Добавить новость
Добавить компанию
Добавить мероприятие
Эпоха «последней мили»
23.04.2009 02:06
версия для печати
Среди основных тенденций телекоммуникационного рынка в прошедшем году генеральный директор ОАО «МегаФон» Сергей Солдатенков выделил, прежде всего, стремление предложить клиентам конвергентные услуги и фокус на эскалации выручки за счет повышения цен на свои услуги. Кроме того, в 2008 году российские операторы связи стали участниками рынка терминального оборудования: начались продажи модемов и iPhone. Еще одним отличием прошедшего года стал экономический кризис, который отразился и на рынке телекоммуникаций в целом, и на результатах работы «МегаФон». По данным компании на конец 2008 года в сети «МегаФон» насчитывалось порядка 43,6 млн абонентов. При этом наиболее многочисленным из российских регионов присутствия оператора оказалось Поволжье: в сети «МегаФон-Поволжье» на конец года обслуживалось порядка 9,9 млн абонентов. На втором месте по количеству абонентов находится «МегаФон Северо-Запад» - 7,7 млн абонентов, на третьем – «МегаФон-Москва» с 6,5 млн абонентов. Таким образом, на долю «МегаФон-Москва» пришлось 15 % от совокупной абонентской базы оператора, на долю «МегаФон Северо-Запад» - 18 %, на долю «МегаФон-Поволжье» - 23 %. Количество абонентов «МегаФон», филиалы В целом абонентская база «МегаФон» за 2008 год выросла на 22 %, что на 2 % больше, чем за 2007 год. При этом прирост доли рынка оказался таким же, как и в 2007 года – 2 %: в 2006 году доля рынка этого оператора составляла 19 %, в 2007 году – 21 %, а в 2008 году – 23 %. В компании отмечают, что в прошедшем году «МегаФон» стал лидером по приросту абонентской базы в России как в абсолютном, так и в относительном выражении: 52 % от чистого прироста пользователей мобильной связи в России в 2008 году пришлось на этого оператора. Как рассказали представители оператора, в начале текущего года наблюдался спад в притоке абонентов: «В начале года мы не проводили традиционных стимулирующих акций, что и вызвало некоторый спад подключений. В марте мы эти акции запустили, и это позволило стабилизировать продажи. Кроме того, мы не планируем поднимать цены, так как в текущей ситуации нет необходимости стимулировать резкое, но кратковременное увеличение прибыли. Такой подход может привести к тому, что абонент уйдет туда, где услуги дешевле». Одним из значимых достижений компании в 2008 году Сергей Солдатенков назвал то, что удалось снизить уровень оттока клиентов: если в 2007 году среднемесячный отток составлял 3,5 % от среднего количества клиентов, то в 2008 году удалось достичь показателя в 3,2 %. Наиболее значимой причиной изменений оттока в компании называют программы лояльности, например – «МегаФон-Бонус». Так, в 2007 году ее проникновение составляло 25 %, а к концу 2008 года – уже 33 %. В компании рассказали, что средняя продолжительность пребывания в сети абонента, который является участником программы «МегаФон-Бонус», в полтора раза выше, чем у других абонентов. Ожидаемая же выручка от участника программы за срок его пребывания в сети «МегаФон» в два раза выше, чем в среднем по абонентской базе. Г-н Солдатенков отметил, что в последнее время в связи с высоким уровнем проникновения сотовой связи в России заметно «ухудшение» качества новых абонентов. Кроме того, заметно замедление роста объемов потребления базовых услуг. Если в 2007 году прирост ARPU составил 18 %, то в 2008 году – лишь 3 %: с 360 рублей до 372 рублей. В течение года динамика ARPU была неравномерной. Так, в первом и втором кварталах наблюдался рост ARPU, однако в третьем квартале темпы роста замедлились и начали снижаться. То же самое и с голосовым трафиком. Прирост потребления в первом квартале составил 7 %, во втором – 12 %, в третьем – 6 %, а в четвертом – 3 %. Причем, в 2007 году в четвертом квартале прирост потребления голосового трафика составлял 13 %. При этом MOU выросло довольно значительно: если в 2007 году увеличение MOU составило 33 минуты, то в 2008 году – 45 минут и достигло к концу прошлого года показателя в 289 минут. Кроме того, в компании отметили, что в 2009 году заметен отток абонентов, приезжавших в Россию на работу: в связи со сложной экономической ситуацией многие из них вынуждены были вернуться к себе домой. Драйвером роста остается мобильный доступ в Интернет. В частности, трафик передачи данных вырос за год на 435 % до 1,766 Петабайт, доход же от передачи данных в общем доходе от VAS составил 26 %. Выручка от VAS за год увеличилась на 7 млрд рублей: 25,2 млрд рублей в 2008 году против 18,2 млрд рублей в 2007 году. При этом темпы прироста выручки оказались чуть выше, чем в 2007 году, когда прирост составил 6,6 млрд рублей. Доля VAS в совокупной выручке в 2008 году составила 14,5 %, что на 2,2 % выше, чем в 2007 году и на 3 %, чем в 2006 году. При этом по доле в общей VAS-выручке в России «МегаФон» находится на втором месте после МТС с 28 %. По ARPU от VAS «МегаФон» является лидером среди российских операторов как в 2008, так и в 2007 году. ARPU VAS абонентов «МегаФона» в 2007 году составляло $2, в 2008 году - $2,3, тогда как у занимающего второе место по этому показателю «ВымпелКома» в 2007 году VAS ARPU равнялось $1,5, а в 2008 году - $1,8. «Прежде всего, важна не техника, не железо, а бизнес-модель и понимание того, что нужно клиентам, - комментирует лидерство компании по этому показателю Лариса Ткачук, заместитель генерального директора ОАО «МегаФон» по коммерческим вопросам. - Если мы сравним количество запущенных услуг у операторов «большой тройки», то «МегаФон» окажется далеко не на первом месте. Вопрос не в количестве допуслуг, не в технологических платформах – дело в тех бизнес-моделях, которые используются. Мы, например, запустили с небольшим отрывом от МТС услугу RBT, но результаты у нас разные: у нас более 9 млн пользователей услуги, у наших конкурентов – другая модель и более низкие результаты. Мы выигрываем за счет понимания того, кому, как и на каких условиях продавать услуги». Что касается технологического развития сети, то в 2008 году компания сфокусировалась на развитии систем радиодоступа (65 %), преимущественно для расширения емкости сети. 11 % приходится на корневые системы, а 24 % - на транспортные сети. В 2009 году в компании планируют снизить инвестиции в увеличение емкости сети 2G за счет строительства сети 3G. На конец 2008 года количество базовых станций оператора составило 21,5 тыс., что на 21 % больше, чем в 2007 году. При этом инвестиции в развитие 3G в 2008 году составили около $250 млн. Общее количество регионов России, где к концу 2008 года действовали сети «третьего поколения», составило 23. Количество базовых станций 3G на Северо-Западе – 1056, в Сочи – 45, в Дагестане – 185. Если говорить о финансовых результатах 2008 года, то консолидированная выручка компании выросла на 24,9 % по сравнению с 2007 годом и составила 175,451 млрд рублей, а чистая прибыль увеличилась на 30,5 % и достигла 44,319 млрд рублей. При этом в компании отмечают, что выручка «МегаФон» растет быстрее, чем у других операторов «большой тройки». Причем, с 2002 года доля «МегаФон» в выручке «большой тройки» в России увеличилась с 16 % до 32 %. Отметим, что «ВымпелКом» еще не подвел официальные итоги 2008 года, так что вышеназванные данные являются прогнозными – на основе аналитических отчетов Morgan Stanley и RenCap. EBITDA оператора в 2008 году составила $3,5 млн, что на 26 % больше, чем в 2007 году. При этом порядка 35 % EBITDA формируют операции в Московском регионе. Прогнозы на 2009 год в компании довольно оптимистичные. Так, рост выручки в рублях составит примерно 5-7 %, драйверами роста должны стать как VAS-услуги, так и рост потребления голосовых услуг. Также ставка делается на клиенториентированное обслуживание – в том числе в связи с этим запланировано развитие собственной ретейловой сети, в планах компании за 18 месяцев открыть 500 салонов по России. «Через два-три года мы придем к тому, что в стране будет несколько крупных монобрендовых операторских сетей, - прогнозирует Лариса Ткачук. - Точки продаж и обслуживания для операторов очень важны: это «последняя миля» к клиенту. Мы много тратим на то, чтобы демонстрировать клиентам услуги и учить ими пользоваться, но именно благодаря этому через наши собственные точки продаж мы привлекаем более качественных клиентов, которые приносят больший доход». Кроме того, представители компании рассказали, что в рамках сотрудничества с «Евросетью», о котором было объявлено в этом месяце, планируется привлечь около 7 млн абонентов. Инвестиции в развитие сегмента ШПД запланированы на уровне $0,5 млрд, причем, часть из них может пойти на покупки региональных операторов: как отметил г-н Солдатенков, компания видит себя как универсального оператора и соответственно будет вести политику по слияниям и поглощениям. Бизнес-рынок сейчас видится компании очень перспективным: кризисная ситуация позволяет «переманить» много корпоративных клиентов. Как рассказали в компании, многие из тех бизнес-клиентов, кто долгое время пользовался услугами одного оператора, сейчас озаботился оптимизацией расходов, что приводит к организации тендеров. Если на конец 2008 года доля бизнес-сегмента в общей выручке оператора составляла около 8 %, то в 2009 году планируется увеличение доли. В Московском регионе, например, прогнозируется удвоение доли корпоративных абонентов. Что еще почитать на эту тему: 17 апреля 2009 г. Лидером по выручке. Планирует стать «МегаФон» в этом году 13 апреля 2009 г. По пути партнерства. Идут сотовые операторы 20 мая 2008 г. Эпоха взросления стандарта Автор: Алена Журавлева (info@mskit.ru) Рубрики: Мобильная связь, Интернет, Маркетинг, Кадры, Финансы Ключевые слова: Билайн, МТС, GSM, МегаФон, Скай Линк
наверх
Для того, чтобы вставить ссылку на материал к себе на сайт надо:
|
||||||
А знаете ли Вы что?
MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра13.11.2024 Т2 запустил первый тариф после ребрендингаз>
13.11.2024 Т2 запустил первый тариф после ребрендинга 13.11.2024 Т2 запустил первый тариф после ребрендинга |
||||