rss Twitter Добавить виджет на Яндекс
Реклама:
     
 

Разговор о сервис-ориентированной архитектуре продолжается

1 апреля 2010 г. в Москве AHConferences провела V конференцию «SOA-2010». Вендоры, чьи имена известны во всем мире, утверждают, что выгодной альтернативой покупке набора приложений для автоматизации бизнес-процессов, охватывающих несколько видов деятельности или пакетных систем, может быть проект сервис-ориентированной архитектуры, который за меньшие финансовые вложения позволит объединить системы и автоматизировать бизнес-процессы, охватывающие несколько приложений.

Начальник отдела технической архитектуры и интеграции «Ренессанс Кредит» Олег Фирстов, однако подчеркнул, что SOA нельзя внедрять, её можно только строить. То есть, построение  SOA не является проектом внедрения в традиционном смысле этого слова. «SOA – это не продукт, а архитектурный подход и образ мышления», - считает Олег Фирсов. – «Интеграция приложений – это только один из первых шагов на пути к SOA, а настоящая сервис-ориентированная архитектура начинается с массовым многократным использованием сервисов».

«Ренессанс Кредит» строил SOA в течение нескольких лет. Это было связано с последовательной реализацией проектов «Расчетная карта» и «Депозиты», которые осуществлялись в сжатые сроки. Ранее банк специализировался на кредитовании клиентов – физических лиц. Этот бизнес-процесс довольно сложный, его автоматизация осуществляется с помощью нескольких систем, интеграция и взаимодействие которых осуществляется в банке через единую сервисную шину (ESB). Так удалось организовать необходимые связи между системами.  В проекте «Расчетная карта» были задействованы собственные программисты банка – 2 человека. Этого оказалось достаточно, тем более, что уже имеющиеся элементы SOA исключили потребность в разработке новых сервисов. Проект «Депозиты» шел на фоне более крупного проекта «Оптимизация закрытия дня» - автоматизации ключевого бизнес-процесса банка.

 

Руководитель направления Oracle Fusion Middleware, «SOA, BPM, Integration», Oracle Владимир Алексеев

Руководитель направления Oracle Fusion Middleware,
«SOA, BPM, Integration», Oracle Владимир Алексеев

 

Подытоживая, Олег Фирстов рассказал, что все проекты завершились успешно. В настоящее время SOA стала частью корпоративной культуры банка. Количество используемых сервисов приближается к пятидесяти. В качестве практических рекомендаций Олег Фирстов посоветовал внимательнее относиться к интерфейсам сервисов и их грануляции, использовать BPEL только для долгоживущих процессов, не использовать для перекачки большого количества batch’евых данных. А главное – не бояться ошибаться.

Начальник архитектурного отдела ДИТ «ЮниКредит Банка» Михаил Хайзников также поделился опытом создания SOA. Банк имеет централизованную ИТ-инфраструктуру – всё сосредоточено в одном центральном ЦОДе. Используемое программное обеспечение было разработано, в основном, своими силами на платформе AS/400. «Всё работало хорошо, и SOA была не нужна», - рассказывал Михаил Хайзников. Даже при объединении с «ЮниКредит Банком Австрия АГ» вполне хватило возможностей messenger broker, которым пользовались не первый год. В банке имелось решение на платформе IBM WebSphere MB/MQ – передовое по тем временам (2004 год).

 

Начальник архитектурного отдела ДИТ «ЮниКредит Банка» Михаил Хайзников

Начальник архитектурного отдела ДИТ «ЮниКредит Банка» Михаил Хайзников

 

Необходимость во внедрении новой автоматизированной системы в банке возникла в связи с открытием нового, розничного направления. Так в 2005 году начался проект по внедрению АБС FlexCube. Была создана группа внедрения, где сконцентрировалась работа по предоставлению ИТ-сервисов. Эта группа со временем стала отделом SOA.

По словам Михаила Хайзникова, первой серьезной проблемой на пути построения SOA в банке стала «инерция традиционной интеграции». То есть, проект по внедрении АБС дважды (!) начинали делать традиционным способом, полагая, что это более дешевый и простой путь. Оказалось, что этот путь отнюдь не легче, в том числе потому, что в банке было много унаследованного программного обеспечения, с помощью которого автоматизированы различные бизнес-процессы.

Вторая проблема, которую назвал Михаил Хайзников, касалась необходимости унификации справочных данных. При развитии SOA важно обращать внимание на первичные источники информации, чтобы понимать, где она формируется. Не секрет, что не только «ЮниКредит Банке», но и во многих других структура АБС в филиалах различна.

Построение SOA длилось не один год, банку требовалось всё большее количество сервисов, причем и новых, и прежних, которые были сформированы в унаследованных системах. Михаил Хайзников отметил, что одной из сложностей этого пути было тестирование. Одно из уязвимых мест SOA – внесение изменений в одно из приложений влечет зачастую непредсказуемое поведение остальных. Впрочем, это касается любой сложной системы. Если используется кластерное решение, то оно должно быть разработано специально для SOA архитектуры – не лишне предусмотреть резервирование единой сервисной шины.

 

Выставка в фойе

Выставка в фойе

 

Директор департамента информационных технологий «ЮниКредит Банка» Ярослав Медокс отметил, что все, перечисленные выше, проблемы не новы, они проявились уже при объектно-ориентированном программировании. Индустриальный подход требует наличия управления требованиями, проведения анализа архитектуры, стандартизации, управления изменениями, промышленных методов тестирования. «Вендоры обещали легкую жизнь с SOA, однако это возможно лишь при грамотном построении архитектуры», - подчеркнул Ярослав Медокс. – «Уровень зрелости организации должен быть достаточно высоким, в противном случае начинать построение SOA не следует».

О своем опыте построения SOA на конференции рассказали представители «БТА Банка», РОСНО, Министерства образования и науки РФ, BNP Paribas Group. О продуктах для построения SOA рассказал представитель компании Oracle, а о решениях на их основе – специалисты ЛАНИТ.

Автор: Елена Шашенкова (info@mskit.ru)

Рубрики: Интеграция, Маркетинг

Ключевые слова: интеграция, системная интеграция

наверх
 
 
     

А знаете ли Вы что?

     
 

MSKIT.RU: последние новости Москвы и Центра

18.04.2024 В России на 30% вырос спрос на ИБ-специалистов, умеющих работать с искусственным интеллектом

09.04.2024 Семейный бум: «Ростелеком» зафиксировал значительный рост подключений к пакетным предложениям цифровых услуг и мобильной связи

09.04.2024 Яндекс представил Карты с персональными рекомендациями

NNIT.RU: последние новости Нижнего Новгорода

ITSZ.RU: последние новости Петербурга