Добавить новость
Добавить компанию
Добавить мероприятие
Интернет-радио: тройной удар
24.08.2007 09:00
версия для печати
Возможность слушать радио в Интернете появилась не так давно - программное обеспечение радиовещания во Всемирной паутине стало внедряться в середине 90-х годов прошлого века. Сегодня в мире насчитывается более 15 миллионов пользователей веб-радио. Однако в России, где большинство пользователей за пределами мегаполисов до сих пор выходят в Сеть посредством dial-up соединения, то есть при помощи модема, прослушивание радио через Интернет не является широко распространенной практикой: это слишком дорогостоящее удовольствие. Тем не менее, как и все другие Web 2.0 форматы, пользователи и разработчики Рунета постепенно осваивают интернет-вещание. Наряду с социальными сетями, блого- и фото-хостингами, нередко на 90% копирующими западные аналоги, в Рунете начали появляться и музыкальные проекты, позволяющие пользователям принимать активное участие в формировании контента. Это так называемые подкаст-терминалы и онлайн-радиостанции. Из числа совсем недавно появившихся проектов – ресурсы Moskva.FM, BEE.FM и сетевое радио NullWave. Moskva.FM – это аналитический ресурс, позволяющий в режиме реального времени получать и обрабатывать статистические данные о вещании всех московских радиостанций в FM диапазоне. Сервис использует технологию распознавания музыкальных фрагментов и позволяет собирать в автоматическом режиме информацию о радиоэфире любой радиостанции Москвы, конкретно – какие песни и программы в данный момент звучат на радио или звучали в указанный момент времени. Особенно актуален такой поиск для тех, кто хочет узнать название и исполнителя понравившейся композиции. Мобильная версия сайта (m.moskva.fm) позволяет смотреть сводный прямой эфир и списки песен по станциям с мобильного телефона. Согласно статистике сайта Moskva.FM, сейчас ресурсом обрабатываются данные 40 столичных радиостанций, в базе содержатся почти 6 тыс. исполнителей и более 30 тыс. песен. Еще один молодой российский проект –Bee.FM – объединил в себе социальную сеть и интернет-радио, эфир которого создается пользователями. Последние постоянно пополняют музыкальный архив сервиса, для прослушивания музыки не требуется ее загрузка на компьютер. Также Bee.FM позволяет собирать любимые треки в собственные плейлисты и слушать их в любое удобное время, пользователи могут обмениваться списками композиций и комментировать списки друзей, а также вести блоги и объединяться в сообщества. Весной 2007 года в Рунете появилось и еще одно web 2.0 – радио, сетевое радио NullWave (nullwave.ru), поддерживаемое группой разработчиков из Новосибирска. Его часто сравнивают с западным Last.fm, но разница между ресурсами все же есть. Здесь сетка эфира формируется на основании голосований пользователей за звучащие треки: чем больше голосов наберет композиция, тем больше вероятности услышать ее повторно. Музыкальный архив также пополняется посетителями сайта и хранится в рамках нескольких тематических групп («каналов»): например, «рок», «клаб», «лаунж» и так далее. Ресурс пока работает в бета-версии. С момента запуска на радио уже добавлено 12 тыс. песен. Отметим, что большая часть популярных FM-радиостанций также имеет свои веб-ресурсы, позволяющие прослушивать станции посредством подключения в Интернет и какого-либо медиа плеера. Полный список этих ресурсов из 554 позиций зарубежных и российских радиоканалов можно найти по адресу e-radio.ru. Между традиционными FM-радиостанциями и радиоканалами, формируемыми пользователями, есть промежуточная форма – специализированные интернет-радио, например, крупнейшая в Рунете онлайн-радиостанция «Специальное радио» (specialradio.ru). Она основана еще в 2001 году и в настоящий момент транслирует 20 музыкальных и 10 телевизионных каналов. Аудитория «Специального радио» в совокупности составляет более 1 млн. человек в день. Фонотека радио содержит многочисленные редкие композиции, в том числе в оригинальных жанрах, которые сложно услышать в обычном, «форматном» эфире. Другой формой, родившейся на стыке музыки и web 2.0, является подкастинг. Напомним, что подкастинг (от аглийского iPod и broadcasting) – это способ публикации звуковых передач (обычно в формате MP3) в Сети, при котором слушатели могут подписываться и получать новые выпуски по мере их появления. Моментом рождения подкастинга считается октябрь 2000 года, когда программист американской компании UserLand Software Дэйв Винер занялся популяризацией RSS - технологии, с помощью которой можно собирать обновления лент новостей, блогов, сайтов. Подкастинг - это выгодная альтернатива радиовещанию, потому что не требует лицензирования частоты и доступен в любое удобное для слушателя время. В настоящее время некоторые радио- (Свобода, Немецкая волна) и телестанции (НТВ) используют подкастинг наряду с обычным, эфирным вещанием. Зачастую вещателями становятся сами пользователи Рунета, записывая собственные выпуски и распространяя их среди подписавшихся друзей и поклонников. Здесь, как и в блогах, генерируемый пользователями контент (user generated content) становится главным атрибутом формата web 2.0. Одним из ведущих подкастинговых ресурсов Рунета является проект Russian Podcasts (RussianPodcasting.ru), основанный Олегом Чистовым и известным виджеем Василием Стрельниковым. Долгое время он был единственным проектом подобного рода в Рунете. В 2006 году появилось также iPodRadio (ipodradio.ru), которое по данным на февраль 2007 года объединяло уже 12. тыс. подкастеров. В США и Европе бум подкастинга пришелся на 2004-2005 годы., и теперь там работают тысячи крупных подкаст-хостингов и десятки тысяч индивидуальных (stand-alone). Подкастинг, как и блоги, уже проник в корпоративные ряды. Большинство крупных западных радиостанций выпускают в виде подкастов часть своих программ - новостные блоки, тематические передачи и интервью. Российские СМИ также присматриваются к опыту западных коллег: например, с недавних пор подкаст свежего номера газеты «Ведомости» стало возможно скачать на веб-сайте издания. Западная часть Всемирной паутины превосходит Рунет не только по количеству подкаст-терминалов, но и интернет-радиостанций: высокий уровень проникновения Интернета и качество соединения позволяют развиваться таким проектам более активно. Одним из крупнейших западных «радио» сайтов является основанный в 2002 году ресурс Last.FM, приобретенный в мае 2007 года медиа-гигантом CBS за $270 млн. Популярность сервиса сопоставима с популярностью YouTube. Интересно, что недавно русскоязычный интерфейс начал тестироваться и у западного онлайн-радио Jamendo (jamendo.com/ru/). По всей видимости, владельцы западных ресурсов таким образом пытаются делать первые пробные шаги на российским рынке. В совокупности на Jamendo уже 4,3 тыс. опубликованных альбомов и более 155 тыс. активных участников по всему миру. До уровня капитализации американских ресурсов сайтам Рунета также пока далеко. Например, по признанию основателей NullWave, их проект до сих пор не является коммерческим. В этом плане у Рунета еще все впереди. «Сегмент музыкального Рунета развит очень мало. Причина этого банальна - низкая скорость Интернета по России, поэтому говорить о каком-либо развитии можно только в Петербурге и Москве. Естественно, популярность подобных сервисов не сопоставима с западными аналогами по той же причине: большинство пользователей в регионах пока осваивают азы Интернета, эти «игрушки» для них преждевременны. Насколько я знаю, BEE.FM получил довольно серьезные инвестиции, но о значительных результатах говорить пока рано. Стимулом для развития музыкального вещания будет проникновение широкополосного доступа в Интернет, а тормозом - вступление в силу IV части Гражданского кодекса, ставящей жесткие рамки по использованию авторских материалов», - комментировал текущую ситуацию владелец WebMaster.Spb Андрей Рябых. Автор: Анастасия Симакина (info@mskit.ru)
наверх
Для того, чтобы вставить ссылку на материал к себе на сайт надо:
|
||||||
А знаете ли Вы что?
MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра13.11.2024 Т2 запустил первый тариф после ребрендингаз>
13.11.2024 Т2 запустил первый тариф после ребрендинга 13.11.2024 Т2 запустил первый тариф после ребрендинга |
||||