rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 

Алексей Мамонов: «Аналитика не может быть экзотикой, она должна стать инструментом эффективного управления»

Долгие годы работа с данными в бизнесе и государстве существовала и развивалась обособленно. Сегодня все меняется. Насколько именно и стоит ли бизнесу требовать чего-то от государства, а государству рассчитывать на бизнес? Об этом рассуждает Алексей Мамонов, основатель и генеральный директор «Центра аналитических систем».

Почему сбор и управление данными именно сейчас стал настолько востребованным и в государственном секторе, и в бизнесе?

О необходимости повсеместной работы с данными, механизмах их сбора, обработки, анализа для принятия управленческих решений – и в России, и за рубежом сказано и сделано многое. Тем не менее, этот вопрос периодически появляется каждый раз в новом качестве и это вполне объяснимо. В условиях, когда существовавшая модель международной экономической интеграции, не будучи идеальной, все же работала – процессы худо-бедно были объединены в единое пространство, а бизнес-потоки казались отлаженными, – полноценная цифровая трансформация (и на государственном уровне, и в бизнесе) все время откладывалась. И при том, что базовые наборы данных у нас формировались именно государственными структурами, форматы данных были не унифицированы, а механизма их удобной и простой обработки не существовало. Соответственно, не было и запроса на полноценный инструментарий, позволяющий «на лету» агрегировать и обрабатывать такую информацию, формируя на ее основе отчеты для принятия эффективных решений.  

Однако в последние годы ситуация стала меняться. В прошлом году аналитическое исследование компании Accenture выявило, что уже более 30% мировых компаний осознают важность и реальную ценност работы с данными, и, более того, большинство из них считают, что проекты в области данных и аналитики обеспечивают наиболее ценные идеи и рекомендации, применимые на практике. С одной стороны, это, конечно, хорошо. И все же, буквально вчера большинство организаций не представляло себе, как превратить данные в реальную ценность для работы. Как в этих условиях было говорить о трансформации управления, превращая бизнес-взаимодействие в истинно информационное и минимизируя человеческий фактор?

Текущий год, как мне кажется, уже поменял такое положение вещей. Этой весной все мы столкнулись с небывалыми вызовами, которые, помимо гуманитарной составляющей, напрямую коснулись того, как мы работаем (независимо от сферы деятельности), как общаемся, какие реальные инструменты для анализа у нас есть и как быстро и точно мы принимаем правильные решения. Конечно, новая ситуация потребовала адекватного ответа – и тактического, и рассчитанного на перспективу. В нашей стране эту миссию во многом взяло на себя государство, и вот почему. Не секрет, что большинство отечественных госкорпораций играет системообразующую роль в экономике. В условиях кризиса эффективное управление такими крупными структурами тем более становится залогом благополучия государства в целом, его экономической и социальной инфраструктуры, жизни простых граждан. А этого можно добиться лишь за счет максимально четких решений, «пищей» для которых служит точная, выверенная и взаимоувязанная информация.

 

Но ведь именно государство принято считать консервативной структурой, где имплементация новых технологий идет долго, и бизнес опережает его. Хватит ли у госуправления возможностей, сил и времени для решения этих задач?

Сегодня мы наблюдаем переход на новый уровень взаимодействия государства и бизнеса в отношении данных. Поясню.

Со стороны коммерческих организаций существует серьезный интерес в поддержании актуальности данных о существующих и потенциальных клиентах, например, изменение семейного положения, рождение ребенка, изменение прописки, чтобы точнее настроить «цифровой портрет» клиента, не перезапрашивая эту информацию каждый раз у людей. Эти данные являются предметом учета в государственных информационных системах. В то же время, у государства становятся все более востребованными данные о гражданах, которые возникают в процессе пользования различными коммерческими сервисами, например, сотовой связью или кредитом. Процесс сближения этих интересов уже начался, мы это увидели сначала в режиме форс-мажора во время пандемии на примере Москвы, а в скором времени увидим и нормативную базу, и различные варианты соглашений о взаимной передаче такой информации. Развитие в этой области неизбежно, в особенности с применением совершенно новых подходов и решений в рамках государственно-частных партнерств, а в долгосрочной перспективе произойдут революционные изменения, повлияющие на развитие мировой экономики. В силу особенностей модели государственного управления Россия здесь может оказаться лидером.

 

Какие инструменты для работы с данными для бизнеса и для госкорпораций нужно использовать сейчас и в долгосрочной перспективе? Нужно ли ориентироваться только на отечественные разработки? Или здесь допустим разумный компромисс?

Импортозамещение - действительно важная долгосрочная государственная задача. Полагаю, что любое предприятие должно здесь, с одной стороны, делать все возможное, чтобы внести свой вклад в ее решение, а с другой – использовать тот инструментарий, который сейчас является действительно эффективным, позволяет не витать в облаках, а решать тактические, но жизненно важные задачи.

Считаю, что необходимо брать на вооружение лучшее, независимо от происхождения, но в минимальном объеме, чтобы научиться и понять, как работают самые продвинутые технологии, освоить лучшие мировые практики, увидеть перспективы их развития на 3-5 лет. И на основе этого развивать собственные технологии и решения, причем забегая чуть вперед, на те же 3-5 лет, чтобы не быть все время догоняющими. Таким образом можно в течение 10 лет заместить, по крайней мере, наиболее финансово емкие и критичные с точки зрения безопасности решения, а затем, по мере необходимости, – остальные. Я называю такой подход «патриотическим импортозамещением» – в противовес прямолинейному, когда сначала тратят безумные деньги на большой объем иностранного продукта, не используют его, и тут же вкладывают деньги в то же самое, но отечественное.

Другими словами, если есть возможность, то информационные системы, создаваемые «с нуля», лучше формировать в отечественной архитектуре, но заимствуя все лучшее из мировой практики.

Есть еще один очень важный аспект: на самом деле лучшим инструментом как для бизнеса, так и для госуправления, является тот, который реально используется для повседневной работы. Ведь можно сделать «суперволшебную» систему, но если ее не применяют конкретные пользователи (по разным причинам, например, их не обучили), то получается, что система не работает. С другой стороны, совершенно простенький инструмент, используемый в реальной работе, может приносить реальную пользу.

 

Могут ли отечественные разработки составить конкуренцию западным, на создание которых ушли десятилетия?

В течение многих лет мы жили, имея возможность изучать лучшие мировые технологии и практики; долгие годы могли себе позволить учиться на чужих ошибках. Нам гораздо легче потому, что в нашей стране традиционно сильная когорта программистов, и необходимо бережно относиться к этой элите новой экономики, наращивая ее потенциал и не давая утечь за рубеж. Дело даже не в том, что это люди, которые производят что-то новое, важно, что они изначально мыслят в терминах цифровой экономики, им не нужно для этого переучиваться. Благодаря такой политике мы сможем осуществить тот самый скачок, о котором я говорил ранее.

Как правильно получать данные и что нужно изменить в бизнес- и ИТ-инфраструктуре для правильной работы с информацией?

В настоящее время главной проблемой при работе с данными является их низкое качество, то есть ограниченная возможность их применения для аналитической работы. К сожалению, большинство источников, особенно государственных, не соответствуют требуемому уровню, потому что сбор данных в большинстве государственных информационных систем производился, да и сейчас производится, в полуручном режиме, что порождает массу ошибок, а самой частой проблемой является частичное отсутствие данных в системе.

Поэтому наиболее правильным и предпочтительным каналом получения данных является первоисточник, в идеальном случае – устройство, например, прибор учета. Такими данными легко оперировать при анализе.

Отдельно скажу про аналитические системы класса Business Intelligence (BI). Сегодня в этом классе появляются новые мощнейшие продукты и решения – в том числе отечественные, – способные развернуть компанию, город, или даже страну в сторону Data-driven, то есть сделать их управляемыми на основе данных. С этой точки зрения грамотность пользователей для работы с данными (Data literacy) является ключевым фактором успеха. Для этого в организации необходимо развивать культуру использования данных, когда данные становятся общепринятым «языком» управления, понятным всем без исключения на всех уровнях принятия решений.

Сегодня аналитика не может быть экзотикой, она должна стать важнейшим инструментом, помогающим обеспечивать действительно эффективное управление на всех уровнях менеджмента.

Автор: Александр Авдеенко (info@mskit.ru)

Рубрики: Интеграция, ПО

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

18.04.2024 В России на 30% вырос спрос на ИБ-специалистов, умеющих работать с искусственным интеллектом

09.04.2024 Семейный бум: «Ростелеком» зафиксировал значительный рост подключений к пакетным предложениям цифровых услуг и мобильной связи

09.04.2024 Яндекс представил Карты с персональными рекомендациями

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода

ITSZ.RU: последние новости Петербурга