rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

«Ростелеком» планирует справиться с кризисом. Своими силами

Генеральный директор ОАО «Ростелеком» Константин Солодухин вчера, 11 февраля 2009 года, озвучил основные итоги прошедшего года, а также рассказал о планах на ближайшее время, в том числе – и по реализации проекта по выходу на рынок широкополосного доступа в Интернет за счет приобретения новых активов. Кроме того, были сообщены некоторые подробности антикризисной программы, которая может быть запущена компанией в связи с экономическим кризисом. Также руководством компании анонсированы изменения в тарифной политике в сегменте дальней связи.
«Пожалуй, главным достижением прошедшего года для ОАО «Ростелеком» стало изменение психологии собственного менеджмента, - рассказал генеральный директор ОАО «Ростелеком» Константин Солодухин. – Компания, близкая к положению монополиста, ранее могла позволить себе не бояться потерять клиентов или долю рынка. Однако в последнее время нам пришлось изменить подход к ведению бизнеса, так как теперь мы существуем в высококонкурентных условиях, причем не только на рынке дальней связи, но и в остальных сегментах. Причина тому – либерализация рынка как дальней связи, так и межоператорских взаимоотношений. Кроме того, изменения в структуре управления «Ростелеком» должны стать базой для реализации стратегии развития компании до 2012 года».

В частности, в компании были выделены три новых департамента: первый отвечает за работу с корпоративными клиентами, второй – с операторами, а третий отвечает за продажи массовым клиентам и VHR (по словам г-на Солодухина, именно этот департамент серьезно влияет на эффективность бизнеса «Ростелеком»). Кроме того, в компании создан департамент по обслуживанию клиентов, который отвечает за разработку методов и принципов взаимодействия с конечными потребителями услуг. На данный момент при реализации своих проектов «Ростелеком» опирается на более четкую сегментацию рынка: услуги для корпоративных клиентов разных уровней (клиенты федерального уровня, среднего и малого бизнеса), массовый рынок, операторы связи. 

«Ранее мы осуществляли более пассивные продажи, - прокомментировал Константин Солодухин, - в частности, в корпоративном сегменте основное внимание уделялось госструктурам. Сейчас ситуация изменилась и мы перераспределили функции отделов и занимаемся повышением эффективности их работы, и уже добились некоторых результатов».

По итогам 2008 года доля компании «Ростелеком» в сегменте пропуска МГ/МН-трафика российских операторов составила 15 %, по терминации трафика – 57 %. Как отметил г-н Солодухин, с точки зрения операторского бизнеса компании удалось сохранить свою долю рынка, и в дальнейшем планируется ее сохранять, несмотря на высокую конкуренцию в этом сегменте. Доля компании в международном транзите трафика (трафика на третьи страны) составляет 40 %. В сегменте магистрального доступа в Интернет доля «Ростелеком» составляет 30 %. Отметим, что впервые данные включают результаты деятельности «РТКомм.Ру». Доля компании в аренде каналов составляет 40 %, хотя, как отмечают руководители компании, конкуренция в этом сегменте довольно высока. При этом главным преимуществом «Ростелеком» является наличие отлаженной системы связи, на чем другие игроки рынка зачастую экономят.       

Кроме того, г-н Солодухин рассказал, что доля «Ростелеком» в сегменте доступа в магистральный Интернет выросла в три раза: с 10 % в 2007 году до 30 % в 2008 году – за счет консолидации активов («РТКомм.Ру») и активизации продаж. 
 
Генеральный директор ОАО «Ростелеком» Константин Солодухин
Генеральный директор ОАО «Ростелеком» Константин Солодухин
 
Что касается маркетинговых инициатив для массового рынка дальней связи, то они ориентированы на сохранение и стимулирование роста объемов трафика. Как пояснил Константин Солодухин, «Ростелеком» находится в более сложных условиях, чем другие игроки рынка, так как оператору необходимо не допустить оттока абонентов: «На данный момент нам удалось остановить этот процесс. В 2009 году, если конкуренция будет расти, особенно с учетом изменений порядка набора при выборе оператора дальней связи, мы, разумеется будем терять долю рынка: при том, что сейчас наша доля составляет 84 %, в 2009 году мы можем снизить эту долю до 60 %, но не более. Удерживать долю рынка мы надеемся именно за счет маркетинговых инициатив». 

В числе самых ярких инициатив ушедшего года в компании называют запуск «плоского» тарифа «Ветер перемен». Так, количество абонентов, которые выбирали «Ростелеком» в качестве оператора pre select, после запуска этого тарифа увеличилось, однако не «драматически», как отметил Константин Солодузин, так как рынок не достаточно эластичен: абоненты консервативны и не готовы к сознательному выбору. Хотя в целом результат прироста абонентов после запуска этого тарифа оказался даже больше ожидаемого руководством компании.  

В дальнейшем в компании намерены диверсифицировать тарифную политику: будет осуществляться стимулирование роста дальнего трафика по определенным направлениям за счет снижения его стоимости и увеличения стоимости вызовов по другим направлениям. При этом «плоского» (тотального) снижения или повышения стоимости трафика не планируется. 

В компании считают, что объем рынка дальней связи за 2008 год увеличился мало – с среднем на 3-4 % (напомним, что в 2007 году объем этого рынка оценивался примерно в $3 млрд). При этом надо учитывать и тот факт, что часть «дальнего» трафика уходит в IP-сети и при подсчете не учитывается. 

Если говорить о слияниях и поглощениях 2008 года, то в феврале прошлого года было принято решение о продаже пакета акций компании «Голден телеком» в размере 11 %, что принесло 11,4 млрд рублей и дало финансовые возможности для дальнейших поглощений и покупок. Второе не менее важное событие ушедшего года – приобретение весной контрольного пакета акций ОАО «РТКомм.Ру», что позволило увеличить долю «Ростелеком» в уставном капитале «РТКомм.Ру» до 99,5 %. Данное приобретение дало возможность увеличить долю в сегменте магистрального доступа в Интернет, а также подключиться к ряду госпрограмм, таким образом более эффективно бороться за право на реализацию госпроектов – как крупных, так и на уровне отдельных ведомств. 

В этом году компания планирует работать без привлечения кредитных средств, сохранив при этом намерение приобретать ШПД-активы. В частности, сейчас ведутся переговоры примерно с 30 региональными операторами, причем, с 4 компаниями они находятся в завершающей стадии. Среди регионов, наиболее интересных для «Ростелеком» - Калининград, Екатеринбурги ряд областей ЦФО. «Мы будем заинтересованы, прежде всего, в покупках в тех регионах, где МРК не доминируют или сильна конкуренция между МРК и альтернативными операторами. 

Развитие сети оператора в 2008 году шло по двум направлениям: обеспечение резервирования сетей и транзита трафика в Азию, причем, последнее в 2009 году будет продолжено в связи с увеличением объема трафика партнеров. При этом инвестиции в основном будут направляться на развитие IP/MPLS-сети: телефонная сеть на данный момент удовлетворяет потребности компании и партнеров. Инвестиции на 2009 год запланированы на уровне 8,5-9 млрд рублей. Реализация проекта RJCN (подводной кабельной системы Россия – Япония) позволила привлечь дополнительный трафик между Европой и Азией через территорию РФ. Как будет в дальнейшем развиваться это направление бизнеса, пока сложно сказать, так как стоимость услуг с момента запуска проекта значительно упала и будет снижаться в дальнейшем, потому необходимо серьезно просчитывать новые затраты на этот проект.

Г-н Солодухин рассказал, что в компании разработана антикризисная программа, которая будет задействована, если влияние кризиса станет более заметным. На данный момент в «Ростелекоме» прогнозируют снижение трафика в 2009 году на 10 %. Уровень же рентабельности компании задан бюджетом и составляет 20 %, именно таких показателей и надеются придерживаться. Между тем сейчас уже прослеживается снижение маржинальности работы с международным рынком: это обусловлено изменением валютного курса. Таким образом, потери необходимо компенсировать: речь идет как об изменении ценовой политики на входящий трафик со стороны других стран, а также модернизации принципов работы с партнерами за рубежом (например, встречные обязательства по объему трафика и так далее). 

Что еще почитать не эту тему:

 
 

Автор: Алена Журавлева (info@mskit.ru)

Рубрики: Фиксированная связь, Интернет, Маркетинг, Кадры, Финансы

Ключевые слова: фиксированная связь, операторы фиксированной связи, рынок фиксированной связи, телефонная связь, Ростелеком, межгород

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

13.11.2024 Т2 запустил первый тариф после ребрендинга

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода

ITSZ.RU: последние новости Петербурга