rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 

Наталья Гурова, директор практики Retail компании Columbus: «Автоматизировать хаос и ждать, что инновационная система снимет все организационные вопросы, бесполезно»

Необходимость ИТ-систем для компаний любого размера в принципе ни у кого не вызывает сомнений, однако многие руководители бизнеса, особенно в сегменте SMB, готовы отложить на неопределенное время проекты по автоматизации различных бизнес-процессов. Причин у такого решения может быть несколько – от потенциально возможных сложностей с санкциями до уже ощущаемого многими экономического кризиса. О том, какова на данный момент ситуация с автоматизацией SMB, чего стоит опасаться и на что делать ставку в сложной ситуации, корреспондент ИД «РПР-группа» беседует с Натальей Гуровой, директором практики Retail в консалтинговой компании Columbus.

- Какова ситуация с автоматизацией в компаниях среднего размера и SMB? Есть ли движение в этом направлении?

- Отечественные компании автоматизированы неравномерно. С одной стороны, в ряде передовых отраслей, например, в ритейле, ERP-проекты уже выполнены в том или ином объеме, ключевые процессы поддерживаются в единой среде и бизнес фокусирует свои усилия на совершенствовании уже выстроенных и автоматизированных процессов, запуская новые перспективные технологии.

В целом же компании сегмента SMB, преимущественно из тех, что работают вне городов-миллионников, автоматизировали только торговую деятельность, логистику и бухгалтерский учет, например, на базе решений Microsoft Dynamics AX, Oracle или 1C. Для других узких задач используют менее известные, в том числе самописные продукты. Движение в направлении автоматизации есть там, где существует конкуренция. Если руководители компаний понимают, что запуск новой системы поможет, к примеру, улучшить работу с клиентами и, как следствие, заработать, то они, скорее всего, решатся на технические преобразования.

- Каковы наиболее распространенные предпосылки инвестирования во внедрение новых инструментов ИТ?

- Почему запускают новые ИТ-решения? Главные цели большинства компаний - поддержать рост бизнеса и увеличить его доходность, а также оптимизировать операционные затраты. Для организаций всегда важно улучшать взаимоотношения с партнёрами и целевыми клиентами, обеспечивая последним лучший покупательский опыт. Не последнее значение имеет задача по увеличению продуктивности собственных сотрудников. В ряде случаев мы сталкивается с ситуациями, когда текущая ИТ-система работает на пределе своих возможностей, чем тормозит дальнейшее развитие компании.

- Всем ли необходима автоматизация? Есть ли случаи, когда автоматизация того или иного бизнес-процесса будет излишней? Как это определить?

- Автоматизация — один из инструментов развития бизнеса, применяющийся в подходящих для этого ситуациях. Например, для процессов, занимающих много времени и сил у сотрудников, что приводит к большому числу ошибок и риску потери прибыли. Если какие-то действия проще выполнить вручную, чем выделять ресурсы на их автоматизацию, то стоит пока сохранять статус-кво. Но когда внедрение ИТ-системы может принести реальную пользу компании, проект имеет право на жизнь.

Автоматизация никогда не бывает лишней, однако перед началом любого проекта, даже мало-мальски значимого компании, в первую очередь её руководителям, необходимо тщательно обдумать цели и просчитать потенциальные выгоды от внедрения. Если ваш бизнес – пара магазинов с небольшим ассортиментом и у вас нет планов активно расширяться, очевидно, что крупная промышленная платформа вам не понадобится. В этом случае можно обойтись узкоспециализированными решениями, поддерживающими основные задачи управления.

Важный момент – зачастую бизнесу не нужно автоматизировать всё подряд. В ряде случаев пересмотр и изменение ключевых процессов позволит быстро наладить управление компанией и повысить её эффективность. Автоматизировать хаос и ждать, что инновационная система снимет все организационные вопросы, бесполезно. В первую очередь нужно выстроить оптимальные процессы, которые будут соответствовать стратегическим целям сети и требованиям рынка, и только затем приступать к их автоматизации, предоставив бизнесу дополнительные выгоды. А ИТ-проект может являться катализатором изменений бизнес-процессов. Методология и инструменты, которые мы предлагаем, помогают привести процессы, ресурсы и технологии компании в соответствие стратегии роста и тем самым создать прочную основу для её долгосрочных успехов.

- Существует ли "мода" на автоматизацию? Кто ее формирует и стоит ли ей следовать?

- Действительно, рынок во многом определяет мода, часто она зависит от сферы бизнеса, в которой занята организация. Компании из высокотехнологичных отраслей в значительной степени склонны к запуску инноваций, имеют большой штат ИТ-специалистов, которые могут выдвигать собственные идеи и решения для автоматизации

Даже если решение признают инновационным и активно обсуждают ключевые игроки, это отнюдь не всегда свидетельствует о его повсеместном внедрении. Инновация может заявляться как тренд много лет подряд, вспомните, например, как давно большая часть розничных сетей присматривается к кассам самообслуживания, технологии RFID, облачным сервисам. На практике очень немногие компании готовы заявлять и реализовывать инновационные проекты первыми. Большинство осторожничают, работая с наиболее критичными для бизнеса задачами. На уровне обсуждения многие технологии остаются на пике популярности, однако успешно реализованных проектов пока едва ли наберется больше пары десятков.

Вместе с тем рынок той же розницы сильно подвержен конкуренции и постоянно эволюционирует. С учётом изменения поведения и ожиданий целевых клиентов, изменения моделей коммуникаций, роста популярности стратегии мультиканального продвижения, мобильных решений, пересматриваются и подходы организаций к оценке и использованию различных ИТ-систем. В эру цифровых технологий полностью меняется стиль ведения бизнеса. Каждый критически значимый участок работы компании, в особенности клиенториентированной розничной сети, требует определенного уровня автоматизации. Так что если инновация соответствует стратегии роста, она будет тщательно изучаться и в том или ином виде со временем появится в организации. Вопрос экономической целесообразности «модных» программных решений каждая компания решает для себя отдельно.

- Зависит ли тренд от отрасли, в которой работает компания-заказчик?

- Да, многие тренды задают популярные сферы для автоматизации – ритейл, финансовые институты, государственный сектор, телеком. В каждой из них, в дополнение к общерыночным, действуют отраслевые тенденции. Например, в розничной торговле стабильной популярностью пользуются решения для электронной и мобильной коммерции, анализа информации о целевых потребителях, складской и транспортной логистики.

- Повлияла ли политическая ситуация на изменение спроса в области автоматизации бизнес-процессов?

- Пока мы не ощутили этих изменений. Конечно, санкции и инициативы государства в области импортозамещения могут сказаться на желании ряда крупных компаний пересмотреть свои бюджеты на долгосрочные инновационные проекты. Тем не менее, серьезных перемен на рынке корпоративного ПО, по крайней мере в основном для нас сегменте ERP, мы не ожидаем.

- Можно ли выделить какие-то наиболее успешные кейсы по автоматизации? Почему они оказались столь успешными?

- Если говорить о примерах из нашей практики, назову проекты по автоматизации розничных стартапов – KARI и Mamagazin.ru. И в том, и в другом случае мы реализовали основную функциональность ERP-систем с нуля всего за полгода. Например, розничная сеть KARI на момент начала внедрения открыла закупочную компанию в Гонконге и намеревалась выйти на рынок сразу в четырех странах - в России, Казахстане, Польше и на Украине. Мы запустили ERP-систему к открытию первых торговых точек, автоматизировав с помощью решений на базе Microsoft Dynamics AX управление ассортиментом, продажи и закупки, распределительную логистику и бухгалтерский учёт розничной сети. И всё это – в единой системе для каждой из стран присутствия ритейлера KARI. За первый год работы компания открыла около 300 магазинов, спустя год – увеличила их количество вдвое, до 600. К 2015 году компания планирует открыть 1000 магазинов. 

Интернет-гипермаркет для мам и их детей Mamagazin.ru, в котором мы реализуем внедрение ERP-системы Microsoft Dynamics AX 2012, только-только выходит на российский рынок. Проект по внедрению ещё продолжается, но уже сейчас компания позитивно характеризует предварительные итоги проекта. Mamagazin.ru планирует выполнять до 3000 заказов ежедневно.

Автор: Алена Журавлева (info@mskit.ru)

Рубрики: Интеграция, ПО

Ключевые слова: автоматизация

наверх
 
 
     
Оставить комментарий
Имя:
E-mail:
Комментарий (не более 2000 знаков):



ИЛИ
     
 

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

20.07.2017 «Билайн» намерен заработать на бесплатном безлимите

17.07.2017 «ВКонтакте» доставляет. Мобильно и безлимитно

06.07.2017 Не уронить велосипед

04.07.2017 Скажи мне, что ты смотришь

03.07.2017 Богатые тоже плачут. От технологий

03.07.2017 Бизнес на новых территориях. Планирует «МегаФон»

27.06.2017 IoT под угрозой

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода

ITSZ.RU: последние новости Петербурга