rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

Андрей Листопад, руководитель департамента развития облачных проектов компании Caravan: «В России главным фактором развития облаков остается доверие»

Изменения в экономике и законодательстве России способствуют росту публичных облаков. Драйвером их развития выступает уже не столько Enterprise-, сколько SMB-бизнес. Как и прежде, его отличает более высокий уровень доверия к предложениям сервис-провайдеров – механизмам защиты информации, тарификации услуг, качеству поддержки, SLA. О факторах, тормозящих и мотивирующих развитие облачного рынка России, изменениях спроса, тенденциях в ценообразовании рассказал Андрей Листопад, руководитель департамента развития облачных проектов компании Caravan.

Как, по вашим наблюдениям, большинство компаний в России относится к облачным сервисам – как к успешному маркетинговому ходу, перспективным ИТ-решениям или уже привычным рабочим инструментам?

Россия переключилась на cloud computing  позже Запада, и сейчас наш облачный сегмент развивается закономерно быстрее всего ИТ-рынка. В 2014 г., по данным IDC, совокупный объем операционных облачных услуг в нашей стране составил 336 млн долларов, что почти на 40% больше аналогичного показателя 2013 г. 

Думаю, этому во многом способствовало расширение ИТ-компетенций у корпоративного заказчика. Облачные решения воспринимаются им уже не как ИТ-тренд или удачный маркетинговый ход, а как удобный рабочий инструмент. Кроме того, это один из способов оптимизировать расходы, что в сложных экономических условиях особенно ценно. Отдавая облачному провайдеру на аутсорсинг часть бизнес-функций, компании высвобождают свое время и снижают затраты на ИТ. В частности, построение ИТ-инфраструктуры в облаке позволяет бизнесу заменить более высокие капитальные расходы на менее высокие операционные. 

Судя по запросам, которые поступают сейчас в Caravan Aero – наш центр облачных решений – заказчики предпочитают размещать в облаках некритичные для бизнеса приложения. Но спрос на соответствующие услуги у нас примерно в шесть раз выше, чем на colocation. 

Различается ли восприятие публичных облаков у российского SMB- и Enterprise-бизнеса, у компаний разной специализации? И почему? 

Да, различается. В России главным фактором развития облаков остается доверие. Доверие к провайдерам, предлагаемой ими тарификации, качеству сервиса и особенно механизмам защиты информации. И хотя исторически распространение cloud computing  шло от Enterprise-сегмента, сейчас публичные облака активнее подключают SMB-предприятия. Риск утраты конфиденциальных данных вызывает у них заметно меньше опасений, чем у крупных организаций. В частности, поэтому объемы ограничений, которые накладывают корпоративные политики информационной безопасности в обоих случаях, различаются. По сравнению с крупным бизнесом, малый и средний передают на аутсорсинг гораздо больше бизнес-функций. 

В SMB-сегменте высок спрос на такие облачные услуги, как почтовые сервисы, системы объединенных коммуникаций, организации конференц-связи и хранилища данных. Enterprise-компании с их собственным ИТ-штатом, развитыми ИТ-комплексами, мощным периметром безопасности предпочитают использовать публичные облака без жесткой привязки к внутренней ИТ-инфраструктуре. Обычно это программы для коллективной работы, приложения для управления взаимоотношениями с клиентами, решения для работы с контентом. 

В целом облака востребованы сейчас организациями самой разной «специализации», включая стартапы. Как провайдер облачных услуг, мы отмечаем повышенный спрос в сфере финансовых, телекоммуникационных услуг, торговли, туризма, ИТ-разработок и web-дизайна. 

Как вступление поправок к закону «О персональных данных» отражается на российском рынке ИТ-аутсорсинга, в том числе на облачных услугах?

Поправки к закону «О персональных данных» еще до вступления их в силу стали одним из драйверов развития ИТ-аутсорсинга в России. Ведь крупные отечественные предприятия и западные компании, работающие в нашей стране, начали заранее готовиться к исполнению новых требований законодательства. О намерении перенести необходимые персональные данные в Россию официально предупреждали, например, eBay, AliExpress, Booking.com. Компания Cisco уже к сентябрю текущего года установила в собственном российском представительстве одну часть своих стоек и подготовила к переносу в отечественные дата-центры – другую часть. А Google перенес сразу все соответствующие сервера в отечественные дата-центры. Интересно, что некоторые российские провайдеры уже по итогам 1-го полугодия 2014 г. отмечали 15–25%-ное повышение спроса на свои услуги на базе ЦОДов. 

По сути, у компаний, которых коснулись изменения закона «О персональных данных», не так много способов остаться в правовом поле России. Они могут арендовать у ЦОДа оборудование, отвечающее техническим требованиям ФСТЭК и ФСБ к защите конфиденциальной информации; установить в ЦОДе собственные стойки, сертифицированные ФСТЭК и ФСБ или перейти в облако провайдера. Последний вариант набирает популярность, так как не тре­бует капитальных вложений в ИТ-инфра­структуру, ее обновле­ние и дает дополни­тельную гибкость в ее создании и управлении. 

Не случайно в России второй год подряд растет число ЦОДов, коммерческих стоек в них, мощность существующих площадок и развиваются облачные услуги. Например, ответом нашей компании на запросы рынка стала оптимизация в 2014 г. собственного ЦОДа и запуск на его базе Центра облачных решений.     

Как экономическая ситуация в России и потребности бизнеса влияют на предоставление облачных сервисов в целом?

Из-за сложной экономической ситуации многие компании сократили свои бюджеты на ИТ. В результате запуск их новых проектов был отложен, а реализация только что запущенных – приостановлена. С другой стороны, стремление бизнеса минимизировать расходы привело к повышению спроса на ИТ-аутсорсинг, в том числе на облачные сервисы. Это, а также поправки к закону «О персональных данных» заметно укрепило позиции сервис-провайдеров на российском рынке. Причем оптимизм отечественных ИТ-игроков поддерживается и дополнительными факторами. Подорожание иностранных облачных сервисов, например, способствует росту популярности аналогичных российских решений. Инициативы государства по импортозамещению дают надежду на определенные преференции. 

Впрочем, с интенсивным развитием облачного рынка ужесточаются требования заказчиков к сервис-провайдерам. Конкуренция между последними обостряется, что приводит к расширению их продуктового портфеля, повышению качества услуг, совершенствованию SLA, скидкам.  И репутация оператора услуг, уровень доверия к нему приобретают в таких условиях особое значение. При этом клиенториентированные провайдеры осуществляют сейчас индивидуальный подход к заказчикам, фиксируют цены в рублевом эквиваленте, разрабатывают гибкие тарифные планы. А некоторые ИТ-компании, включая нашу, уже берут плату только за фактически потребленные вычислительные ресурсы. 

Как, по-Вашему, будет меняться ассортимент облачных услуг?

В последнее время драйвер рынка публичных облаков – это малый и средний бизнес. Да, по числу одновременно используемых облачных сервисов он пока отстает от западного (соотношение – примерно 3:5). Но важна сама тенденция: SMB активно содействует укреплению доверия к облакам и их распространению.  

Топ-3 облачных услуг сегодня образуют по убыванию популярности SaaS, IaaS и PaaS. Судя по динамике спроса, такое распределение сохранится еще минимум года три. Хотя доля SaaS, составляющая, по данным IDC,  iKS-Consulting и др. аналитиков, более 80% нашего облачного рынка, скорее всего, сократится. Это произойдет преимущественно из-за IaaS. По расчетам компании Parallels, совокупный годовой темп его роста (CAGR) в SMB-сегменте уже с 2013 г. около 34%. О высокой востребованности IaaS-сервисов мы можем судить и на примере собственного центра облачных решений. Сейчас их среднемесячный темп роста в денежном выражении достигает 50–60%. 

Доли рынка PaaS, а также DRaaS и BaaS будут расширяться за счет гибридной облачной модели. По нашим наблюдениям, спрос на такую модель повышается с каждым годом, прежде всего в Enterprise-сегменте. Например, мы, как и несколько других сервис-провайдеров, реализуем ее на базе своего виртуального дата-центра.    

Какие тенденции в ценообразовании можно наблюдать сейчас на рынке публичных облаков в России?

Я бы выделил две ключевые тенденции. С одной стороны, спрос на облака начинает требовать от провайдеров дополнительных мощностей. При этом большинство провайдеров закупают сервера у западных производителей. И, чтобы не уйти в минус, компенсировать разницу в курсах валют, потом повышают стоимость своих облачных услуг. С другой стороны, на отечественном рынке есть несколько крупных операторов ЦОД с многолетним опытом работы. Их инвестиции в дата-центр уже окупились. А приобретение железа не столь критично для их бюджета. Ведь вендоры предоставляют им скидки с учетом объема заказа и длительности сотрудничества. Такие провайдеры могут позволить себе удерживать цены на прежнем уровне. В целом сегмент облачных услуг последний год демонстрирует относительную стабильность цен. Даже новые игроки придерживаются среднего показателя по рынку. 

Чему в настоящее время отдает предпочтение большинство Ваших заказчиков – облачным сервисам или традиционным услугам ЦОДа?

Компания Caravan работает на рынке 18 лет, а ее центр облачных решений = – год. Поэтому сейчас большинство наших клиентов получает не облачные, а «классические» услуги ЦОДа.

Хотя интерес к нашим облачным сервисам велик. Как я уже говорил, спрос на них в несколько раз выше, чем на размещение в ЦОДе, если исходить из объема поступающих к нам обращений. Конечно, среди давних заказчиков компании есть такие, которые тестируют наши облачные услуги или уже используют их. Но 92% клиентов центра облачных решений – организации, которые ранее не сотрудничали с нами. Пока большинство из них – это SMB-компании разной специализации (ИТ, СМИ, интернет-торговля, туризм и т.д.), что соответствует общей рыночной тенденции.

Запуск вашего центра облачных решений пришелся на тот период, когда конкуренция между поставщиками облачных услуг в России максимально обострилась. Что повлияло на ваше решение? Как определялись приоритетные в 1-й год работы облачные сервисы?   

На облачный рынок мы действительно вышли в последний момент. Тогда, когда уже сформировался пул основных ИТ-поставщиков, бизнес понял преимущества облачных решений, экономическая ситуация способствовала их максимальному распространению. Но даже в таких условиях мы видели возможности для развития. Ведь в любом деле важны компетенции. А именно этого до сих пор не хватает российскому рынку сервис-провайдеров. Мы же за 18 лет работы накопили достаточно компетенций и ресурсов, чтобы претендовать на лидерство в облачном сегменте. 

Первым сервисом, предоставленным на базе Caravan Aero, закономерно стал IaaS. Будучи телекоммуникационной компанией с собственным ЦОДом, мы располагали необходимой для этого инфраструктурой и могли обеспечивать стабильное интернет-соединение. Кроме того, IaaS – один из ключевых облачных продуктов для SMB-компаний, которые по условию доверяют cloud-технологиям больше, чем Enterprise-бизнес. И именно они стали основой целевой аудитории нашего облачного центра. 

Как вы оцениваете итоги 1-го года работы своего центра облачных решений? Каковы планы компании на ближайшее будущее? 

Положительно. Центр был запущен в прошлом сентябре,  и сейчас у него более 2 000 корпоративных пользователей. В среднем его клиентская база увеличивается примерно на 20% ежемесячно. В денежном выражении рост нашего нового направления составляет порядка 50–60% ежемесячно. 

За год мы предложили рынку три продукта – VPS (аренду виртуальных серверов), IaaS (аренду облачной инфраструктуры) и VDC (виртуальный дата-центр). Первые два ориентированы на SMB-бизнес. А вот последнее разрабатывалось исходя из задач крупных организаций. По сути, это тоже IaaS, но с более широкими функциональными возможностями, которые в комплексе пока мало доступны на российском рынке. Среди них защита облачной инфраструктуры от DDoS-атак; развертывание вычислительных центров из образов любых виртуальных машин (raw, qcow2, ova, vmdk, img, EZos и iso); интеграция ИТ-инфраструктур, построенных на базе виртуального и физического ЦОДов. 

Кроме того, в октябре наш центр облачных решений стал площадкой по предоставлению всех наших услуг виртуального хостинга и регистрации доменных имен. В планах компании до конца года – запустить услугу BaaS. В связи с этим сейчас активно ведем переговоры с одним из мировых лидеров в области защиты данных.

Редактор раздела: Тимофей Белосельцев (info@mskit.ru)

Рубрики: Интернет, Интеграция, ПО, Outsourcing

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

18.01.2024 ИТ-2023: скорость движения вперед кратно выросла

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода

ITSZ.RU: последние новости Петербурга