rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 

Снова о SOA

10 сентября 2009 года в Москве на круглом столе, организованном CNews Conferences, прошло обсуждение возможностей и проблем внедрения Service-Oriented Architecture - сервис-ориентированной архитектуры – SOA. По данным CNews Analytics, готовность к реализации SOA-проектов высказали только крупные компании (43,8 % опрошенных), в степени высокой готовности – 12,5 %. Остальные считают, что в настоящей экономической ситуации им не до того (18,7 %), а четверть опрошенных еще только начинают задумываться о целесообразности внедрения SOA.
Напомним, что сервисная архитектура представляет собой структурированную комбинацию сервисов и технологий, служащих для поддержки сервисной модели бизнес-процессов. Она позволяет комбинировать сервисы, интегрируя и объединяя их, создавать собственные сервисы и использовать наработки сторонних компаний. 

Старший аналитик CNews Analytics Мария Попова отметила, что сегодня «мода на SOA уступила место детальному анализу необходимости ее использования». Оказалось, что внедрение данной  архитектуры может стать эффективной лишь в тех компаниях, где бизнес- и ИТ-компоненты подпадают под ряд стандартных критериев. SOA, по словам Марии Поповой, востребована компаниями, «для которых гибкость и скорость реакции на изменения являются ключевыми». Это банки, операторы, транспортные компании. Вторая группа заказчиков – те, что стремятся существенно повысить эффективность бизнеса. И третья группа – компании, столкнувшиеся с проблемой объединения разрозненных приложений. По данным исследования CNews Analytics, в 2009-2010 гг наиболее заинтересованы в SOA будут отрасли: телеком, банки, госсектор и ТЭК. Малую заинтересованность проявляет производство и ретейл. Доля остальных отраслей ничтожно мала. 

Однако нельзя забывать, что SOA-проекты сложны в реализации, имеют долгий срок внедрения (это длящийся процесс), требуют серьезных стартовых вложений и обязательные масштабные предпроектные работы. Кроме того, на рынке не хватает профильных специалистов в этой области. 

Исполнительный директор МНП Намил Леонид Гладких отметил, что переход на SOA требует четкого планирования затрат. Это сложно, но с помощью таких показателей, как ROI, TCO, CLA и других вполне возможно.  Естественно желание заранее оценить экономическую эффективность SOA-решения. Но это невозможно сделать на первоначальном этапе. В любом случае расчет возврата инвестиций должен быть основан на экономии. Специалисты считают, что основной эффект от SOA заключается в экономии усилий при создании и модификации приложений, а также возможность использования имеющихся приложений. 

Ведущий системный архитектор SOA/BPM Oracle СНГ Владимир Энгельс советует на первом этапе внедрения произвести обкатку решения сначала на одном компьютере. Затем такой «проект в пробирке» расширить на небольшую площадку. Нельзя сразу переходить к внедрению и тиражированию решения. Владимир Энгельс подчеркнул, что одной из проблем при внедрении SOA является пренебрежение вопросами обучения пользователей. Вместе с тем, он также отметил, что не смотря на наличие на рынке средств разработки таких решений, многое до сих пор заказчики делают «на коленке». 

Все участники круглого стола согласились с тем, что успешность проектов SOA определяется готовностью к инновациям со стороны топ-менеджмента. Проект должен делаться в интересах бизнеса, а не замыкаться в рамках ИТ-подразделения. Вместе с тем ИТ-специалисты должны быть в состоянии успешно поддерживать созданное решение, иначе оно станет тормозом развития бизнеса, что недопустимо. 

Проблемы взаимоотношений ИТ и бизнеса затронул руководитель департамента архитектуры систем поддержки бизнеса «ВымпелКом» Максим Смирнов. Он отметил, что при построении SOA зачастую ИТ занимает выжидательную позицию: ждет, условно говоря, когда бизнес придет и принесет четко описанные процессы, которые останется только запрограммировать. В «ВымпелКоме», к счастью, всё по-другому. 

Директор департамента информационных технологий СИБУР-Русские шины Марина Аншина упомянула проблему частой смены менеджмента, в интересах которого работает ИТ. Разработка, оказывается неудобной и невостребованной, в случае увольнения одного менеджера и прихода на его место другого человека. 

Все участники круглого стола также отметили проблему разработки интерфейсов при реализации проектов SOA. Об эргономике вспоминают в большинстве случаев только на финальной стадии проекта, что плохо. 
Но основным тормозом успешной реализации SOA-проектов, как правило, являются организационные проблемы. Значимым же доводом в пользу SOA может стать для компаний возможность сохранения существующих решений за счет стандартизации взаимодействия и небольшой доработки. 

Что еще почитать по этой теме:



Автор: Елена Шашенкова (info@mskit.ru)

Рубрики: Интеграция, Маркетинг, ПО

Ключевые слова: автоматизация, система управления, интеграция

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

18.04.2024 В России на 30% вырос спрос на ИБ-специалистов, умеющих работать с искусственным интеллектом

09.04.2024 Семейный бум: «Ростелеком» зафиксировал значительный рост подключений к пакетным предложениям цифровых услуг и мобильной связи

09.04.2024 Яндекс представил Карты с персональными рекомендациями

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода

ITSZ.RU: последние новости Петербурга