rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

ВЭФ-2019: конец эпохи свободного капитализма в цифровой торговле

Эксперты на V Восточном экономическом форуме обсудили перспективы и проблемы рынка электронной комерции. Среди наиболее впечатляющих мнений оказалась оценка e-commerce как несуществующего сегмента торговли или видение в ней новой политической силы, которая конкурирует с государством и нервирует его. Сходились эксперты в том, что сейчас жизненно необходимо менять регуляторику под новую реальность, связанную с развитием цифры в сфере торговли.

В рамках сессии «Цифровая трансформация международной торговли: электронная коммерция и не только» эксперты напомнили о колоссальной динамике развития данного семента экономики в двух ведущих странах: США и Китае. При этом Китай, начиная с 2013 года, сумел добиться огромного отрыва от всех других стран по объему рынка e-commerce. Россия пока сильно отстает от лидирующих в сегменте стран, и это означает не только сложности, но и потенциал для роста.

 

Максим Акимов, заместитель председателя правительства РФ, отметил, что один из важнейших процессов, которые мы сейчас наблюдаем, это разрушение традиционной регуляторной рамки со стороны государств, вступивших в конфликт с новой моделью платформенной власти. Государства не понимают, что делать с новой конфигурацией, когда глобальный игрок рынка знает о гражданине больше государства, управляет им и контролирует его. Это глобальная проблема, вызывающая тревогу во всех странах.

Еще одна вызывающая тревогу проблема, по мнению г-на Акимова, это радикальное изменение бизнес-моделей: никаких традиционных логистов, владельцев складов или производителей больше нет: они изменились под влиянием глобальных платформенных игроков, которые убирают и почти убрали посредников и могут профилировать своих потребителей, делать товар под них и т.д.

Процесс этот, как отметил Акимов, остановить уже невозможно: треть населения земли хотя бы раз делала покупки онлайн, и больше половины всех людей подключены к интернету. Так что это открывает огромные возможности, однако требует и серьезных изменений в подходах и регулировании.

Поэтому одна из важнейших задач сейчас – определить разумные правила присутствия глобальных игроков на нашем рынке, не блокируя его развитие. В сфере цифры, по словам Акимова, нет более важной задачи, чем формирование единого цифрового экономического пространства Евразийского союза. Значимым фактором на данный момент является лишь масштаб бизнеса: если компания охватывает рынок в полтора миллиарда, она, как отметил Акимов, значимая, если же речь лишь про 50 млн, то такой бизнес является лишь объектом для поглощения. ЕврАзЭС в этом ракурсе видится самодостаточной системой, однако в нем сейчас нет единого пространства доверия, единой системы цифровой идентификации. «Я считаю, что в условиях глобализации цифровой торговли получение нового взаимовыгодного партнерского единства – самая важная задача для торговли», - подчеркнул Максим Акимов.

В связи с этим, подчеркнул эксперт, российским компаниям крайне важно менять свою модель поведения, а государству – поддерживать зрелые компании, которые обладают экспортным потенциалом (это финтех, поисковые системы, беспилотный транспорт, сфера интерпретации неявных данных и ИИ).

Павел Кадочников, проректор по научной работе Всероссийской академии внешней торговли Министерства экономического развития РФ, заметил, что уже не существует разделения между электронной и неэлектронной коммерцией: все, что мы продаем и покупаем, уже оцифровано или будет оцифровано в ближайшее время.

Эксперт уверен, что в ближайшие несколько лет именно цифровые правила – национальные и наднациональные – будут определять развитие рынка торговли. Время свободного капитализма в цифровом мире проходит, убежден г-н Кадочников, и в ближайшее время ожидаются все более массивные интервенции государств в данный сегмент с точки зрения регулирования.

Весомым трендом рынка сейчас является огромный монополизм в глобальной масштабе. Одному проценту крупнейших высокотехнологичных компаний сейчас принадлежат более 50 % оборота, напомнил Кадочников. И крупные игроки активно защищают свою долю, покупая всех, кто может составит угрозу бизнесу. В дальнейшем этот тренд только продолжится: глобальные гиганты будут скупать и не давать возможности расти национальным компаниям. Это надо также учитывать при формировании регуляторики. Как показало исследование, проведенное по поручению Минэкономразвития, Россия – далеко на самая протекционная страна в отношении отечественного бизнеса в сфере торговли. Во многих странах – в том числе в Китае – барьеры для входа на рынок зарубежных компаний гораздо существеннее, так что можно использовать опыт других стран.

Вероника Никишина, министр по торговле Евразийской экономической комиссии, заметила, что сейчас действительно есть целый ряд нерешенных вопросов, связанных с торговлей в рамках ЕврАзЭС. Один из них – оплата НДС при трансграничной торговле, другой - обеспечение безопасности покупателей. Третья проблема – регулирование ответственности всех участников процесса за риски потребителя.

Все это делает необходимым новое регулирование, но при его принятии, по словам Вероники Никишиной, нельзя переусердствовать: законы не должны стать обременением для отрасли. Также необходимо формировать международные стандарты электронной трансграничной торговли. Если каждая страна в рамках союза будет изобретать велосипед, то интегрироваться в международные торговые потоки не удастся.

Автор: Алена Журавлева (info@mskit.ru)

Рубрики: Интернет, Регулирование, Web

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

18.01.2024 ИТ-2023: скорость движения вперед кратно выросла

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода

ITSZ.RU: последние новости Петербурга