Добавить новость
Добавить компанию
Добавить мероприятие
Тесты цифровой техники
|
|
|
Генеральный директор ООО «Электронные Офисные Системы» Владимир Баласанян: «Основной стимул для развития госуслуг в электронном виде - заинтересованность первых лиц»
13.04.2010 13:17
версия для печати
- Владимир Эдуардович, каковы, по-вашему, российские перспективы развития госуслуг в электронном виде? В прежние годы у нас в стране активно продвигалась идея создания центров оказания госуслуг - предполагалось, что это некое здание с одним «окошком» для сдачи и получения необходимых документов. С развитием же интернета оказалось, что для получения ряда услуг и ходить никуда не надо. В качестве примере могу привести итальянский опыт, который я недавно изучал. На региональном и муниципальном уровне там работают порталы госуслуг. Загляните, скажем, на электронный портал администрации Милана http://www.comune.milano.it/ (здесь, кстати, есть и русский вариант). На портале представлены госуслуги, оказываемые администрацией, их можно заказать непосредственно с портала. Для получения многих услуг посещать учреждения совсем не нужно, вы посылаете запрос и получаете необходимые юридически значимые электронные документы, для получения других услуг сохраняется необходимость куда-то ходить, чтобы получить, например, какие-то бумажные документы или провести оплату, если ее невозможно сделать через интернет. В нашей стране задача минимизации хождения граждан по инстанциям также уже поставлена. В частности, создан федеральный портал госуслуг, названы конкретные даты начала предоставления услуг, например, с апреля можно через интернет заказать загранпаспорт. Правда, нужно будет всё равно дважды придти в соответствующее учреждение – сдать документы, произвести оплату, получить паспорт. Конечно, хотелось бы придти всего один раз – за паспортом, потому что все необходимые документы у государства либо уже есть, либо их можно послать в электронном виде, но, тем не менее, и это - уже значительное продвижение. На данный момент в России в массовом порядке реализована самая простая услуга – обращение гражданина. Мы уже на протяжении почти десяти лет предоставляем нашим заказчикам возможность принимать обращения граждан с портала организации (виртуальная приемная) с последующей регистрацией и обработкой этого обращения в системе документооборота – вплоть до отправки заявителю сведений о рассмотрении его обращения. Очень важно понимать, что оказание госуслуги это не что иное, как процесс документооборота. Задача единого портала в том, чтобы гражданин мог через одну точку входа в интернете («окно», если хотите) выбрать нужную ему услугу, отправить заявку на эту услугу и все необходимые для ее получения документы. После этого заявка и документы поступают в организацию, отвечающую за оказание данной услуги, а дальше начинается обычный процесс внутриведомственного и межведомственного документооборота. Присланные гражданином документы регистрируются, проверяются на полноту, направляются в другие подразделения и организации, которые участвуют в оказании этой услуги. По мере прохождения заявки нужно информировать заявителя о состоянии процесса, скажем, через интернет или с помощью SMS-сообщений, при необходимости запрашивать у него дополнительную информацию и т.д. Когда весь процесс завершен, заявителю по электронной почте должны быть присланы сами документы или назначено время визита в учреждение, где он может получить подготовленные документы и, если необходимо, произвести оплату. Таким образом, формируется цепочка «единый портал – региональный (муниципальный) портал - СЭД органов власти и других организаций – система оповещения граждан». - Какова, на Ваш взгляд, потенциальная аудитория потребителей госуслуг в электронном виде? Потенциальная аудитория –все граждане, мы уже близки к тому, что компьютер будет в каждой российской семье, к тому же ничто не мешает превратить те же самые службы одного окна в интернет-офисы, в которых операторы будут помогать гражданам заказывать и получать услуги через интернет. Более того, органы власти получают возможность оказывать новые услуги, которые ранее оказать было практически невозможно. Вот только один пример. Архивисты Башкортостана отсканировали так называемые «ревизские сказки» и другие архивные документы, содержащие генеалогическую информацию о жителях республики, и выложили эти документы на свой портал. Теперь все желающие, например, изучить свою родословную, могут сделать это непосредственно через портал Управления по делам архивов при Правительстве Республики Башкортостан (попасть на который можно, кстати, и с портала «Госуслуги»). Нам очень приятно, что сделано это на основе нашего документального портала eDocLib. Кстати, российские граждане уже широко пользуются различными электронными услугами, правда, пока преимущественно негосударственными. Самый популярный сервис – электронные авиационные билеты. Или, скажем, консульские службы некоторых стран позволяет не только заказать, но и оплатить, а иногда даже и получить через интернет визу, при этом вашего паспорта и распечатки визы может быть достаточно для прохождения паспортного контроля. - Наше правительство ставит достаточно жесткие сроки для реализации проектов по оказанию госуслуг в электронном виде. От чего зависят сроки реализации подобных проектов? Какие сложности при их реализации приходится решать? Проблем несколько, и пока они не будут решены, говорить о каких-то конкретных сроках сложно. Первая проблема – это идентификация и аутентификация гражданина. Речь, попросту говоря, идет о том, как однозначно узнать гражданина, обратившегося за услугой через интернет, и как убедиться в том, что это именно он. В той же Италии, например, каждый гражданин имеет право и возможность бесплатно открыть свой электронный почтовый ящик – в стране есть сертифицированная государством электронная почта. Это - комплекс нормативных документов и аппаратно-программных средств, позволяющих гражданам открывать собственные почтовые ящики, отправлять и получать юридически значимые документы. Любой документ, попавший в эту почту, является юридически значимым. Он обязателен к приему в любой организацию, при этом гарантируется доставка: если вы отправили его по какому-то адресу, то можете ни о чем не беспокоиться. У нас проблема аутентификации гражданина в целом пока не решена, хотя есть те или иные частные решения, которые, к сожалению, пока не подкреплены законодательно. В апреле, напримре, на портале госуслуг реализовано, например, решение, при котором для авторизации гражданина необходимо (кроме ФИО, дату рождения, номер действующего мобильного телефона и адреса электронной почты) ввести индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН) и страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС). Кстати, ничего нового изобретать здесь не нужно - уже давно существуют надежные электронные инструменты идентификации и аутентификации, связанные с платежными системами. Практически основная масса денег в мире переводится электронным образом, как гражданами, так и предприятиями. Так что решить соответствующие вопросы для сферы госуслуг – вопрос исключительно принятия необходимых нормативных документов и проведения соответствующих организационно-технических мероприятий. Другая проблема – необходим повсеместный отказ от бумажных документов. Если мы за фасадом портала госуслуг сохраним бумажное делопроизводство и межведомственный документооборот, то это будет не электронное правительство, а, как выразился наш президент, «химера». Опять-таки приведу пример Италии - в большинстве организаций просто отсутствуют бумажные документы. Все организации обязаны иметь электронные почтовые ящики сертифицированной электронной почты, и подписанные электронные документы, имеющие хождение по этой почте, юридически значимы. Если в организацию все-таки поступил бумажный документ, он сканируется, заверяется цифровой подписью и вся дальнейшая работа осуществляется только с электронным документом, а бумажный, как правило, уничтожается. Если в какой-то момент нужен бумажный документ, например, для гражданина, у которого нет электронных средств, то соответствующую услугу оказывает, например, Почта Италии. Она принимает электронный документ, распечатывает его в ближайшем к месту доставки отделении, заверяет своей подписью и доставляет адресату. То есть организации освобождены от работы с бумажными документами. У нас же сегодня нет нормативного решения вопроса юридической значимости бумажных копий, сделанных с электронного оригинала. В Татарстане, опередив федеральное законодательство, решили эту проблему. В любой государственной организации республики электронный документ, подписанный ЭЦП тех лиц, которые имеют право это делать (руководители республики, руководители ведомств и т.д.), юридически значим. При этом существует республиканский реестр лиц, имеющих право заверять бумажные копии с электронных оригиналов. Но, как вы понимаете, за пределами Республики Татарстан такие бумажные копии не будут признаны действительными. Когда есть электронная почта, которая каким-то образом «гарантируется» государством, то граждане получают серьезную юридическую защиту своих прав на получение услуг. Например , чтобы получить разрешение на строительство, надо согласовать запрос во множестве организаций. Согласно итальянским законодательным нормам, ответ по запросу о получении разрешения на какое-либо действие должен быть получен в течение 60 дней. Если по истечении срока организация или предприятие не ответили - это автоматически означает положительное решение. И волноваться о том, что письмо может не дойти до адресата, не нужно, поскольку, если письмо отправлено по определенному адресу, значит, доставка гарантирована. - Насколько сейчас велико проникновение госуслуг, предоставляемых в электронном виде? Есть ли регионы-аутсайдеры и регионы-лидеры в этом направлении? От чего зависит количество запущенных или реализованных проектов по оказанию госуслуг в электронном виде в том или ином регионе? Все регионы так или иначе уже поставили себе задачу – кто раньше, кто позже – перейти на межведомственное электронное взаимодействие по примеру федеральных органов власти (я думаю, что в регионах это и происходит и будет происходить быстрее). Про Татарстан я уже говорил, много продвинутых решений в Москве, особенно в части межведомственного согласования документов, из наших заказчиков могу привести Хакассию и Ростовскую область. В самом начале 2010 года нам звонили из Калининградской области: там губернатор поставил задачу уже в текущем году отказаться от бумажных документов внутри органов власти. Якутия – тоже хочет в этом году запустить межведомственный электронный документооборот. Еще один пример – Башкортостан. Там запущен большой проект по созданию единой СЭД в органах власти республики. И это перечисление можно продолжить. В продвижение новых управленческих технологий очень велика роль первых лиц – руководителей регионов. Татарстан, например, достиг таких замечательных успехов благодаря активной позиции нынешнего президента республики (а до этого – премьер-министра) Рустама Минниханова. Он не только поставил задачу внедрения современных технологий, но и сам был первым их непосредственным заказчиком и пользователем. Замечу, что в последнее время отношение руководителей регионов к информатизации изменилось. Всем стало понятно, что требования федеральных властей – не временная кампания, а одна из самых важных задач развития государственного управления. И что их работа будет оцениваться, в том числе, и по уровню использования информационных технологий в регионе. - Спасибо! В ближайшее время мы продолжим беседовать с Владимиром Баласаняном на тему развития госуслуг в электронном виде. Г-н Баласанян расскажет о проблемах в этой сфере и путях их решения, а также проанализирует некоторые реализованные проекты и оценит российский рынок СЭД в целом. Автор: Елена Шашенкова (info@mskit.ru) Рубрики: Интеграция, ПО, Регулирование Ключевые слова: автоматизация документооборота, СЭД, система электронного документооборота, ЭОС, электронный документооборот, электронные офисные системы
наверх
Для того, чтобы вставить ссылку на материал к себе на сайт надо:
|
||||||
А знаете ли Вы что?