Сервис быстрых инвестиций

В 2007-2008 гг. инвестфонды, казалось, нашли новый объект для вложений в интернете — сервисы микроблогов. Но теперь их интерес к этому явлению заметно подостыл. Ведь даже самый популярный из таких сервисов — Twitter до сих пор не решил, на чем зарабатывать
В отличие от большинства людей, американцу Джеку Дорси вопрос «что делаешь?» никогда не казался формальным. В какой-то момент он понял даже, что хотел бы всегда знать, чем занимаются его друзья. И тут же придумал Twitter — сервис коротких сообщений для друзей и коллег.

Лидер роста
964,5%
на столько выросла за год с февраля 2008 г. по февраль 2009 г. аудитория Twitter, по данным Compete.com.
159%
составил рост аудитории Facebook за тот же период.

Все это произошло в 2006 г., когда Дорси и его партнеры работали в компании Odeo, предоставлявшей услуги хостинга для подкастов, а также разработавшей софт для их записи. Когда дела у компании пошли плохо, Дорси, Биз Стоун и Эван Вильямс основали Obvious Corp., основным проектом которой стал twittr — так первоначально назывался Twitter по аналогии с популярным фотохостингом Flickr. Широкой публике новый сервис был представлен в августе 2006 г. Со временем его популярность стала расти, и уже весной 2007 г. он был выведен из Obvius в отдельную компанию — Twitter Inc.

Именно с Twitter началась популярность так называемого микроблогинга — социальных сервисов общения в интернете с помощью коротких сообщений (длиной не более 140 символов). К концу 2007 г. Twitter набрал, по данным Compete.com (сервис интернет-статистики), около 600 000 пользователей, но настоящим бумом микроблогинга стал 2008 год. По данным HubSpot, тогда в сообществе «твиттерян» зарегистрировалось до 70% нынешней аудитории сервиса, которая сейчас превышает 7 млн человек. Ежедневно в Twitter регистрируется 5000-10 000 пользователей (данные HubSpot).

Несмотря на то что Twitter сначала стал популярным именно в США, сейчас более 60% трафика на этом сервисе генерируется, по данным сайта Twitter, извне. Сервис популярен, например, в Великобритании, где одним из самых активных «твиттерян» является известный писатель Стивен Фрай (twitter.com/stephenfry). На его сообщения подписано почти 340 000 пользователей, или, как их называют в Twitter, «последователей» (followers). Нынешний президент США Барак Обама использовал Twitter для проведения своей избирательной кампании (twitter.com/BarackObama). Сейчас у него 562 000 подписчиков.

На второй год работы основателям Twitter удалось привлечь инвестиции в размере $5 млн от венчурных фондов Union Square Ventures, Charles River Ventures и Spark Capital. В 2008 г. те же фонды, а также Digital Garage Bezos Expeditions и бизнес-ангелы Марк Андриссен и Рон Конвей вложили в компанию еще $15 млн. А в феврале 2009 г., вопреки разразившемуся во всем мире финансовому кризису, Twitter получил третий раунд инвестиций — $35 млн от Institutional Venture Partners и Benchmark Capital.

Параллельно Twitter развивались два его основных конкурента — микроблогинг Pownce, основанный создателем популярного новостного ресурса Digg Кевином Роузом, и Jaiku — финский стартап, основанный Юри Енгестром. В 2008 г. появился еще один конкурент — сервис Plurk.

В октябре 2007 г. Jaiku была приобретена корпорацией Google. Крупнейший поисковик мира заинтересовался разработками Jaiku, касающимися общения через мобильные устройства, объясняли тогда представители Google. Но даже получив инвестиции от Google, Jaiku не удалось стать успешным. В прошлом году прошел слух, что Google забросила работу над Jaiku, а недавно корпорация официально объявила, что прекращает работу над этим сервисом. Jaiku попал в список проектов, закрывающихся в связи с кризисом. Google открыл исходные коды Jaiku для независимых разработчиков, чтобы те развивали его под именем JaikuEngine.

В декабре 2008 г. разработчики Pownce объявили о прекращении разработки сервиса в связи с его продажей компании SixApart.

Закрытие подобных сервисов логично, учитывая, что даже наиболее популярные из них пока не придумали, как извлекать доходы из своей аудитории. Основатели Twitter пишут в своем блоге, что есть масса вариантов монетизации их сервиса, но пока они решили сосредоточиться на его техническом развитии и продвижении. Параллельно они опубликовали вакансию специалиста по монетизации. В феврале один из основателей Twitter не исключил, что компания начнет взимать плату с компаний, заводящих в Twitter корпоративные блоги. А ведь такие уже есть, например, у CNN и Google.

За прошлый год аудитория Twitter выросла, по данным Nielsen, на 1382% (см. график на этой странице). Русскоязычная «община» Twitter, по данным rutwitter.com, — более 4700 пользователей.

Несмотря на открытый вопрос с монетизацией аудитории, Twitter оказался самым быстрорастущим сайтом не только с точки зрения количества подписчиков, но и с точки зрения инвесторов. В апреле прошлого года Twitter Inc. была оценена в $75 млн — такая оценка появилась в рейтинге «25 самых дорогих стартапов мира» от Silicon Alley Insider. А уже осенью — в $500 млн. Исходя из последней оценки, приобрести Twitter собиралась одна из двух крупнейших социальных сетей мира — Facebook. Но стороны так и не договорились — не сошлись в цене.

Еще одну оценку Twitter привела на прошлой неделе газета The Wall Street Journal: по данным ее источников, этот сервис стоит $255 млн.

Тем не менее Facebook использовала опыт Twitter и реформировала интерфейс своей первой страницы в его духе, отдав приоритетное место потоку коротких сообщений из статусов пользователей (строчка, в которой пользователь социальной сети коротко пишет, чем он сейчас занят). Обновление статуса сейчас — один из основных инструментов «оживления» среды социальных сетей. Его используют и MySpace, и российские «В контакте», «Блоги.Я.Ру», и даже «Одноклассники».

В российском сегменте тоже появилось несколько клонов Twitter. Одним из первых микроблогов стал smspr.ru; сейчас на его основе развивается проект mblogi.qip.ru в рамках РБК. О приобретении этого проекта думал «Финам», рассказал его представитель, но затем желание совершать сделку у компании пропало. Он считает, что микроблоги хорошо развиваются в рамках социальных сетей как дополнительный инструмент общения, но не как отдельный проект.

Главная проблема микроблогов — неясность бизнес-модели, считает аналитик фонда ABRT Кирилл Данилюк. Сервисом Twitter пользуются многие, но как их заставить заплатить и за что — неясно. В целом, по словам Данилюка, микроблогинг малоинтересен инвесторам, за исключением разве что Twitter.

«Мне уже поступало два предложения об инвестировании в проект или о его продаже, но в целом я бы не стал говорить об «интересе инвесторов», — рассказывает создатель российского сервиса микроблогов Juick.com Антон Угнич. Микроблоги совсем недавно стали популярны в рунете, должно еще пройти некоторое время, считает он.
Как взломали Twitter

В начале 2009 г. в официальном блоге Twitter появилось сообщение одного из основателей этого сервиса — Биза Стоуна, сообщившего, что Twitter взломан хакерами, которые получили доступ к 33 аккаунтам знаменитых «твиттерян». В частности, атаке подверглись аккаунты Барака Обамы, Бритни Спирс, ведущего телеканала CNN Рика Санчеза и др. Аккаунты были немедленно заблокированы администрацией Twitter.

Анастасия Голицына

Источник: Ведомости (http://vedomosti.ru)

Рубрики: Маркетинг, Финансы, Web

Ключевые слова: рамблер, mail ru, онлайн, online, одноклассники ру, вконтакте, веб, web, интернет магазин

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

29.09.2020 ЦОД на вырост. Опыт «Комплекс-Инфо»

24.09.2020 Сбер замахнулся на экосистему

24.09.2020 Цифровое ускорение: Tele2 рассказал о коронавирусных трендах

22.09.2020 Половина российских интернет-пользователей не пользуется онлайн-кинотеатрами

16.09.2020 Умные вещи стали слабым звеном

14.09.2020 «Дом.ru» разгоняется до гигабита

08.09.2020 Использование ИИ может стать обязательным для ретейла

03.09.2020 Рынок ПК: возродиться, чтобы упасть

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода

ITSZ.RU: последние новости Петербурга