интернета ожидается как рост инвестиций частных компаний (не телеком-операторов), так и государственных затрат. Частные инвестиции в России составляют 42% (4,4 млрд долларов США) от общего объема инвестиций в Интернет. Для сравнения - в странах Южной Европы данный показатель составляет 50–60%, а в ведущих интернет-экономиках, таких, как Великобритания и скандинавские страны, – около 70%. 

За пределами ВВП 

Совокупный эффект Интернета гораздо масштабнее, чем можно предположить лишь на основании его вклада в ВВП: это и экономические эффекты (например, электронная коммерция B2B, онлайн-реклама), и косвенные, которые не поддаются прямому учету в ВВП - прежде всего такие как повышение производительности, эффективность коммуникаций, сглаживание социального неравенства.

«Информационное общество – это общество равных возможностей, – утверждает Владимир Долгов, генеральный директор Google в России, – В нашей стране мы наблюдаем ситуацию «отложенного спроса». С одной стороны, скорость подключения к сети в некоторых регионах в 10 раз меньше, чем в столице, с другой - региональные пользователи проводят в Интернете столько же времени, сколько жители Москвы и Санкт-Петербурга. Это означает, что при определенных вложениях со стороны бизнеса и государства интенсивность использования Интернета, в том числе с целью предпринимательства, в мегаполисах и в регионах будет сопоставима. Благодаря этому сократится и экономический разрыв в развитии разных регионов России». 

Роль Интернета значительнее, чем можно предположить, основываясь лишь на показателях ВВП, поскольку далеко не все действия частных лиц и предприятий напрямую учитываются при подсчете ВВП. 

В рамках исследования BCG провела опрос более 700 предприятий малого и среднего бизнеса. Результаты опроса показывают, что за последние три года объем продаж тех предприятий, которые активно пользовались Интернетом, росли, в то время как малая активность или отсутствие Интернета приводили к падению продаж. У интернет-активных предприятий гораздо более широкая география: 10% таких предприятий проводят международные торговые операции, которые составляют 8% от их выручки. В то же время, даже наиболее активные предприятия СМБ используют Интернет для решения достаточно ограниченного круга задач, в первую очередь маркетинговых. 

Деятельность предприятий, связанная с Интернетом, но не учтенная напрямую в ВВП, включает электронную коммерцию B2B c объемом до 80 млрд долларов США в год и рекламу в сети с объемом 0,6 млрд долларов США, или 9% от общего рынка рекламы в 2009 году. Кроме того, компании оптимизируют бизнес-процессы при помощи Интернета: 10% компаний отмечают рост производительности и 30% – сокращение затрат. Различные сектора российской экономики усиливаются за счет появления новых каналов сбыта, новых бизнес-моделей и изменений в операционных процессах, которые стали возможны благодаря Интернету. Ярким примером структурных изменений целого сектора являются российская розничная торговля, туризм и сектор государственных услуг. 

130 000 рабочих мест в Интернете 

Отчет также анализирует структуру российской интернет-экономики, включая компании, обеспечивающие развитие инфраструктуры, электронную коммерцию и другие операции в Интернете. В таких компаниях – «двигателях интернет-экономики» занято около 130 000 сотрудников, их ежегодная выручка составляет 23 млрд долларов США (сумма, несопоставимая с расчетными данными ВВП, учитывающими только конечные поставки потребителю 

Индекс интенсивности использования Интернета (e-Intensity) 

Для измерения степени распространения и интенсивности использования Интернета в России и для сопоставления с другими странами BCG ввела интернациональный Индекс интенсивности использования Интернета (e-Intensity Index). В целом Россия (52 балла) оказывается на равных с такими странами, как Греция (54) и Бразилия (53), обгоняет Китай (41), Индию (22) и Индонезию (16), но все еще отстает от большинства стран ОЭСР, включая страны центральной Европы: Польшу (64), Венгрию (76), Чехию (83). Верхние строчки заняли Дания, Швеция и Великобритания, набрав 140, 134 и 128 баллов соответственно. Индекс e-Intensity по регионам свидетельствует о существенном разрыве между крупными городами и регионами: результаты Москвы в 2,4 раза выше, чем в среднем по стране, и в 3,3 раза выше получившего наименьший рейтинг региона. Результаты Санкт-Петербурга в 1,9 раза превышают средний показатель по России. 

Будущее 

При огромном потенциале Интернета, вклад его в экономику страны все еще очень мал. В исследовании учтены сценарии развития и роста доли интернет-экономики в ВВП страны к 2015 году: по базовому сценарию она может составить 2,6% (или 3.5% при исключении нефтегазовой отрасли), по оптимистичному - 3.7% и 5% соответственно. При этом в обоих сценариях основным фактором роста станет фактор потребления (26% при сдержанном и 33% при оптимистичном сценарии). Другими определяющими факторами станут рост инвестиций и инфраструктуры, расширение географии проникновения Интернета, увеличение количества игроков на рынке электронной коммерции, а также уверенность потребителей в безопасности электронной коммерции и более высокая информированность компаний и особенно СМБ о возможностях Интернета. 

Методология отчета 

Объем интернет-экономики (19,3 млрд долларов США) оценивался на основе метода расчета ВВП по расходам. В рамках данного подхода измеряются общие расходы на товары и услуги. Он включает четыре составляющие: потребление (стоимость приобретенных в сети товаров и самого доступа к Интернету), инвестиции, государственные затраты и чистый экспорт. Метод по расходам отражает вклад потребителей, предприятий и государства в интернет-экономику. Из трех возможных методов расчета ВВП он является наиболее удобным, поскольку позволяет сбалансировать глубину анализа и объем доступных данных.По нашим прогнозам, российская интернет-экономика будет расти темпами от 22% в год (базовый сценарий) до 30% в год (оптимистичный сценарий).Предполагаемый 22-процентный рост интернет-экономики основывается на консервативных оценках распространения Интернета в домашних хозяйствах – этот показатель должен достичь 54% к 2015 году (по данным Ovum о распространении ШПД и количестве dial-up-подписчиков) – и умеренном уровне роста инвестиций и государственных затрат. Наиболее значимая составляющая роста, потребление, будет расти на 26% в год, где основной вклад приходится на долю расходов населения в сети (30-процентный рост электронной коммерции).Расчетный рост инвестиций и государственных затрат перешагнет десятипроцентный рубеж, но останется достаточно скромным (12 и 14% соответственно), экспорт и импорт будут расти вместе с потреблением. Оптимистичный сценарий предполагает увеличение доли ШПД (75% к 2015 году) и большее вовлечение частных компаний и государства в развитие Интернета в России. В этом случае прогнозируется рост потребления на 33% в год, инвестиции и государственные затраты будут увеличиваться на 17 и 25% соответственно. 

О компании The Boston Consulting Group (BCG)

The Boston Consulting Group (BCG) — международная компания управленческого консалтинга, ведущий консультант по вопросам стратегии бизнеса. Нашими партнерами являются компании во всех отраслях и регионах мира. Вместе мы работаем над тем, чтобы выявить наилучшие возможности создания стоимости, найти оптимальные решения важнейших проблем и преобразовать бизнес. Наш подход индивидуален и сочетает глубокий анализ динамики развития компаний и рынков и тесное сотрудничество на всех уровнях компании клиента. Такой подход обеспечивает нашим клиентам устойчивое конкурентное преимущество, эффективность организации и долгосрочные результаты. Созданная в 1963 году, сегодня компания BCG имеет глобальную сеть из 74 офисов, расположенных в 42 странах. В России BCG работает с 1990 года, офис в Москве был открыт в 1994 году. Компания BCG в России сотрудничает с крупнейшими организациями во всех отраслях экономики страны.

Редактор раздела: Алена Журавлева (info@mskit.ru)

Рубрики: Интернет, Финансы, Web

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

10.10.2019 Блокчейн во впадине разочарования

08.10.2019 GSMA прогнозирует России лидерство среди стран СНГ по коммерциализации услуг 5G

07.10.2019 Операторы доставки ТВ-контента не умрут, но будут жить менее счастливо

02.10.2019 SelectelTechDay: в мире высокоуровневых платформ

01.10.2019 Ноутбуки – драйвер рынка игровых устройств

26.09.2019 «ЭР-Телеком» хочет нарастить выручку до 90 млрд рублей

16.09.2019 EOS for SharePoint в ГК «Пионер»: 500 пользователей работают с документами в едином информационном пространстве

11.09.2019 Восемь процентов новых авто в Европе оснащены функцией автономного вождения

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода

10.10.2019 Блокчейн во впадине разочарования

08.10.2019 GSMA прогнозирует России лидерство среди стран СНГ по коммерциализации услуг 5G

07.10.2019 Операторы доставки ТВ-контента не умрут, но будут жить менее счастливо

02.10.2019 SelectelTechDay: в мире высокоуровневых платформ

01.10.2019 Ноутбуки – драйвер рынка игровых устройств

26.09.2019 «ЭР-Телеком» хочет нарастить выручку до 90 млрд рублей

16.09.2019 EOS for SharePoint в ГК «Пионер»: 500 пользователей работают с документами в едином информационном пространстве

11.09.2019 Восемь процентов новых авто в Европе оснащены функцией автономного вождения

ITSZ.RU: последние новости Петербурга

16.10.2019 Tele2 намерен занять петербургское метро

10.10.2019 Блокчейн во впадине разочарования

09.10.2019 МегаФон увеличит кэшбэк за лояльность

08.10.2019 GSMA прогнозирует России лидерство среди стран СНГ по коммерциализации услуг 5G

07.10.2019 Операторы доставки ТВ-контента не умрут, но будут жить менее счастливо

02.10.2019 SelectelTechDay: в мире высокоуровневых платформ

01.10.2019 Ноутбуки – драйвер рынка игровых устройств

26.09.2019 «ЭР-Телеком» хочет нарастить выручку до 90 млрд рублей