Добавить новость
Добавить компанию
Добавить мероприятие
Тесты цифровой техники
|
|
|
Структурные изменения: новый путь Рунета
16.06.2022 14:10
версия для печати
Выигравшие и проигравшие Максут Шадаев, министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, рассказал о том, как изменился трафика сотовых операторов большой четверки. YouTube ранее был на первом месте по трафику и продолжает там оставаться – на его долю приходится 17-18 % мобильного дата-трафика. Tik-tok был на втором месте c 12% трафика, но начал падать и уже перешел планку в 10%. Instagram, Facebook (принадлежат компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена в РФ) и Twitter имели суммарно 12 % трафика, и только пятая часть трафика ушла в VPN, а остальные прекратили пользоваться этими сервисами. Так что несмотря на доступность VPN-сервисов, ими пользуются неохотно. Среди выигравших – Telegram, на который в прошлом году приходилось чуть более 2 % трафика, а стало более 8 %, при этом WhatsApp (принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена в РФ) за это время не вырос – осталось менее 2 %, как и было. Также выиграл VK – он стал вторым с долей более 10% и ростом на треть. При этом важно, что аудитория соцсети продолжает плавный рост: тренда ухода в VPN после тестирования нет.
Импортозамещенные надежды Владимир Кириенко, генеральный директор VK, рассказал, что аудитория соцсети действительно растет, причем это не пиковый скачок, так как пользователи остались надолго. Общий трафик вырос на 30 %. Также важный тренд – увеличение времени, проведенного на платформе. Правда, в связи с этим пришлось увеличивать мощность инфраструктуры, выделить отдельное yправление по поддержке и т.д. Зато в VK за короткий промежуток времени запустили много сервисов: выделили в отдельное приложение те, которыми пользуются регулярно, потом запустили мессенджер, аудитория которого уже составляет 20 млн пользователей ежемесячно. Запустили приложение по VK-клипам, преодолев к данному моменту отметку в 700 млн ежедневных клипов. Увеличилась и активность пользователей этого сервиса: появились звезды-миллионники. Также в компании увидели нишу в стратегически важном для нее направлении – играх, так что запустили сервис VK Play. В целом в VK воспринимают текущий кризис как новые возможности. Когда инфобез решил спасти ИТ Евгений Касперский, генеральный директор АО «Лаборатория Касперского», отметил, что все последние месяцы компания занималась тремя важными вещами: тушила пожары, замещала тех, кто ушел и спасала международный бизнес. Первое было интересно: в разы выросло количество атак, поэтому многие сотрудники первое время почти не спали. В основном атаки были не слишком серьезными – их проводили «пионерия» и студенты, хоть они и были хорошо скоординированы через официальные украинские каналы (у компании есть тому подтверждение). Профессиональных же атак было немного. При этом пострадали от таких активностей в основном те компании, которые недостаточно внимания уделяли ИБ. Интересно, что обычный криминальный шум упал на 20 % на полтора месяца. Евгений Касперский предположил, что эти 20 % обычных атак на Россию шли с Восточной Украины. Точных данных нет, но это единственно разумное объяснение, отметил эксперт. Ситуация аналогична тому, как снизилось число мошеннических звонков. В целом по шкале от 1 до 10 в первые недели после начала СВО тяжесть ситуации в ИБ в России оценивалась сотрудниками компании на 7 баллов, а сейчас – на 2–3. За это время российский кибербез научился работать в экстремальной ситуации. Замещение – тоже задача непростая. Компании пришлось замещать там, где образовались ниши. Первый раз столкнулись с этим еще в 2019 году, когда пришлось делать свою платформу Symphony, сейчас это направление наращивается. Жизнь заставляет делать масштабные решения, а не нишевые и сегментированные, отметил г-н Касперский. Касперский напомнил, что ранее компания на 80 % была экспортной. Первое место по продажам было у Европы, потом США, потом РФ. После 2018 года соотношение чуть поменялось, но сейчас продажи в Европе резко упали. При этом Латинская Америка и Ближний Восток растут, азиатские страны – быстро растут. Так что с точки зрения инфобеза российский рынок становится интересным и экспортный потенциал в дружественные страны никуда не делся. Евгений Касперский отметил, что российская ИТ-отрасль делает отличные продукты, поэтому компания готова продавать их через свою партнерскую сеть. Кадровое замещение Дмитрий Крутов, генеральный директор Skillbox, рассказал, что в апреле рост запросов на курсы по программированию вырос на 127 % год к году, т.е. ИТ-специальности стали спасательным кругом и гарантией профессиональной непотопляемости. Больше всего выросли направления Python и Java-разработка, зато упали маркетинг и дизайн, где появились проблемы с площадками и софтом. При этом для отрасли и компании важны отскок ключевой ставки и некоторая реанимация кредитов и рассрочек, потому что это помогает увеличивать доступность образования для широких масс. Для Skillbox сейчас самый большой вопрос – правильные коллаборации с вузами, министерствами и бизнесом. Так что недавно подписали соглашение с 8 вузами о запуске платформы, которая станет заменой Coursera. Еще один важный шаг – запуск проектов всероссийской профориентации: невозможно обучить всех, надо выбрать тех, кого обучать в первую очередь. В этой сфере был реализован пилотный проект в Татарстане, опыт которого можно использовать. Для самой компании, конечно, кризис был потрясением: были планы по выходу в другие регионы, которые пришлось свернуть – зато сейчас бизнес Skillbox развивается в странах бывшего СССР и Латинской Америке. Еще один вызов в том, что ряд продуктов, работе с которыми учили, ушли с рынка – пришлось перестраиваться. Идеальный рекламный шторм Валентин Смоляков, исполнительный директор Ассоциации Коммуникационных Агентств России (АКАР), напомнил, что 2021 год – лучший год в истории российской рекламы: рынок вырос на 22 %, хотя и предыдущий год был хорошим. Динамика 2021 года и развитие индустрии привели к серьезному кадровому голоду – сейчас его нет. Страна потеряла часть рекламодателей, и даже те зарубежные компании, которые остались в РФ, пока приостановили маркетинговые активности. Часть западных рекламных сетей также ушла из РФ, что вынуждает менеджеров направлять ресурсы на перестройку бизнеса. Рынок потерял часть интернет-инвентаря, к тому же активно меняется регуляторная база индустрии – все это влияет на ситуацию в целом и на отдельных игроков. АКАР предполагает, что топ-30 рекламодателей потеряли 30 млрд рублей, тогда как весь рынок в 2021 году оценивался в 570 млрд рублей. В рекламной индустрии и смежных отраслях работает более 1 млн человек – это включая креативную индустрию, и такие потери оборотов будут критичными. Опросы участников рынка показали, что во многих компаниях уже идут сокращения персонала и зарплат – до 30 % по обоим направлениям. И все же эксперт уверен: рекламный рынок быстро реагирует на изменения и восстанавливается. Так что, как только восстановление медиасистемы пойдет в рост, рекламный рынок тоже вырастет. В скором времени появятся новые, заместившие ушедших игроки, но какой будет их рекламная стратегия, неизвестно. Кроме того, есть и законодательные риски, хотя отрасль слушают – например, в сентябре должна вступить в действие система маркировки рекламы, но все надеются, что ее отложат. Так что сейчас на этом рынке состояние идеального шторма. Лучше держаться вместе Что касается будущего, то глава Минцифры Максут Шадаев отметил: так как по многим продуктам и сервисам нет конкуренции, важно, чтобы не было монопольного давления, чтобы бизнес понимал, что в отсутствии конкуренции высокие цены не дадут развивать продукты и расширять аудиторию. Плюс надо отстраивать свою экосистему – и соцсети, и магазины приложений и т.д. Задача государства при этом – не увеличивать дальше свое влияние, а помогать. В VK уверены, что в ближайшее время мы будем искать замены ушедшим сервисам и компаниям – скоро с ними должны определиться. В перспективе следующего года каждая компания и экосистема должна будет ответить, где их центральное ядро и центр компетенций. Из централизации следует и тренд на партнерства: уже сейчас все стали добрее друг к другу: перед угрозой внешних вызовов лучше держаться вместе. EdTech, по мнению Дмитрия Крутова, в ближайшем будущем может не только повторить путь российского FinTech, но и стать лучше. Раньше стратегия предполагала рост и захват рынка, а сейчас придется переориентироваться под правила локального рынка с точки зрения и развития, и привлечения инвестиций. Темпы цифровизации образовательного контента снизятся: в прошлом году запустили 400 курсов, а в этом пока всего 20. Придется сосредоточиться на ключевых отраслях, чтобы больше кадров попадало в цифровую экономику страны – правда, для этого еще нужно договориться с профильными министерствами. Что касается экспорта, то придется более пристально смотреть на Азию, Латинскую Америку. Автор: Алена Журавлева (info@mskit.ru) Рубрики: Интернет, ПО, Кадры, Регулирование, Web, Безопасность
наверх
Для того, чтобы вставить ссылку на материал к себе на сайт надо:
|
||||||
А знаете ли Вы что?