rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 
 
 
     
     
 
 
 
     
     
 

Бескомпромиссные пираты

Недавно создатели знаменитого файлообменного сервиса The Pirate Bay («Пиратская бухта») оказались вынуждены судиться со звукозаписывающими компаниями и переносить серверы из страны в страну. Но бороться с нелегальным контентом в сети по-прежнему трудно
В феврале этого года администраторы The Pirate Bay Фредерик Ней, Карл Лундстром, Петер Сунде и Готфрид Варг предстали перед Верховным судом Швеции по обвинению в пособничестве пиратству (по иску Международной федерации звукозаписывающих компаний (IFPI). В ходе процесса выяснилось, что судьи и обвинители с трудом представляют схему работы торрент-трекера. Они решили наказать их за нелегальное тиражирование контента, не приняв во внимание, что трекеры сами файлы не хранят. В результате с администраторов The Pirate Bay была снята половина обвинений.

Что такое торренты
BitTorrent (англ. – поток битов) – пиринговый (p2p) сетевой протокол, позволяющий обмениваться файлами через интернет; придуман в 2001 г. программистом Брэмом Коэном. Принцип работы: файлы передаются не целиком, а частями, при этом каждый пользователь, закачивая файлы, параллельно отдает их другим пользователям. BitTorrent-tracker (трекер) – веб-сервер, координирующий bitTorrent-клиенты. Помогает пользователям связаться друг с другом, но сам не участвует в обмене файлами. Файлы на трекере не хранятся, только информация о них и IP-адреса пользователей.

Борьба без результата

The Pirate Bay, пожалуй, единственный крупный торрент-трекер, не идущий на договоренности с правообладателями. В информации на сайте piratebay.org говорится: на сервере хранятся только торрент-файлы, там нет авторского контента, поэтому любые жалобы от правообладателей или лоббистских организаций будут осмеяны и опубликованы на сайте. Владельцы большинства других серверов, помогающих пользователям со всего мира обмениваться контентом, утверждают, что готовы прекратить делать это (снять «раздачи») по первому требованию правообладателя. Такие обещания опубликованы, например, на сайтах Mininova.org и Isohunt.com. Сотрудничает с правообладателями и российский Torrents.ru — на его сайте созданы специальные аккаунты с особыми правами, и владельцы прав могут сами удалять раздачи своего контента.

Файлообменные сети — давняя головная боль правообладателей. IFPI оценивает ущерб от скачивания лицензионного контента в этих сетях в миллиарды долларов. Первой жертвой звукозаписывающей индустрии стала файлообменная сеть Napster. Когда-то самый многообещающий стартап молодого программиста Шона Феннинга, привлекший $17 млн от Angel Investors и Hummer Winblad Venture Partners, получил первый иск от Американской ассоциации звукозаписывающей индустрии (RIAA) в 1999 г. После череды судебных процессов и компромиссных соглашений с правообладателями в 2001 г. сеть была окончательно закрыта и преобразована в интернет-магазин, который в 2008 г. приобрела розничная сеть BestBuy. С тех пор гонениям подверглись пиринговые проекты Kazaa, eMule, Gnutella.

Но и бороться с файлообменом стало сложнее — последователи Napster учли его опыт и конструировали не централизованные сети, а распределенные. Поэтому если владельцев Napster и Kazaa можно было обвинить в незаконном хранении файлов и арестовать серверы, то с Gnutella и The Pirate Bay дело обстоит сложнее. Пиратский контент хранится на компьютерах самих пользователей, а p2p-клиенты (специальные программы, размещенные на серверах) только помогают им искать интересующие файлы.

Это, правда, не помешало шведской полиции арестовать в 2006 г. серверы The Pirate Bay и закрыть сайт. Впоследствии шведский минюст признал действия полиции неправомерными, но во избежание возможных будущих неприятностей сайт The Pirate Bay перестал пользоваться услугами хостинга шведских провайдеров. У держателей «бухты» даже возникла мысль купить остров Sealand — платформу времен Второй мировой войны вблизи Британских островов, на которую не распространяются законы об авторском праве. Но из $138 млн, требовавшихся на покупку, им удалось собрать лишь $17 000.

Сухие цифры

Трафик сетей по обмену файлами (p2p, peer-to-peer) доминирует в общем объеме интернет-трафика в большинстве регионов, следует из отчета Internet Study 2008/09 немецкой компании Ipoque. Минимальный показатель — 45% всего трафика — приходится на страны Ближнего Востока, максимальный — 70% — на страны Восточной Европы.

Доля p2p-трафика все же начала снижаться — главным образом за счет перетекания пользователей на сервисы онлайнового видео вроде YouTube. Так, в Восточной Европе еще в 2007 г. доля p2p была заметно выше сегодняшней — 83%. А в целом по миру этот показатель в дневное время составлял в 2007 г. 89%, а в ночное — 95%. Cisco прогнозирует, что в 2009 г. 36,7% всего мирового интернет-трафика придется на скачивание видео для ПК и ТВ, а трафик файлообменных сетей составит «всего» 40,2% в общем объеме.

Самые популярные торрент-трекеры — The Pirate Bay и Mininova — обеспечивают доступ к файлам 23 млн и 22 млн пользователей соответственно. За год аудитория этих трекеров выросла более чем вдвое. По данным The Pirate Bay, этот трекер обслуживает свыше 50% всех торрентов в мировой сети. По данным Alexa.com, 34,8% пользователей этого трекера родом из США. В top-5 апологетов «Пиратской бухты» также входят Индия (9%), Великобритания (6,1%), Швеция (4,9%) и Канада (3,4%). А вот Россия лишь на 11-м месте со скромными 1,7%. Российских пользователей Mininova еще меньше — 1,1%. У пользователей рунета есть свои любимые трекеры: самые популярные — Torrents.ru и Tfile.ru, занимающие 13-е и 59-е места в рейтинге российских сайтов соответственно (данные Alexa.com).

Запрет и контроль

Лоббисты звукозаписывающих компаний решили зайти с другой стороны и воздействовать на правительства разных стран, чтобы те законодательно либо запретили файлообмен, либо обязали провайдеров контролировать p2p-трафик. Так, в феврале этого года суд обязал датских провайдеров блокировать The Pirate Bay. А в марте IFPI предъявила ультиматум норвежской Telenor, требуя блокировать доступ к «Пиратской бухте». Telenor отказалась сделать это без решения суда, но если решение будет, то и Норвегия пойдет по датскому пути. Аналогично поступил ирландский провайдер Eircom, отказавшийся блокировать сайт по требованию Ирландской ассоциации звукозаписывающих компаний.

Некоторые провайдеры, не блокируя доступ к файлообменным серверам, фильтруют p2p-трафик. В этом был уличен в прошлом году крупнейший американский провайдер Comcast. Федеральная комиссия по связи (FCC) США выяснила, что Comcast блокировал трафик BitTorrent, меняя группы протоколов, отвечающие за передачу трафика в пиринговых сетях. Таким образом, Comcast, по мнению FCC, нарушил принцип «сетевого нейтралитета» американских провайдеров. Представители Comcast отрицали причастность к фильтрации трафика, но вскоре внесли изменения в пользовательское соглашение, из которого следует, что провайдер практикует «разумное управление сетевым трафиком в соответствии с отраслевыми стандартами». Ранее RIAA попросила провайдеров уменьшить скорость доступа в интернет самым активным пользователям файлообменных сетей. Comcast нашел компромисс, поставив ограничение на любое скачивание — 250 Гб в месяц.

Все это не противоречит американскому законодательству, ведь в США доступ в интернет считается услугой добавленной стоимости и не требует лицензирования, объясняет совладелец «Независимого обзора провайдеров» Александр Милицкий. Поэтому при первой же жалобе со стороны, например, владельца прав провайдер может разорвать договор с клиентом или заблокировать те или иные протоколы. В России это невозможно, замечает Милицкий, поскольку установить нарушение авторского права может только суд.

Реалии рунета

В России интернет-доступ лицензируется и подчиняется закону «О связи», в котором есть понятие равного доступа к услугам связи. То есть отказать в услуге провайдер может, только если клиент нарушает правила технического доступа либо не платит. Если речь идет о хостинге, то «подозрительные» серверы могут быть изъяты по заявлению прокуратуры, но только до окончательного решения суда. Пиринговый трафик дает большие нагрузки на сеть, поэтому некоторые провайдеры пытаются контролировать его объемы, «зажимая» скорость, признает коммерческий директор «Акадо телекома» Вадим Ваньков. Но сейчас, по его словам, дешевле расширить канал, чем покупать дорогостоящее оборудование, которое умеет фильтровать, отделяя p2p-трафик от других его видов. «Комстар-ОТС» не борется с p2p-трафиком, говорит его директор по развитию сервисных платформ и сетей Виктор Белов. Он оценивает долю p2p-трафика в общем объеме потребляемого абонентами трафика в 30%. Гендиректор оператора «Караван» Андрей Касьяненко оценивает долю p2p в структуре трафика домашних сетей и операторов в 50%. И этот трафик имеет тенденцию к росту: например, в Москве лавинообразный рост пирингового трафика за последние два года был обусловлен ростом проникновения широкополосного доступа в интернет и введением безлимитных тарифов.

В России со стороны государства тоже были инициативы установить ответственность провайдеров за контент, говорит Милицкий. Он вспоминает дело признанного пиратским ресурса Zaitcev.net, за размещение которого был осужден хостинг-провайдер «Мастерхост». Но в этом году решением Высшего арбитражного суда предыдущее решение было отменено.

Анастасия Голицына
 

Источник: Ведомости (http://vedomosti.ru)

Рубрики: Интернет

Ключевые слова: интернет, WiMAX, wi fi, wifi, adsl

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода

ITSZ.RU: последние новости Петербурга