Добавить новость
Добавить компанию
Добавить мероприятие
ИТ в новых условиях: книга жалоб и предложений
23.06.2015 06:59
версия для печати
Очень существенные опасения у представителей ИТ-отрасли вызывает грядущее окончание срока действия льгот по страховым выплатам – налоговое послабление, предоставленное пару лет назад. Данные льготы, по мнению игроков рынка, оказались очень полезными и не дали отрасли умереть под бременем налогов. Если же льготы уберут, это может оказаться летальным для многих ИТ-компаний. Правда, Николай Никифоров, министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, заверил, что вопрос в данный момент находится на обсуждении – руководители государства уже дали необходимые поручения. И если льготы по налогам на соцстрахование в принципе является жизненной необходимостью для ИТ-компаний, то ряд других финансовых предложений ориентированы на желание российского ИТ-рынка начать работать на экспорт. Александр Егоров, генеральный директор компании «Рексофт», напомнил, что в некоторых странах в принципе нет соцналога – например, в Индии. В частности, ИТ-рынок хочет получить льготные кредиты. Это, конечно, вполне объяснимо и с точки зрения банальной логики, но для попыток выхода на зарубежные рынки это может стать критичным. Причина такой значимости кредитов в том, что ставки рефинансирования в других странах ниже, что позволяет зарубежным ИТ-компаниям получить более дешевые кредиты, а значит, получать возможность выводить на рынок более бюджетные и конкурентоспособные продукты. Дмитрий Дырмовский, генеральный директор компании «Центр речевых технологий», отметил, что также было бы здорово получить возможность привлечения кредитов для кредитования зарубежных покупателей, потому что без этого сложно конкурировать с зарубежными компаниями. Еще одной проблемой, также связанной с финансами и отмеченной представителями ИТ-компаний, является двойное налогообложение при работе на экспорт: компании вынуждены платить налоги и в России, и в той стране, где пытаются работать – это связано с отсутствием международных договоренностей. Александр Егоров отметил, что государство могло бы компенсировать процентную ставку – это стало бы серьезным подспорьем. Другие проблемы не менее значимы. В частности, для вывода своих продуктов на экспорт компании должны участвовать в выставочной деятельности и проводить за рубежом различные маркетинговые инициативы. Это очень затратная статья. Как отметил г-н Дырмовский, было бы здорово, чтобы в этом направлении было совместное с государством субсидирование или выплачивались бы компенсации затрат по факту – хотя бы частично. Еще одна затратная позиция – патентование. Стоимость получения одного патента в США - $20 тыс. Для реализации проекта в среднем надо не менее 4-5 патентов, что выливается в немалую сумму. Поэтому игрокам рынка также хотелось бы поделить эти затраты с государством. Еще одна проблема, которую рынок хотел бы решить с помощью регулятора – юридические нестыковки, которые препятствуют экспорту ПО. Так, российское агентство по поддержке экспорта, работающее в рамках ВЭБ, готово взаимодействовать с ИТ-бизнесом, однако юридически они не «заточены» под работу с ПО, потому что нет факта пересечения границы товаром и экспортного контракта, так что стандартный механизм не работает – об этом рассказа г-н Дырмовский. Чтобы сотрудничество стало перспективным, надо менять юридические стандарты. Кроме того, г-Кирилл Варламов, директор Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ), предложил создать венчурный фонд, специализирующийся на поддержке софта, где-нибудь в офшорной зоне – в российских условиях сделать такое практически невозможно. Еще одной проблемой, совсем никак не связанной с финансами, является отсутствие грамотных маркетологов, способных работать с экспортируемыми продуктами. Г-н Варламов отметил, что даже если продукты есть, мы не умеем их продавать – кадровый голов в области маркетинга очень силен. Александра Джонсон, управляющий директор венчурной группы DFJ VTB Aurora, заметила, что в России есть разрыв между техническими специалистами, которые могут разработать какое-либо ПО, однако нет бизнесменов, которые могут сделать из кода продаваемый продукт – это мешает продвижению на мировом рынке и не дает получать прибыль даже самым талантливым программистам. Хотя, конечно, кадровый вопрос критичен не только для маркетинга: в технической области он тоже стоит очень остро. Николай Никифоров отметил, что в России второй год подряд на 30 % выросли контрольные цифры приема на бюджетные места в вузы, и этот процесс будет продолжать и в дальнейшем. Кроме того, государство заинтересовано в продвижении технических специальностей среди школьников – один из инструментов – акция «Час кода». Г-н Егоров обратил внимание, что важен и вопрос постдипломного образования: в ИТ очень важно постоянно повышать квалификацию, потому что рынок постоянно меняется, появляется много инноваций. Однако эта статья расходов очень большая. Супермерой стало бы введение компенсации за обучение сотрудников. Как вариант – возможность списывать затраты на обучение на себестоимость. В любом случае – несмотря на трудности и проблемы все больше ИТ-компаний смотрят на рынки других стран, а сам российский ИТ-рынок в целом выходит из кризиса. Валентин Макаров, президент НП «РУССОФТ», рассказал, что по данным аналитического исследования, в 2014 году рост ИТ-индустрии замедлился с 16 % до 8%, однако в 2015 году ожидается рост в 20 % - это свидетельствует о том, что все игроки трансформировались и подстроились. Аркадий Волож, генеральный директор компании Яндекс, заметил, что несмотря на позитивные перспективы, у российских компаний есть еще одна очень существенная проблема. Российские компании значительно меньше мировых, ненамного – в 10 раз. При этом рынки, которые обслуживают наши компании – в 100 раз меньше. Т.е. нужно всерьез задумываться о повышении эффективности, иначе сравнимых с мировыми прибылей у наших компаний не будет. При этом эксперты отмечают, что потенциал для выхода на зарубежные рынки у российских компаний есть. Более того, есть отдельные отрасли, где пока конкуренция в принципе совсем не высока – например, машинное обучение или искусственный интеллект. Также можно делать ставку на ряд азиатских рынков: вход туда недорог и прост. Однако, как отметил г-н Волож, нельзя просто взять и перенести российский опыт на рынок другой страны – попытка Яндекса выйти с поисковиком в Турцию оказалась малоуспешной. Для экспорта необходимо трансформировать свой продукт, адаптируя его под требования локальных рынков. Только тогда можно рассчитывать победить в конкурентной борьбе с локальными и мировыми игроками. Автор: Алена Журавлева (info@mskit.ru) Рубрики: Интеграция, ПО, Регулирование, Финансы Ключевые слова: Николай Никифоров, информационные технологии, импортозамещение
наверх
Для того, чтобы вставить ссылку на материал к себе на сайт надо:
|
||||||
А знаете ли Вы что?
MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра13.11.2024 Т2 запустил первый тариф после ребрендингаз>
13.11.2024 Т2 запустил первый тариф после ребрендинга 13.11.2024 Т2 запустил первый тариф после ребрендинга |
||||